Дело № 2-191/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Михайловск 03 февраля 2011 года
Судья Шпаковского районного суда Ставропольского края Евтухова Т.С.
с участием:
заместителя прокурора Шпаковского района Иванова Е.М.
заявителя Герасименко Л.А.
представителей территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края Ященко В.В., выступающего по доверенности № 01-11/63 от 24.01.2011 года,
при секретаре Буриковой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Герасименко Л.А. о защите избирательных прав,
УСТАНОВИЛ:
Решением Думы муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края третьего созыва от ….. года № …… назначены выборы главы муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края на …….. года.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края № ……… года Герасименко Л.А. отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя территорию муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.
…….года Герасименко Л.А. обратилась в Шпаковский районный суд с заявлением об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Шпаковского района № …….года об отказе в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя территорию муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края; обязать территориальную избирательную комиссию Шпаковского района зарегистрировать её кандидатом на должность главы муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по тем основаниям, что …….. года было принято решение о назначении выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае на ……года.
……года она представила в территориальную избирательную комиссию Шпаковского района документы, необходимые для выдвижения на должность главы МО Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края. ….. года ею был открыт специальный избирательный счет кандидата.
….. года она представила в территориальную избирательную комиссию Шпаковского района …… подписных листов, содержащих …. подписей избирателей и финансовый отчет, необходимые для регистрации кандидатом на должность главы МО Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.
……….года территориальной избирательной комиссией Шпаковского района была проведена проверка подписных листов, в результате которой все представленные подписи избирателей были признаны недействительными.
В протоколе проверки подписных листов указано, что основанием для признания недействительных подписей избирателей послужило нарушение требований к оформлению подписных листов. Однако, в соответствии с п. …… Федерального Закона № ……….кандидат вправе заменить представленный документ в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
В соответствии с ……..Закона Ставропольского края ……….. территориальная избирательная комиссия обязана была заблаговременно сообщить о времени проведения проверки подписных листов. Она была оповещена за ……. часа до заседания по телефону, в связи с чем, из-за дальности расстояния не смогла явиться на заседание рабочей группы.
В соответствии с ФЗ …. основания для признания подписей недействительными устанавливаются законом.
Из решения комиссии № …….года об отказе в регистрации следует, что подписи избирателей признаны недействительными в соответствии с. . Федерального Закона….., со статьей 4 Закона Ставропольского края «Об избирательных комиссиях в Ставропольском крае», статьей. .Закона Ставропольского края…..
Также при оформлении постановления территориальная избирательная комиссия представила неверные сведения (...прекращение финансовых операций по специальному избирательному счету, открытому кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Новомарьевская Шпаковского района), в то время как она является кандидатом на должность Главы МО Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.
В соответствии подпункта …. ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата.
В пункте …. Закона Ставропольского края ….. указаны исчерпывающие основания для признания недействительными подписи избирателей. Согласно данному закону содержащиеся в представленных ею подписных листах, подписи избирателей являются действительными.
Таким образом, избирательная комиссия не имела оснований для отказа ей в регистрации, обязана была зарегистрировать в качестве кандидата на должность Главы МО Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.
Заявитель Герасименко Л.А. поддержала заявление по изложенным в нем основаниям, дополнив, что она не получила ведомости проверки подписных листов, в которых указываются основания признания подписей избирателей недействительными и не получила копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недействительными. Также её не уведомили о заседании ТИК, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Считает, что если бы её поставили в известность в установленные законом сроки о нарушении оформления подписных листов, а именно, о необходимости их сброшюровать и пронумеровать, то соответственно она устранила бы эти нарушения.
Представитель территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края (далее по тексту ТИК) Ященко В.В. просил отказать в удовлетворении заявления, так как Герасименко Л.А., ссылаясь на п. …Федерального закона от …. -ФЗ …. игнорирует тот факт, что этим же пунктом устанавливается исключение - за исключением подписных листов с подписями избирателей. Таким образом, Федеральным законом установлено, что кандидат не вправе вносить изменения в подписные листы с подписями избирателей, в связи с чем, оснований для официального уведомления Герасименко Л.А. о заседании ТИК не было.
