Решение от 11.02.2011г. по делу № 2-244/2011 по заявлению Л. о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района



Дело №2-244/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Михайловск 11 февраля 2011 года

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Гладских Е.В.,

при секретаре Емцеве А.Г.,

с участием:

заявителя Л.,

представителя заявителя Л - адвоката СН.А.,

представителя заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края по - доверенности ЯВ.В.,

заместителя прокурора Шпаковского района Ставропольского края ИЕ.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда гражданское дело по заявлению Л о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района, обязании Территориальной избирательной комиссией Шпаковского районо зарегистрировать Л в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.

УСТАНОВИЛ:

Л обратился в Шпаковский районный суд с заявлением о защите избирательных прав.

В обоснование своих требований заявитель указал, что Территориальной избирательной комиссией Шпаковского района Ставропольского края вынесено постановление в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края». Данное постановление было мотивировано тем, что в результате рассмотрения рабочей группой подписных листов кандидата признаны недействительными 58 из 128 представленных заявителем подписей.

Заявитель полагает, что при вынесении данного постановления избирательной комиссией были нарушены нормы избирательного права Российской Федерации, которые выразились в следующем.

Заявителем, в соответствии с Законом Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» 24 января 2011 года были представлены в Территориальную избирательную комиссию Шпаковского района подписные листы, необходимые для регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края. Избирательная комиссия, проверяя подписные листы, в соответствии с п. 6 ст. 15 вышеуказанного закона, была обязана заблаговременно сообщить кандидату или его уполномоченному представителю о времени проведения проверки подписных листов, однако, этого Избирательная комиссия не сделала, чем нарушила права заявителя.

Кроме того, заявителем в избирательную комиссию было заявлено в устной форме требование о выдаче ведомостей проверки и копий официальных документов, на основании которых соответствующие подписи избирателей были признаны недействительными. Комиссией заявителю были выданы только ведомости проверки подписных листов, в выдаче копий официальных документов заявителю было отказано в устной форме без объяснений, чем также были нарушены права заявителя предусмотренные п.13 п. 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае».

На основании изложенного, заявитель просит суд признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района, обязать Территориальную избирательную комиссию Шпаковского района зарегистрировать его в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.

В судебном заседании заявитель Л., а также его представитель СН.А., поддержали заявленные требования и просили суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края по доверенности ЯВ.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований заявителя, поскольку постановление Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района является законным и обоснованным. Заявителем не указаны нормы права, в соответствии с которыми следует признать незаконным обжалуемое постановление.

Заместитель прокурора Шпаковского района Ставропольского края ИЕ.М., в судебном заседании, возражал против удовлетворения заявленных Л. требований, полагая, что заявителем не представлено достаточное количество действительных подписей в поддержку своей кандидатуры, доводы постановления Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края являются обоснованными.

Представитель заинтересованного лица - Избирательной комиссии Ставропольского края, будучи надлежащим образом, извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

С учетом положений ч. 1 ст. 260.1 ГПК РФ, мнения участвующих лиц, суд считает возможным начать и окончить рассмотрение дела в отсутствие не явившегося заинтересованного лица по имеющимся материалам.

Выслушав мнение заявителя, заинтересованного лица, прокурора, оценивая собранные по делу доказательства в совокупности с доводами сторон и требованиями действующего законодательства, суд полагает обоснованными доводы заявителя о незаконности постановления Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района об отказе в регистрации Л. на должность Главы муниципального образования Т сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по единому территориальному округу, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 264 ГПК РФ, регулирующей порядок рассмотрения и разрешения судом дел, возникающих из публичных правоотношений, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и исследует представленные материалы в полном объеме.

Судом установлено, что 2010 года Думой муниципального образования Т сельсовета Шпаковского района Ставропольского края вынесено решение «О назначении выборов главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края и выборов депутатов Думы муниципального образования Т сельсовета Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва 2011 года», которое было опубликовано Согласно Закона Ставропольского края от 2008 года «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» (далее по тексту краевой закон) самовыдвижение кандидата по одномандатному (многомандатному, единому избирательному округу может производиться со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Постановлениями Избирательной комиссии Ставропольского края от 2010 года полномочия избирательной комиссии муниципального образования Т сельсовета для подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления возложены на Территориальную избирательную комиссию Шпаковского района.

В соответствии со ФЗ от 2002 года о выдвижении кандидата избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные указанным Федеральным Законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Согласно ФЗ от 2002 года регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанного Федерального закона, иных предусмотренных Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при внесении избирательного залога (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 настоящей статьи.

