Решение от 15.02.2011 г. по делу № 2-269/2011 по заявлению С. о признании незаконным постановления ТИК Шпаковского района СК об отказе в регистрации кандидата и об обязании территориальной избирательной комиссии Шпаковского района СК



Дело № 2-269/2011

мотивированное решение

изготовлено

18 февраля 2011 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Михайловск 15 февраля 2011 года

Судья Шпаковского районного суда Ставропольского края Евтухова Т.С.

с участием:

заместителя прокурора Шпаковского района И.

представителя заявителя С. – С., выступающего по доверенности от 26.01.2011 года

представителя территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края Я., выступающего по доверенности от 24.01.2011 года,

при секретаре Буриковой Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края об отказе в регистрации кандидата и об обязании территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края зарегистрировать кандидата,

УСТАНОВИЛ:

Решением Думы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва …… назначены выборы главы муниципального станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края на ……года.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края № …..года С. отказано в регистрации кандидатуры на должность главы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края.

….. года С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановление территориальной избирательной комиссии Шпаковского района № ……. года «Об отказе в регистрации С. кандидатом на должность главы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края»; об обязании территориальную избирательную комиссию Шпаковского района Ставропольского края зарегистрировать его кандидатом на должность главы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края по тем основаниям, что на …… года назначены выборы главы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу.

….. года им были представлены в территориальную избирательную комиссию Шпаковского района документы, необходимые для выдвижения на должность главы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края.

….. года им были представлены в территориальную избирательную комиссию Шпаковского района подписные листы с подписями избирателей, необходимые для регистрации на должность главы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края, в необходимом количестве, которые …… года рассмотрены рабочей группой ТИК, о чем был cоставлен итоговый протокол проверки подписных листов.

В результате рассмотрения подписных листов рабочей группой были признаны недействительными …. подписей из ….. предоставленной: …. подпись – в связи с исправлением в дате внесения подписи избирателя; ….. подписей – в связи с несоответствующими действительности сведениями об избирателях.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Шпаковского района № ….. от …. года ему отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края.

ТИК посчитала недействительной одну подпись в папке ….на строке ….. в связи с исправлением в дате внесения подписи избирателя. По его мнению, в дате внесения не содержится исправлений.

ТИК посчитала недействительными девять подписей, так как сведения об избирателях не соответствуют действительности. При этом комиссия не указала ни одного несоответствия указанным сведениям об избирателях. Считает, что все сведения об избирателях соответствуют действительности.

Таким образом, у комиссии отсутствовали правовые основания для признания указанных подписей недействительными.

Просит признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии Шпаковского района № ….. от ….. года об отказе в его регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края и обязать территориальную избирательную комиссию Шпаковского района зарегистрировать его кандидатом на должность главы указанного муниципального образования.

Заявитель С. в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, в соответствии со ст. 260.1 ГПК РФ, с учётом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя С.

Представитель заявителя С. – С. поддержал требования заявления по изложенным в нем основаниям, дополнив, что ТИК неправильно применила нормы избирательного права при признании подписей недействительными, так как имеет место неполнота сведений об избирателях, которую рабочая группа должна была предложить восполнить С., что сделано не было. Это обстоятельство является основанием для отмены постановления ТИК об отказе в регистрации. Просит признать незаконным постановление территориальной избирательной комиссии Шпаковского района № …….от …..года об отказе С. в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края и обязать территориальную избирательную комиссию Шпаковского района зарегистрировать С. кандидатом на должность главы указанного муниципального образования.

Представитель территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края (далее по тексту избирательная комиссия) Ященко В.В. просил отказать в удовлетворении заявления, так как считает, что Сафоновым Н.А. пропущен срок для обращения в суд, поскольку ранее, Сафонов Н.А. 31.01.2011 года обращался в суд с аналогичными требованиями и определением Шпаковского районного суда от 03.02.2011 года производство по делу по указанному заявлению Сафонова Н.А. было прекращено. Кроме того, ТИК правильно применил нормы закона при проверке подписей избирателей и признании подписей недействительными.

Определением Шпаковского районного суда от ……года в качестве заинтересованного лица была привлечена Избирательная комиссия Ставропольского края.

Представитель Избирательной комиссии Ставропольского края в суд не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Избирательной комиссии Ставропольского края. Суд, в соответствии со ст.260.1 ГПК РФ, с учётом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Избирательной комиссии Ставропольского края.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении требований заявителя, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимность и достаточность всех доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований заявителя Сафонова Н.А. по следующим основаниям.

Порядок организации и проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае регулируется Законом Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» № ….. года (в редакции Законов Ставропольского края от …..

В соответствии с ч. ….Закона Ставропольского края от …..года № …. гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста …. лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях и быть избранным депутатом в представительный орган муниципального образования, а по достижении ….. года вправе быть избранным главой муниципального образования, иным выборным должностным лицом местного самоуправления.

