Решение от 11.02.2011 года по делу № 2-246/2011 по заявлению Р. о защите избирательных прав



Дело № 2-246/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Михайловск 11 февраля 2011 года

Судья Шпаковского районного суда Ставропольского края Климов Е.Л.

с участием:

помощник прокурора Шпаковского района Дремовой В.Д.,

заявителя Р.,

представителя территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края Ященко В.В., выступающего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре судебного заседания Бабиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Р. о защите избирательных прав,

УСТАНОВИЛ

Решением Думы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края третьего созыва от NNNN года № NNNNN назначены выборы главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края на 13 марта 2011 года.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края № NNNNN от NNNNNгода Р. отказано в регистрации его кандидатом на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.

NNNNN года Р. обратился в Шпаковский районный суд с заявлением об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Шпаковского района от NNNNN года № NNNNN «Об отказе в регистрации Р. кандидатом на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя все территорию муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края»; об обязании территориальную избирательную комиссию Шпаковского района Ставропольского края зарегистрировать его кандидатом на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.

В судебном заседании заявитель Р. поддержал заявленные требования, суду пояснил, что NNNNN года он сдал в территориальную избирательную комиссию Шпаковского района документы, необходимые для выдвижения на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.

NNNNN года сдал в территориальную избирательную комиссию Шпаковского района подписные листы, необходимые для регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, в количестве NNNNN шт. – NNNNN подписей.

NNNNN года рабочей группой членов территориальной избирательной комиссии Шпаковского района была проведена проверка подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, по итогам которой пришли к выводу, что все представленные подписи являются недействительными.

NNNNN года на заседании территориальной избирательной комиссии Шпаковского района, было объявлено постановление, которым отказано в регистрации его кандидатом на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.

Не согласен с постановлением территориальной избирательной комиссии Шпаковского района, так как его не извещали о выявлении неполноты сведений или несоблюдении требований закона к оформлению документов необходимых для выдвижения на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, а при сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, руководствовался не только Федеральным законом, но и Гражданским кодексом, согласно которому праздничные дни не входят в подсчет срока.

Просит отменить постановление территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края от NNNNN года № NNNNN «Об отказе Р. в регистрации его кандидатом на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края; обязать территориальную избирательную комиссию Шпаковского района зарегистрировать его кандидатом на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.

Представитель территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края Ященко В.В. просил отказать в удовлетворении заявления, считает постановление территориальной избирательной комиссии законным и обоснованным.

Основной причиной отказа заявителю в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, является основание предусмотренное подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от NNNNN г. № NNNNN -ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», т.е. недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидатом.

Подписные листы, предоставленные Р. в комиссию, в нарушение пункта NNNNN статьи NNNNN Закона Ставропольского края от NNNNN г. № NNNNN -кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», не сброшюрованы и не пронумерованы, так же не указано количество подписей, собранных на соответствующей территории. Согласно данному пункту подписные листы предоставляются в вышеуказанном виде, т.е. на кандидата возложена обязанность предоставить подписные листы в сброшюрованном, пронумерованном виде, с указанием количества собранных подписей. Исследование всех предоставленных документов, в том числе и подписных листов, осуществляет рабочая группа территориальной избирательной комиссии Шпаковского района. Члены комиссии не вправе самостоятельно исследовать подаваемые кандидатом документы и давать им оценку до заседания рабочей группы. Следовательно, член территориальной избирательной комиссии, принимавший у кандидата подписные листы, соблюдая принцип равенства кандидатов, не мог исследовать их и дать заключение о не соответствии их нормам Закона Ставропольского края от NNNNN г. № NNNNN -кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», а тем более требовать от заявителя устранения нарушений по оформлению подписных листов.

NNNNN года, на заседании рабочей группы, в присутствии Р., были исследованы подписные листы и выявленные в ходе заседания рабочей группы нарушения занесены в ведомость проверки подписных листов, на основании которой составлен итоговый протокол, ведомость и итоговый протокол вручены Р. NNNNN года.

Выявленные нарушения в оформлении подписных листов, в соответствии с подпунктом NNNNN пункта NNNNN статьи NNNNN Краевого закона влекут признание всех подписей в подписных листах недействительными.

