Решение от 30.03.2011 г. по делу № 2-311/2011 по иску Управления ФАС по СК к Администрации Татарского сельсовета Шпаковского района СК, Хетагурову М.А. о признании торгов по продаже права на заключение договора аренды на земельный участок



Дело № 2-311/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 марта 2011 года г. Михайловск

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Климова Е.Л.

с участием

ответчика Хетагурова М.А.

при секретаре судебного заседания Бабиной С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю к Администрации Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, Хетагурову М.А. о признании торгов по продаже права на заключение договора аренды на земельный участок от 18 марта 2010 года, договора аренды земельных населенных пунктов недействительными и применении последствия недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю обратилось в Шпаковский районный суд Ставропольского края с иском к Администрации Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, Хетагурову М.А. о признании торгов по продаже права на заключение договора аренды на земельный участок от NNNN года, договора аренды земельных населенных пунктов недействительным и применении последствия недействительности сделки.

В обоснование исковых требований истец указал, что в газете «Наша Жизнь» № NNNN (10460) от NNNN года администрацией Та­тарского сельсовета Шпаковского района было опубликовано информационное со­общение о предполагаемом выделении земельного участка кадастровый номер NNNN площадью NNNN кв.м., по адресу: NNNN, под строительство цеха по производству лимонада.

Как подтверждается протоколом № NNNN - заседания конкурсной комиссии, NNNN года был проведен конкурс на право заключения договора аренды зе­мельного участка кадастровый номер NNNN площадью NNNN кв.м., по ад­ресу: х. NNNN, под строительство цеха по про­изводству лимонада. В связи с тем, что для участия в конкурсе была подана единст­венная заявка, торги были признаны несостоявшимися. Администрации Татарского сельсовета Шпаковского района было рекомендовано заключить договор аренды с единственным участником.

Порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды земель­ных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен статьей 38 Земельного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от NNNN N NNNN.

Наличие обширного перечня сведений, подлежащего опубликованию и доступного неопределенному кругу лиц, связано с тем, что на арендатора в соответ­ствии с целевым назначением земельного участка возлагаются определенные обяза­тельства. Не обладая указанными сведениями в полном объеме, заинтересованное лицо не может оценить потенциальные риски, предстоящие расходы, связанные со строительством, возможность надлежащего исполнения обязательств по строитель­ству объекта, и ряд других существенных обстоятельств.

В связи с этим, отсутствие всей перечисленной информации ограничивает по­тенциальный круг претендентов на получение земельного участка и приводит к ог­раничению конкуренции.

В опубликованном администрацией Татарского сельсовета Шпаковского рай­она извещении («Наша Жизнь» № NNNN (10460) от NNNN года) отсутствовала ин­формация о проводимых торгах, о начальной цене торгов, о границах, об обреме­нениях земельного участка, об ограничениях его использования, а также другая ин формация, предусмотренная Постановлением Правительства РФ от NNNN N 808.

Фактически опубликованное в газете «Наша жизнь» информационное сообщение не является извещением о проведении торгов, поскольку в нем указана лишь информация о предполагаемом выделении земельного участка, без упоминания о процедуре торгов.

В результате торги были признаны несостоявшимися, ввиду того, что была
подана единственная заявка на предоставление указанного земельного участка.

При проведении конкурса № NNNN на право заключения договора аренды Администрацией Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края также были нарушены требования части 2 статьи 448 ГК РФ, согласно которой извещение о проведении торгов должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

При проведении указанного конкурса Администрация Татарского сельсовета
Шпаковского района Ставропольского края, как организатор торгов, допустила нарушение требований статьи 448 ГК РФ, пункта 8 Постановления Правительства РФ от NNNN N NNNN, статьи 17 Федерального закона от NNNN года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Положения, утвержденного решением Думы муниципального образования Татарского сельсовета № NNNN от NNNN года.

Проведение Администрацией Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края торгов на право заключения договора аренды земельного участка без соблюдения правил, предусмотренных законом, и с нарушением требований антимонопольного законодательства, привело к нарушению охраняемых законом отношений, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением недобросовестной конкуренции.

Признание состоявшегося конкурса (и заключенного по его итогам договора аренды) недействительными приведет к необходимости повторного проведения указанных торгов с соблюдением требований закона, что в свою очередь позволит восстановить нарушенные права неопределенного круга лиц - потенциальных участников торгов, предоставив им возможность принять участие в указанных торгах на равных условиях в порядке, определенном соответствующими нормативными актами.

Просит суд признать недействительным проведенный Администрацией Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края NNNN года конкурс на право заключения договора аренды земельного участка (кадастровый номер NNNN площадью NNNN кв.м., по адресу: NNNN, под строительство цеха по производству лимонада; признать недействительным договор № NNNN от NNNN года аренды земель населенных пунктов, заключенный между администрацией Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края и Хетагуровым М.А.; применить последствия недействительности сделки (двустороннюю реституцию), в связи с чем обязать Хетагурова М.А. и Администрацию Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края возвратить друг другу все имущество, полученное по договору аренды № NNNN от NNNN года.