Статьей …. указанного Закона предусмотрено, что количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, составляет ….. % от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Решением Думы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва от ….. года № …. назначены выборы главы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края на ….. года (л.д. ).

Постановлением территориальной избирательной комиссией Шпаковского района от ……года № ……определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края –(….%), максимальное количество подписей – (не более …..%). Также установлено, что при проведении выборов глав муниципальных образований проверке подлежат все представленные в поддержку выдвижения кандидата подписи избирателей (л.д.

…… года С. подал в территориальную избирательную комиссию Шпаковского района заявление о согласии баллотироваться на должность главы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края и документы, необходимые для выдвижения на данную должность.

Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Пунктом 3 ст. 38 Федерального закона установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.

В силу ст…… Закона Ставропольского края от ……"О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае" соответствующая избирательная комиссия обязана проверить соблюдение требований федерального законодательства, настоящего Закона при выдвижении кандидата, списка кандидатов (п.1). В случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей (п.2). Проверке подлежат не менее 25 процентов от необходимого для регистрации количества подписей, собранных в поддержку кандидатов, списков кандидатов. Конкретное количество подписей, подлежащих проверке определяется соответствующей избирательной комиссией (п.6).

……года кандидат С. представил в территориальную избирательную комиссию Шпаковского района подписные листы, необходимые для регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края (л.д. ).

….. года рабочей группой территориальной избирательной комиссии Шпаковского района по приему и проверке избирательных документов, представляемых в территориальную избирательную комиссию Шпаковского района при проведении выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований Деминского сельсовета, Дубовского сельсовета, Казинского сельсовета, Надеждинского сельсовета, станицы Новомарьевской, Пелагиадского сельсовета, Татарского сельсовета, Темнолесского сельсовета и Цимлянского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края (далее-рабочая группа) были рассмотрены все подписные листы (14), представленные кандидатом С. и проверены все подписи избирателей (41).

Для проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах ТИК Шпаковского района Ставропольского края направила в адрес отделения Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю в Шпаковском районе (далее – отделение УФМС по СК в Шпаковском районе) копии подписных листов кандидата С. По результатам проверки, согласно представленному отделением УФМС по СК в Шпаковском районе акту (л.д. ….).

Из ведомости проверки подписных листов видно, что рабочей группой проверялись все представленные подписные листы, а также в каких подписных листах, подписях имеются нарушения и основания нарушений:

- в подписном листе № …. подпись № …. - исправления в дате внесения подписи избирателей (….);

- в подписном листе № … подписи №…..; в подписном листе №….подпись № ….; в подписном листе № … подпись № ….; в подписном листе № …. подпись №….; в подписном листе № …. подпись № …; в подписном листе № …. подпись №….; в подписном листе № …. подписи № …. - не соответствующие действительности сведения об избирателе (….) (л.д…..).

Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края от …. года в результате рассмотрения указанных подписных листов рабочей группой были признаны недействительными …. (….%) подписей избирателей из …. предоставленной в подписных листах кандидатом Сафоновым Н.А. и установлены основания для отказа в регистрации кандидата по …… Федерального закона (л.д…..).

Постановлением территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края № …. года отказано кандидату С. выдвинутому в порядке самовыдвижения на должность главы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края (л.д. ).

Не согласившись с указанным решением территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края Сафонов Н.А. обратился в суд за защитой своих избирательных прав.

Порядок сбора подписей определен ….. Федерального закона, который предусматривает, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату её внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения, серию, номер паспорта, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

Согласно ….. Закона Ставропольского края от ….. сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

Согласно …. Федерального закона, недействительной подписью признается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

В соответствии с ….. Закона Ставропольского края № …. подпись избирателя может быть признана недействительной на основании официальной справки органа регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

В соответствии с пунктом ….. Закона Ставропольского края № ….. недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности; подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями (п.5).

Судом были исследованы подписные листы в поддержку кандидата на должность главы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края Сафонова Н.А., а также ксерокопии паспортных данных, представленные представителем Сафонова Н.А. и установлено следующее.

Суд признает законными выводы ТИК о несоответствии требованиям избирательного законодательства следующих подписей:

- в подписном листе № …. в подписи № … – имеется специально неоговоренное исправление в дате внесения подписи избирателя;

- в подписном листе № … подписи № … (Л.), № (Л); в подписном листе № …. подпись №…. (М.); в подписном листе № …. подпись № ….. (Ш.); в подписном листе № …. подписи № …. (Р.) и № …. (Р.) - имеются не соответствующие действительности сведения об избирателях, что подтверждается результатами проверки данных акта, представленного отделением УФМС по СК в Шпаковском районе (л.д.).

