Дело №2-214/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Михайловск 04 февраля 2011 года
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Гладских Е.В.,
при секретаре Емцеве А.Г.,
с участием:
заявителя Р,
представителя заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края по - доверенности Я.,
помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края Дремовой В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда гражданское дело по заявлению Р о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района от января 2011 года, обязании Территориальной избирательной комиссией Шпаковского районо зарегистрировать Р. в качестве кандидата в депутаты Думы муниципального образования станицы Н. Шпаковского района Ставропольского края по многомандатному избирательному округу №.
УСТАНОВИЛ:
Р. обратился в Шпаковский районный суд с заявлением о защите избирательных прав.
В обоснование своих требований заявитель указал, что в январе 2011 года им было подано в Территориальную избирательную комиссию Шпаковского района Ставропольского края, заявление о самовыдвижении в качестве кандидата в депутаты Думы муниципального образования станицы Н. Шпаковского района Ставропольского края по многомандатному избирательному округу № в соответствии со статьями Закона.
В январе 2011 года Территориальной избирательной комиссией Шпаковского районо вынесено постановление об отказе заявителю в регистрации кандидатом в депутаты Думы муниципального образования станицы Н. Шпаковского района Ставропольского края по многомандатному избирательному округу №. В данном постановлении указано, что заявитель неверно указал наименование представительного органа муниципального образования станицы Н. Шпаковского района Ставропольского края, но заявитель уверен, что в заявлении правильно указал наименование представительного органа муниципального образования станицы Н. Шпаковского района Ставропольского края. Территориальная избирательная комиссия Шпаковского района Ставропольского края не предоставила заявителю доказательства неправильного написания заявления и члены комиссии посоветовали обратиться в суд.
В постановлении об отказе заявителю в регистрации кандидатом в депутаты Думы муниципального образования станицы Н. Шпаковского района Ставропольского края по многомандатному избирательному округу №, что территориальная избирательная комиссия Шпаковского района Ставропольского края направила ему извещение с уведомлением о возможности внесения изменений и дополнений в представленные документы не позднее января 2011 года, но заявитель не получал никакого извещения. Так же, в постановлении указано, что заявитель кандидат на должность главы муниципального образования станицы Н. Шпаковского района Ставропольского края, что неверно, так как заявитель не выдвигался на указанную должность.
На основании изложенного заявитель Р. просит суд признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района, обязать Территориальную избирательную комиссию Шпаковского района зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы муниципального образования станицы Н. Шпаковского района Ставропольского края по многомандатному избирательному округу №.
В судебном заседании Р. поддержал заявленные требования и просил суд их удовлетворить в полном объеме. Уточнил, что заявление о защите избирательных прав подано им в порядке главы ГПК РФ. Пояснил, что до настоящего времени не получил извещение Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района о необходимости внесения изменений в поданное им заявление о согласии баллотироваться. Считает, что факт его несвоевременного извещения повлек необоснованный отказ его регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Представитель заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края по доверенности Я. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований заявителя, поскольку постановление Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района является законным и обоснованным. Пояснил, что избирательная комиссия не известила заявителя о заседании комиссии, где была выявлена неполнота сведений, однако направила ему письменное извещение, в котором отражены недостатки, выявленные в заявлении Р. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты. Подтвердить факт получения заявителем извещения избирательной комиссии не может, поскольку письмо направлено без почтового уведомления. Иными способами заявитель не информировался о выявленных недостатках. В установленный законом срок Р. не устранил недостатки в заявлении, что послужило основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Помощник прокурора Шпаковского района Ставропольского края в судебном заседании просила удовлетворить заявленные Р. требования, поскольку территориальной избирательной комиссией Шпаковского района Ставропольского края не предоставлено доказательств своевременного извещения Р. о выявленных нарушениях в его заявлении.
Представитель заинтересованного лица – И. Ставропольского края, будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
С учетом положений ГПК РФ, мнения участвующих лиц, суд считает возможным начать и окончить рассмотрение дела в отсутствие не явившегося заинтересованного лица по имеющимся материалам.
Выслушав мнение заявителя, заинтересованного лица, прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявленные Р. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в декабре 2010 Думой муниципального образования станицы Н. Шпаковского района Ставропольского края вынесено решение Думы муниципального образования станицы Н. Шпаковского района Ставропольского Согласно КЗ самовыдвижение кандидата по одномандатному (многомандатному, единому избирательному округу может производиться со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через - дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Постановлением Территориальной избирательной полномочия окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы муниципального образования станицы Н. Шпаковского района Ставропольского края возложены на территориальную избирательную комиссию Шпаковского района.