В ходе дальнейшего исследования подписных листов рабочей группой было установлено, что все 100 % подписей собраны вне пределов периода, определенного для сбора подписей в поддержку кандидата. В соответствии с пунктом NNNNN статьи NNNNN Краевого закона, сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата осуществляется в период, установленный для выдвижения кандидата. Согласно пункту NNNNN статьи NNNNN Краевого закона, самовыдвижение кандидата по единому избирательному округу может производиться со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Днем официального опубликования решения о назначении выборов является NNNNN года, соответственно, отсчитав 25 дней получим срок окончания периода выдвижения NNNNN года, это крайний день по сбору подписей. Подписи избирателей в подписных листах датированы не ранее NNNNN года, то есть, собраны вне пределов периода, определенного для сбора подписей и в соответствии с подпунктом NNNNN пункта NNNNN статьи NNNNN Закона Ставропольского края от NNNNN г. № NNNNN -кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», все 100 % признаны недействительными.

Рабочей группой территориальной избирательной комиссией были выявлены и другие нарушения, которые отображены в ведомости проверки подписных листов и в итоговом протоколе, но и приведенных выше нарушений считает достаточными для отказа в регистрации кандидату на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Р..

Просил отказать в удовлетворении заявления Р. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края от NNNNN г. № NNNNN.

Определением Шпаковского районного суда от NNNNN года в качестве заинтересованного лица была привлечена избирательная комиссия Ставропольского края.

Представитель избирательной комиссии Ставропольского края, в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя избирательной комиссии Ставропольского края. Суд, в соответствии со ст. 260.1 ГПК РФ, с учётом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя избирательной комиссии Ставропольского края.

Помощник прокурора Шпаковского района Дремова В.Д. в своем заключении просила отказать в удовлетворении требований заявителя Р., так как установленные законодательством требования при оформлении подписных листов в поддержку кандидата нарушены.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимность и достаточность всех доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя по следующим основаниям.

В соответствии со ст. NNNNN п. NNNNN Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № NNNNN -ФЗ от NNNNN года (с последующими изменениями и дополнениями) (далее по тексту Федеральный закон) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей NNNNN настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами NNNNN - NNNNN статьи NNNNN настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Порядок организации и проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае регулируется Законом Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» № NNNNN -кз от NNNNN года (в редакции Законов Ставропольского края от NNNNN года № NNNNN -кз, от NNNNN года № NNNNN -кз, от 29.06.2010 года № NNNNN -кз).

Решением Думы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края третьего созыва от NNNNN года № NNNNN назначены выборы главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края на NNNNN года.

Постановлением территориальной избирательной комиссией Шпаковского района от NNNNN года № NNNNN определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края – NNNNN (2%), максимальное количество подписей – NNNNN (не более 10%). Также установлено, что при проведении выборов глав муниципальных образований проверке подлежат все представленные в поддержку выдвижения кандидата подписи избирателей.

NNNNN года Р. подал в территориальную избирательную комиссию Шпаковского района заявление о согласии баллотироваться на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края и документы, необходимые для выдвижения на данную должность, в том числе светокопию 2-3, 4-5 страниц паспорта, всего на 2 листах.

NNNNN года кандидат Р. представил в территориальную избирательную комиссию Шпаковского района подписные листы, необходимые для регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.

Согласно п. NNNNN ст. NNNNN Федерального закона регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Пунктом NNNNN ст. NNNNN Федерального закона установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.

В силу ст. NNNNN Закона Ставропольского края от NNNNN года № NNNNN -кз "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае" соответствующая избирательная комиссия обязана проверить соблюдение требований федерального законодательства, настоящего Закона при выдвижении кандидата, списка кандидатов (п. 1). В случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей (п. 2).

NNNNN года рабочей группой территориальной избирательной комиссии Шпаковского района по приему и проверке избирательных документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию Шпаковского района при проведении выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований Деминского сельсовета, Дубовского сельсовета, Казинского сельсовета, Надеждинского сельсовета, станицы Новомарьевской, Пелагиадского сельсовета, Татарского сельсовета, Темнолесского сельсовета и Цимлянского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края (далее - рабочая группа) были рассмотрены все подписные листы (12), представленные кандидатом Р. и проверены все подписи избирателей (119), что подтверждается ведомостью проверки подписных листов.

Согласно итоговому протоколу о результатах проверки подписных листов с подписями избирателей от NNNNN года, из NNNNN представленных на проверку подписей в поддержку выдвижения Р., NNNNN (100%) подписей признаны недействительными.

В силу п.п. «NNNNN» п. NNNNN ст. NNNNN Федерального закона от NNNNN года № NNNNN -ФЗ «Об основных, гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество недостоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) действительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края № NNNNN от NNNNN года отказано кандидату Р. в регистрации его кандидатом на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.

В соответствии с п. NNNNN ст. NNNNN Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов осуществляется в период, установленный настоящим Законом для выдвижения кандидата, списка кандидатов.