Данные выводы ТИК суд признает законными, так как под нарушением порядка оформления подписного листа, по смыслу закона понимается не только нарушение установленной законом формы подписного листа, но и нарушения, связанные с оформлением данных, содержащихся в подписном листе (в том числе об избирателях, сборщике подписей и т.д.). Согласно действующему избирательному законодательству избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату её внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, указанный в паспорте (….) и, сведения содержащиеся в подписных листах могут быть проверены на основании данных органа регистрационного учета граждан (…..Закона Ставропольского края). Отсутствие в подписном листе каких-либо сведений (ч.8 ст.37 Федерального закона) об избирателе или не полностью указанные данные являются нарушением порядка оформления подписного листа. В данном случае суд считает, что при проверке подписей избирателей, имеют место сведения, содержащиеся в подписном листе, которые не соответствуют сведениям ОУФМС по Шпаковскому району. Кроме того, положением п.п…… Федерального закона установлено исключение о невозможности внесения уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей.

По этим же основаниям, суд не может принять во внимание доводы заявителя Сафонова Н.А. – Смольского П.П. о неправильном применении норм права рабочей группой избирательной комиссии.

Также, нормами избирательного законодательства определены условия по исправлениям и помаркам при составлении подписного листа, которые должны быть специально оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы, и которые не должны препятствовать однозначному восприятию сведений. Данное требование заявителем выполнено не было.

Вместе с тем, суд считает необоснованными выводы рабочей группы о признании недействительными в подписном листе № … подпись № …; в подписном листе № …. подпись № …; в подписном листе № …. подпись № ….

Так, согласно данных ОУФМС в Шпаковском районе избиратель Мироненко Ирина Валентиновна (подписной лист № …. подпись ….) значится зарегистрированной по адресу: ст. Новомарьевская ул……. Однако согласно паспорту М. значится зарегистрированной по адресу: ст.Новомарьевская ул…… дом …., что соответствует сведениям в подписном листе.

Согласно данных ОУФМС в Шпаковском районе избиратель Сладкова Валентина Васильевна (подписной лист № …. подпись …) значится зарегистрированной по адресу: ст.Новомарьевская ул. …. д…..корп….. Однако согласно паспорту Сладкова В.В. значится зарегистрированной по адресу: ст.Новомарьевская ул. ….. д. …. кв. …, что соответствует сведениям в подписном листе.

Согласно данных ОУФМС в Шпаковском районе избиратель С. (подписной лист № … подпись …) значится зарегистрированным по адресу: ст.Новомарьевская ул. …. д…. Однако согласно паспорту Соколовский В.И. значится зарегистрированным по адресу: ст.Новомарьевская ул. ….., что соответствует сведениям в подписном листе.

Таким образом, суд признает данные сведения об избирателях соответствующими действительности, поскольку нарушений требований по порядку сбора подписей (заполнение сведений на основании данных паспорта) не установлено, и данные подписи подлежат исключению из числа недействительных – …… подписи.

Между тем, исходя из вышеизложенного, суд считает, что исключение из числа недействительных – ….. подписей, не влияет на вывод избирательной комиссии об обнаружении среди проверенных подписей более … % недействительных подписей необходимых для регистрации кандидата количества подписей.

В силу п.п. ….. Федерального закона от …. основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество недостоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление …. и более процентов недостоверных и (или) действительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее …… подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Таким образом, анализ вышеназванных положений федерального и краевого законодательства свидетельствует о том, что территориальной избирательной комиссией Шпаковского района Ставропольского края обоснованно отказано в регистрации С. на должность главы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу.

При этом, суд не может принять во внимание доводы представителя избирательной комиссии о пропуске С. срока для обращения в суд, поскольку согласно пункту …. Федерального закона, кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть подана в течение …. дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.

В силу пункта 1 статьи 11.1 Федерального закона, если какое-либо действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не раннее времени наступления этого события.

При исчислении срока по правилам пункта 1 статьи 11.1 Федерального закона первым днем десятидневного срока для подачи в суд заявления, касающегося решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата, (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, является день принятия решения избирательной комиссией.

Постановление территориальной избирательной комиссии Шпаковского района об отказе в регистрации кандидата С. на должность главы муниципального образования принято ….. года. Последним днем подачи заявления в суд является …. года. Согласно почтовому конверту С. направил заявление в суд …..года, то есть в данном случае срок не пропущен.

В соответствии со ст. ….. Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № ….. года (с последующими изменениями и дополнениями) (далее по тексту Федеральный закон) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей …. настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами …. статьи … настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно ст. …. ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований С. в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 98, 100, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

С. в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Шпаковского района от 21.01.2011 года № 17/235 «Об отказе в регистрации С. кандидатом на должность главы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края; об обязании территориальную избирательную комиссию Шпаковского района зарегистрировать его кандидатом на должность главы муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования станицы Новомарьевской Шпаковского района Ставропольского края – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение 5 дней с момента его вынесения.

Председательствующий судья Евтухова Т.С.