В силу Закона от 2008 года количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, списка кандидатов, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, в соответствии с ФЗ, но не может быть менее 10 подписей.

Из постановления территориальной избирательной комиссии Шпаковского района от 2010 года следует, что численность избирателей муниципального образования Т сельсовета Шпаковского района по состоянию на 2010 года составляет - человек, необходимое количество подписей для регистрации кандидата на должность главы указанного муниципального образования составляет -, максимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата составляет 128.

Из материалов дела усматривается, что 2011 года Л. представил в Территориальную избирательную комиссию Шпаковского района заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность Главы муниципального образования Т сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, приобщив к заявлению необходимые документы.

2011 года в Территориальную избирательную комиссию Шпаковского района Ставропольского края Л представлено 28 подписных листов, содержащих 128 подписей избирателей, собранных в поддержку его кандидатуры.

На основании ФЗ, а также Закона Ставропольского края соответствующая избирательная комиссия обязана проверить соблюдение требований федерального законодательства, краевого закона при выдвижении кандидата, списка кандидатов. В случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.

Согласно ФЗ при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участника референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.

Аналогичная норма о необходимости извещения кандидата либо его доверенных лиц о проверке подписных листов избирателей содержится и в Законе Ставропольского края.

Из объяснений представителя Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края – ЯВ.В., а также заявителя Л. следует, что заявитель присутствовал на заседании рабочей группы Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края, на котором рассматривался вопрос проверки подписных листов кандидата. С учетом изложенного доводы заявителя Л. о его ненадлежащем извещении посредством телефонной связи являются несостоятельными, поскольку действующим законодательством не установлен вид соответствующего извещения.

В соответствии с Законом Ставропольского края недействительными признаются подписи, в том числе:

-подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;

- подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых не внесены избирателями собственноручно;

-подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;

- все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.

Из указанных норм вытекает, что неоговоренные исправления в подписном листе могут свидетельствовать о нарушении закона в части порядка заполнения и удостоверения подписного листа, что означает, что все исправления, произведенные в подписном листе, должны быть специально оговорены уполномоченным на то лицом.

В 2011 года рабочей группой Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района по приему и проверке избирательных документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию Шпаковского района при проведении выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - рабочая группа) были рассмотрены все подписные листы, представленные кандидатом Л. и проверены все подписи избирателей, что подтверждается ведомостью проверки подписных листов.

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидатуры Л. на должность Главы муниципального образования Т. сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, количество недействительных подписей в подписных листах составляет -, а именно:

- имеются неоговоренные исправления в сведениях об избирателе ;

- имеются неоговоренные исправления в сведениях об избирателе, дате внесения подписи избирателя – 2 подписи;

- имеются неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя (код 15) – 9 подписей;

- имеются неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя, не соответствующие действительности сведения об избирателе (код 15,16) – 2 подписи;

- имеются не соответствующие действительности сведения об избирателе (код 16) – 22 подписи;

- имеются неоговоренные исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (код 25) – 15 подписей;

- имеются не соответствующие действительности сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (код 26) – 5 подписей.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года основанием для отказа регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

02 февраля 2011 года Территориальной избирательной комиссией Шпаковского района Ставропольского края, на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального Закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года вынесено постановление № 24/303 «Об отказе в регистрации Лошакову В.В. в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края».

Исследовав в судебном заседании представленные Лошаковым В.В. в поддержку его кандидатуры оригиналы подписных листов, суд считает заявление последнего обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В нарушение указанной нормы процессуального права территориальной избирательной комиссией Шпаковского района не предоставлено суду документальных доказательств (справок УФМС и др.) того, что в представленных Л. подписных листах действительно имеются подписи избирателей, в которых отражены несоответствующие действительности сведения.

Суд считает необоснованными выводы рабочей группы о признании недействительными в подписном листе по причине проставления точек в серии паспортов избирателей и лица осуществлявшего сбор подписей, поскольку сам факт проставления точек в серии паспорта не создает каких – либо помех в прочтении и однозначном толковании серии и номера паспорта избирателя и лица, осуществлявшего сбор подписей, а также не искажает паспортные сведения.

Таким образом, суд признает данные сведения об избирателях и лице осуществлявшем сбор подписей, соответствующими действительности, в связи с чем указанные подписи подлежат исключению из числа недействительных, а именно 29 подписей.