В соответствии с п. NNNNN ст. NNNNN Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» самовыдвижение кандидата по одномандатному (многомандатному) округу может производиться со дня официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов.

Решением Думы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края третьего созыва от NNNNN года № NNNNN назначены выборы главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края на 13 марта 2011 года. Решение вступило в силу со дня его официального опубликования, то есть NNNNN года.

Следовательно последний день для сбора подписей избирателей и предоставления подписных листов в избирательную комиссию, является дата NNNNN года.

В соответствии с п.п. NNNNN п. NNNNN ст. NNNNN Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» подписи избирателей, собранные вне пределов периода, определенного настоящим Законом для сбора подписей в поддержку кандидатов считаются недействительными.

Судом были исследованы NNNNN подписных листов в поддержку кандидата на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края Р., а именно от NNNNN года – 2 подписных листа, от NNNNN года – 1 подписной лист, от NNNNN года - 3 подписных листа, от NNNNN года – 1 подписной лист, от NNNNN года - 5 подписных листов.

Согласно исследованного в судебном заседании протокола о результатах проверки подписных листов с подписями избирателей от NNNNN года, из NNNNN представленных на проверку подписей в поддержку выдвижения Р., NNNNN (100%) подписей признаны недействительными.

Процедура проведения проверки подписных листов, а также составление итогового протокола соответствует положениям постановления территориальной избирательной комиссии <адрес> от NNNNN года за № NNNNN «Об утверждении Положения о Рабочей группе территориальной избирательной комиссии Шпаковского района по приему и проверке избирательных документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию Шпаковского района при проведении выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований Деминского сельсовета, Дубовского сельсовета, Казинского сельсовета, Надеждинского сельсовета, станицы Новомарьевской, Пелагиадского сельсовета, Татарского сельсовета, Темнолесского сельсовета и Цимлянского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края; ФЗ NNNNN от NNNNN года « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; Закону Ставропольского края от NNNNN года № NNNNN -кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае».

Таким образом, анализ вышеназванных положений федерального и краевого законодательства свидетельствует о том, что выводы рабочей группы территориальной избирательной комиссии Шпаковского района о признании недействительными подписей избирателей представленные в поддержку выдвижения кандидата Р. основаны на законе. Территориальная избирательная комиссия Шпаковского района Ставропольского края в соответствии с законом и в пределах своих полномочий отказала кандидату Р. в регистрации его кандидатом на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.

Доводы заявителя Р., о том что им не был нарушен период установленный для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, поскольку он при сборе подписей руководствовался не только Федеральным законом, но и Гражданским кодексом, согласно которого праздничные дни не входят в подсчет срока, суд считает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом NNNNN статьи NNNNN Федерального закона, вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Согласно исследованным в судебном заседании документов, необходимых для выдвижения на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, Р. представил светокопии отдельных страниц своего паспорта, а именно 2,3,4,5 страницы.

В соответствии с пунктом NNNNN ст. NNNNN Федерального закона N NNNNN -ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

В ходе судебного разбирательства установлено, что территориальная избирательная комиссия Шпаковского района Ставропольского края не извещала кандидата Р. о выявленной неполноте сведений о кандидате или несоблюдения требований закона к оформлению документов.

Анализ вышеназванных положений федерального и краевого законодательства свидетельствует о том, что доводы заявителя Р. о том, что он по вине избирательной комиссии не имел возможности оформить копию своего паспорта в соответствии с требованиями закона, являются обоснованными.

По вышеуказанным основаниям, суд признает необоснованной ссылки территориальной избирательной комиссии Шпаковского района в постановлении № NNNNN от NNNNN ода на нарушение кандидатом Р. подпункта «NNNNN» пункта NNNNN статьи NNNNN Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно: «отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Однако, признание судом необоснованной ссылки территориальной избирательной комиссии Шпаковского района в постановлении № NNNNN от NNNNN ода на нарушение кандидатом Р. подпункта «NNNNN» пункта NNNNN статьи NNNNN Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не может влиять на итоговое решение территориальной избирательной комиссии Шпаковского района № NNNNN от NNNNN ода об отказе кандидату Р. в регистрации его кандидатом на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя все территорию муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.

Руководствуясь ст.ст. 98, 100, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Р. в удовлетворении требований об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Шпаковского района от NNNNN ода № NNNNN «Об отказе кандидату Р. в регистрации его кандидатом на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя все территорию муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края»; об обязании территориальную избирательную комиссию Шпаковского района зарегистрировать его кандидатом на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение 5 дней с момента его вынесения.

Судья: Климов Е.Л.