В соответствии с ФЗ о выдвижении кандидата избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные указанным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в Федерального закона, иных предусмотренных Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при внесении избирательного залога В силу Федерального закона, основанием для отказа в регистрации кандидата, является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Вместе с тем, Федерального закона предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Таким образом федеральный законодатель в качестве правовых гарантий избирательного процесса предусмотрел право кандидатов исправить допущенные ими нарушения в связи с наличием документов оформленных с нарушением требований Федерального закона, при этом избирательная комиссия для реализации данного права в силу. В соответствии с постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Федерального закона на заседание избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, приглашается кандидат либо его представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения.
С учетом указанных норм, уведомить кандидата об имеющихся нарушениях, допущенных им при оформлении документов, необходимых для его регистрации, и предоставить ему срок для исправления недостатков в соответствии с данной нормой является обязанностью соответствующей избирательной комиссии.
Из материалов дела усматривается, что в январе 2011 года Р. представил в Территориальную избирательную комиссию Шпаковского района заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность депутата муниципального образования станицы Н. Шпаковского района Ставропольского края по многомандатному избирательному округу №, не указав вид представительного органа.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Шпаковского района от января 2011 года Р. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы муниципального образования станицы Н. Шпаковского района Ставропольского края по многомандатному избирательному округу №, на основании Федерального закона (л.д. 7).
Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности с доводами сторон и требованиями действующего законодательства, суд полагает обоснованными доводы заявителя о незаконности постановления территориальной избирательной комиссии Шпаковского района об отказе в регистрации Р. на должность кандидатом в депутаты Думы муниципального образования станицы Н. Шпаковского района Ставропольского края по многомандатному избирательному округу № по следующим основаниям.
Как видно по материалам дела и установлено судом, в нарушение требований постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации рабочая группа территориальной избирательной комиссии Шпаковского района не известила заявителя о заседании комиссии от января 2011 года, где была выявлена неполнота сведений указанных в его заявлении, однако в январе 2011 года в адрес Р. направлено соответствующее извещение о выявленных нарушениях, которым также сообщено, что заседание комиссии по вопросу регистрации кандидата назначено на января 2011 года.
В соответствии с ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Суд приходит к выводу о том, что в нарушение требований ГПК РФ территориальной избирательной комиссией не предоставлено суду документальных доказательств, свидетельствующих о том, что в установленный пунктом Федерального закона срок, заявитель Р. был надлежащим образом извещен о допущенных нарушениях при подачи заявления. Доводы Р. о не получении извещения не опровергнуты представителем территориальной избирательной комиссии Шпаковского района.
В силу п. вышеуказанного постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, если избирательная комиссия в срок, установленный ФЗ, не известила кандидата о выявленных недостатках в предоставленных для уведомления о выдвижения и регистрации кандидата документов либо, если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований ФЗ или иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, исключении кандидата из списка по основаниям, предусмотренным подпунктом подпунктов Федерального закона.
С учетом изложенного суд считает обоснованными доводы заявителя Р. о том, что ввиду ненадлежащего извещения о выявленных нарушениях он был лишен возможности осуществления своих избирательных прав и дальнейшего участия в выборах в качестве кандидата в депутаты Думы муниципального образования станицы Н. Шпаковского района Ставропольского края по многомандатному избирательному округу №.
Согласно ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
Суд находит несущественными доводы заявителя, о том, что пункт резолютивной части оспариваемого постановления содержит сведения о том, что Русанов О.Ю. является кандидатом на должность Главы муниципального образования станицы Н. Шпаковского района Ставропольского края, поскольку указанная ссылка является технической опечаткой и не влечет нарушение избирательных прав заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Заявление Р. о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района от января 2011 года, обязании Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района зарегистрировать Р. в качестве кандидата в депутаты Думы муниципального образования станицы Н. Шпаковского района Ставропольского края по многомандатному избирательному округу № – удовлетворить.
Признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссией Шпаковского районо вынесено постановление от января 2011 года об отказе Р. в регистрации кандидаты в депутаты Думы муниципального образования станицы Новомарьевская Шпаковского района Ставропольского края по многомандатному избирательному округу №.
Обязать Территориальную избирательную комиссию Шпаковского района зарегистрировать Р. в качестве кандидата на должность депутата Думы муниципального образования станицы Н. Шпаковского района Ставропольского края по многомандатному избирательному округу №.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение 5 дней со дня его вынесения.
Председательствующий судья Е.В. Гладских