Кроме того, по мнению суда подписи с 1и2 не являются недействительными, поскольку сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не имеют неоговоренных исправлений, отражены в полном объеме, в соответствии с требованиями Закона Ставропольского края. При визуальном осмотре указанного подписного листа судом установлено, что В., осуществлявшей сбор подписей избирателей, допущена техническая описка при переносе рукописного текста с указанием данных о месте её жительства, что не препятствует прочтению и достоверности указанных сведений. С учетом изложенного из числа недействительных также подлежат исключению 5 подписей.

В силу Закона Ставропольского края исправления в датах внесения подписей избирателей, а также в дате удостоверения, подписного листа должны быть специально оговорены, при отсутствии такой оговорки, указанные подписи и подписные листы признаются недействительными.

Анализируя содержание указанной нормы краевого закона, суд приходит к выводу, что, устанавливая обязательность на указание даты внесения подписи избирателя и удостоверения подписного листа, не содержащих неоговоренных исправлений, законодатель преследовал цель недопущения совершения удостоверения ранее наступления установленного законом одного из этапов выборной кампании – т. е. срока начала сбора подписей в поддержку кандидата. Иное могло бы поставить кандидатов в неравные условия по отношению друг к другу. Смысл наличия такой даты в подписном листе избирателей не позволяет удостоверить его ранее того времени, когда избиратель поставил свою подпись в поддержку кандидата.

Иными словами, удостоверение подписного листа сборщиком подписей и самим кандидатом направлено на подтверждение достоверности основной составляющей подписного листа - подписи избирателя, выразившего свое мнение в поддержку будущего кандидата.

Из визуального исследования характера исправлений в датах внесения подписей избирателей и удостоверения подписного листа – в удостоверения подписного листа, усматривается, что первоначально, т. е. до исправления, в перечисленных подписных листах указан год 2001, исправленный впоследствии на 2011 год. Оценивая данные обстоятельства, суд считает, что допущенные избирателями описки при заполнении подписных листов, в указании года не могут свидетельствовать о том, что сбор подписей избирателей производился в 2001 году (т. е. десять лет назад) по причине невозможности прогнозирования в указанный период календарного плана избирательного процесса на 2011 год. Более того, наличие явной описки подтверждается удостоверяющими датами лица, производившего сбор подписей. Таким образом, по указанному основанию из числа недействительных подписей подлежат исключению 10 подписей.

Суд учитывает, что под исправлением понимается внесение новых сведений взамен ранее существовавших, а небрежное указание одних и тех же сведений является помаркой. Как усматривается из представленных избирательной комиссией оригиналов подписных листов, при указании фамилии избирателя Д (допущены помарки, а факты исправлений отсутствуют. Выявленные помарки не создают помех в прочтении и однозначном восприятии фамилий избирателей, а также дат внесения подписей. Суд считает допущенные помарки незначительными, а соответственно не влекущими каких-либо негативных правовых последствий.

Наличие помарки в дате внесения подписи избирателя П оговорено и заверено соответствующей подписью избирателя.

С учетом вышеуказанного, из числа недействительных подписей подлежат исключению 4 подписи.

Таким образом, на основании исследованных в судебном заседании письменных доказательств, суд приходит к выводу о необходимости исключения 48 подписей из общего числа подписей, признанных недействительными рабочей группой Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района.

Таким образом, общее количество действительных подписей, предоставленных кандидатом Л составляет 118, что на одну подпись превышает необходимый минимум подписей, установленный постановлением Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности доводов заявителя Л. о незаконности оспариваемого решения Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района.

Согласно ч. 1 ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

В соответствии с Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 указанного Федерального Закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального Закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным Законом, иным законом.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 206, 260.1, 261 ГПК РФ, статьей 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд,

РЕШИЛ:

Заявление Л о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района, обязании Территориальной избирательной комиссией Шпаковского районо зарегистрировать Л в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Т сельсовета Шпаковского района Ставропольского края – удовлетворить.

Признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссией Шпаковского района об отказе Л. в регистрации на должность Главы муниципального образования Т сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.

Обязать Территориальную избирательную комиссию Шпаковского района зарегистрировать Л. в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования Т. сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение 5 дней со дня его вынесения.

После вступления решения суда в законную силу оно должно быть незамедлительно исполнено Территориальной избирательной комиссией Шпаковского района Ставропольского края.

Председательствующий судья Е.В. Гладских