Рабочей группой территориальной избирательной комиссии Шпаковского района по приему и проверке избирательных документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию Шпаковского района при проведении выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований Деминского сельсовета, Дубовского сельсовета, Казинского сельсовета, Надеждинского сельсовета, станицы Новомарьевской, Пелагиадского сельсовета, Татарского сельсовета, Темнолесского сельсовета и Цимлянского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края все подписи избирателей в подписных листах, предоставленных заявителем, признаны недействительными в соответствии с подпунктом ….Закона Ставропольского края от……….
Подписные листы, представленные Герасименко Л.А., оформлены с нарушением требований пункта …….. Ставропольского края от…….., а именно подписные листы не были сброшюрованы и пронумерованы, что является существенным нарушением и служит основанием для признания всех подписей избирателей недействительными.
Заявление кандидата о том, что территориальной избирательной комиссией Шпаковского района нарушены требования пункта ………. краевого закона не соответствует действительности, так как итоговый протокол вручен лично Герасименко Л.А. в установленный Законом срок.
Кроме того, Герасименко Л.А. было известно о нарушении оформления подписных листов из итогового протокола проверке подписных листов, который ей был вручен.
На первом этапе проверки подписных листов рабочая группа выявила указанные нарушения и было принято решение подписи избирателей не исследовать, в связи с чем, ведомости проверки подписных листов не составлялись.
Определением Шпаковского районного суда от …….года в качестве заинтересованного лица была привлечена Избирательная комиссия Ставропольского края.
Представитель Избирательной комиссии Ставропольского края, в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, в соответствии со ст.260.1 ГПК РФ, с учётом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Избирательной комиссии Ставропольского края.
Заместитель прокурора Шпаковского района Иванов Е.М. в своем заключении просил удовлетворить требования заявителя Герасименко Л.А., так как при вынесении решения об отказе в регистрации кандидата территориальной избирательной комиссией Шпаковского района были нарушены избирательные права Герасименко Л.А.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимность и достаточность всех доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя по следующим основаниям.
Согласно …….Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют права избираться и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а так же участвовать в референдуме.
Порядок организации и проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае регулируется Законом Ставропольского края………...
В соответствии с ч.. .Закона Ставропольского края от …. гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях и быть избранным депутатом в представительный орган муниципального образования, а по достижении 21 года вправе быть избранным главой муниципального образования, иным выборным должностным лицом местного самоуправления.
Согласно ст….. Федерального закона самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В соответствии со ст…. Закона Ставропольского края от … право выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному (многомандатному), единому избирательному округу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему пассивным избирательным правом. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру только в одном одномандатном (многомандатном) избирательном округе. Самовыдвижение кандидата по одномандатному (многомандатному), единому избирательному округу может производится со дня официального опубликования (публикация) решения о назначении выбора и не позднее чем через … дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру по одномандатному (многомандатному), единому избирательному округу, уведомляет об этом соответствующую избирательную комиссию путем подачи письменного заявления о самовыдвижении. Одновременно с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены иные документы, предусмотренные Федеральным законом.
Решением Думы муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края третьего созыва от ….назначены выборы главы муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края на …года.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Шпаковского района от …..определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края –…, максимальное количество подписей – ….
…… года кандидат Герасименко Л.А. представила в территориальную избирательную комиссию Шпаковского района документы, необходимые для выдвижения на должность главы муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.
…. года кандидат Герасименко Л.А. представила в территориальную избирательную комиссию Шпаковского района подписные листы, необходимые для регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.
….. года рабочей группой территориальной избирательной комиссии Шпаковского района по приему и проверке избирательных документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию Шпаковского района при проведении выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований Деминского сельсовета, Дубовского сельсовета, Казинского сельсовета, Надеждинского сельсовета, станицы Новомарьевской, Пелагиадского сельсовета, Татарского сельсовета, Темнолесского сельсовета и Цимлянского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края (далее-рабочая группа) были рассмотрены подписные листы, представленные кандидатом Герасименко Л.А., где содержались ….подписи избирателей.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от …года в результате рассмотрения подписных листов рабочей группой были признаны недействительными ….подписи избирателей в связи с нарушением требований к оформлению подписных листов, установленных ….Закона Ставропольского края и в соответствии с подпунктом ….Закона Ставропольского края (л.д….). При этом ведомость проверки подписных листов не составлялась.
В соответствии ……Федерального закона от…., ст.4 Закона Ставропольского края, и на основании ст…. Закона Ставропольского края Постановлением территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края № ….года отказано кандидату Герасименко Л.А. в регистрации её кандидатом на должность главы муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края (л.д…..).
Не согласившись с данным постановлением, а также с отказом в регистрации, Герасименко Л.А. обратилась в суд за защитой своих избирательных прав.
В силу …. Федерального закона от …. ФЗ ….основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество недостоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление … и более процентов недостоверных и (или) действительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее … подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Согласно …. Федерального закона регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Пунктом …. Федерального закона установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее …. процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
В силу ст…. Закона Ставропольского края от ….. соответствующая избирательная комиссия обязана проверить соблюдение требований федерального законодательства, настоящего Закона при выдвижении кандидата, списка кандидатов (п. 1). В случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей (п. 2). Проверке подлежит не менее … процентов от необходимого для регистрации количества подписей, собранных в поддержку кандидатов, списков кандидатов.
В соответствии …. Закона Ставропольского края подписные листы представляются в соответствующую избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде, с указанием количества подписей, собранных на соответствующей территории.
В судебном заседании было установлено, что рабочей группой все подписи избирателей были признаны недействительными в связи с тем, что кандидатом Герасименко Л.А. были представлены подписные листы не в сброшюрованном и пронумерованном виде, без указания количества подписей.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Шпаковского района от …. установлено, что при проведении выборов глав муниципальных образований проверке подлежат все представленные в поддержку выдвижения кандидата подписи избирателей.
Судом также установлено, что при заседании рабочей группы подписи избирателей не проверялись.
Согласно п. …. Федерального закона, недействительной подписью признается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.
В соответствии с …..Закона Ставропольского края … все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном и (или) оформленном с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом, установленных приложениями …. к данному Закону признаются недействительными.
В соответствии с подп. …..Федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
Судом установлено, что кандидат Герасименко Л.А. не была извещена о заседании избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о её регистрации и не направила соответствующее извещение в котором было бы указано какие из представленных документов, оформлены с нарушением требований Федерального закона иного закона, и в чем состоит данное нарушение.
Таким образом, суд считает, что территориальной избирательной комиссией Шпаковского района Ставропольского края были нарушены избирательные права кандидата Герасименко Л.А., поскольку ТИК не известила кандидата о выявленных недостатках в оформлении подписных листов, не проверила подписи избирателей, и соответственно не вправе была принимать решение об отказе в регистрации кандидата.
Также суд признает обоснованными доводы заявителя о не вручении ей ведомости проверки подписных листов, поскольку в соответствии ч….. Закона Ставропольского края № ……избирательная комиссия, проверявшая соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, обязана изготовить заверенные руководителем рабочей группы ведомости проверки, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными или недействительными… В этом случае избирательная комиссия обязана немедленно после получения соответствующего требования выдать ведомости проверки кандидату. Данное требование закона ТИК выполнено не было.
Вместе с тем, суд не может принять во внимание доводы заявителя Герасименко Л.А., что при оформлении постановления территориальная избирательная комиссия представила неверные сведения (...прекращение финансовых операций по специальному избирательному счету, открытому кандидатом на должность главы муниципального образования ст. Новомарьевская Шпаковского района), в то время как она является кандидатом на должность Главы МО Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, так как в данном случае имеет место техническая описка.
В соответствии со ст. … Федерального закона …..года (с последующими изменениями и дополнениями) (далее по тексту Федеральный закон) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей …. настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами …. настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
С учётом вышеназванных положений федерального и краевого законодательства, анализа представленных доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя Герасименко Л.А. об отмене постановления избирательной комиссии муниципального образования г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от …. «Об отказе в регистрации Герасименко Л.А. кандидатом на должность главы муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу и об обязании зарегистрировать кандидат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Отменить постановление территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края от …… «Об отказе в регистрации Герасименко Л.А. кандидатом на должность главы муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края».
Обязать территориальную избирательную комиссию Шпаковского района зарегистрировать Герасименко Л.А. кандидатом на должность главы муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования Темнолесского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение 5 дней.
Председательствующий судья: Т.С. Евтухова