Истец - представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, будучи надлежащим образом, извещенным о месте и времени судебного заседания не явился, представил в суд ходатайство, согласно которому просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Ответчик – представитель Администрации МО Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края Х.А.Н., будучи надлежащим образом, извещенным о месте и времени судебного заседания не явился, не представил суду ходатайств об отложении дела, согласно представленному отзыву на исковое заявление следует, что допущенное нарушение Администрацией МО Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края требований к извещению о проведении торгов от NNNN года с учетом обстоятельств спора существенным не является, требуемые законом сведения, отсутствующие в извещении о проведении торгов от NNNN года носят процедурный характер и не влияют на существо извещения, как сообщение о предстоящих торгах по земельному участку, просит суд в удовлетворении исковых требований Ставропольского УФАС России отказать в полном объеме.

Суд с учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей Управления Федеральной антимонопольной службы и Администрации Мо татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.

Ответчик – Хетагуров М.А. в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что он, узнав о сообщении, опубликованном в газете «Наша жизнь» подал заявку в Администрацию МО Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края на выделение земельного участка в аренду под строительство цеха лимонада, после рассмотрения его заявки на заседании конкурной комиссии ему был выделен земельный участок по адресу: NNNN, площадью NNNN кв.м. Им соблюден порядок торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, в связи с чем, просит суд в удовлетворении исковых требований Управления ФАС по СК отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения ответчика, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимность и достаточность всех доказательств, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, по результатам публикации в газете «Наша
Жизнь» от NNNN № NNNN (10460) администрация NNNN провела конкурс на
право заключения договора аренды земельного участка площадью NNNN кв.м., с
кадастровым номером NNNN, расположенного по адресу: х NNNN, для строительства цеха по производству лимонада (л.д.8-9).

Из протокола рассмотрения заявок от 18.03.2010 следует, что конкурсная
комиссия рекомендовала организатору конкурса заключить договор с
единственным участником гражданином Хетагуровым М.А. (л.д. 11-12).

NNNN года администрация и Хетагуров М.А. подписали договор № NNNN аренды земельного участка площадью NNNN кв.м., с кадастровым номером
NNNN, расположенного по адресу: NNNN, согласно которому земельный участок предоставлен Хетагурову М.А, в аренду сроком на десять лет для строительства цеха по производству лимонада Государственная регистрация договора аренды от
NNNN № NNNN произведена Управлением Россреестра по Ставропольскому
краю NNNN года.

По результатам контрольных мероприятий управление ФАС по
Ставропольскому краю приняло решение от NNNN № NNNN о признании
администрации нарушившей при проведении конкурса пункта 2 части 1 статьи 17
Федерального закона от NNNN № 135-ФЗ «О конкуренции» (далее - Закон о
конкуренции) (л.д. 14-18).

В решении управление ФАС по Ставропольскому краю указало, что при
проведении конкурса администрация в нарушение пункта 2 части 1 статьи 17
Закона о конкуренции опубликовала извещение (газета «Наша Жизнь» от
NNNN № NNNN (10460)), не содержащее сведений о проводимых торгах на
право заключения договора аренды, о начальной цене торгов, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях в его использовании, а также
другой информации, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от
NNNN № NNNN.

Выявленные нарушения законодательства о защите конкуренции повлекли
обращение управления ФАС по Ставропольскому краю с настоящим исковым
заявлением в Шпаковский районный суд.

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ (п. 4 ст. 38 ЗК РФ). Формой проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельного участка для строительства объекта торговли в комментируемом деле был выбран открытый аукцион, что не противоречит п. 4 ст. 447 ГК РФ, поскольку форма земельных торгов определяется по усмотрению их организатора (п. 3 ст. 38 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства.

В соответствии с пунктом 9 названной статьи Кодекса извещение о проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, и размешается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет". Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

В соответствии с пунктом 10 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения:

1) об организаторе аукциона;

2) о наименовании органа государственной власти или органа местного
самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;

3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;

4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение;

5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);

6) о "шаге аукциона";

7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;

8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;

9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.

По общему правилу статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено наличие извещения о проведении торгов, которое должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

В силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

В извещении о проведении торгов должны содержаться сведения относительно начальной цены предмета торгов или начального размера арендной платы (подп. "е" п. 8 Правил организации и проведения земельных торгов).

Извещая о проведении аукциона без объявления начальной цены арендной платы, администрация установила произвольные правила о применении "шага аукциона" и размере задатка, т.е. допустила нарушения п. п. 6, 23 Правил организации и проведения торгов.

Согласно статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите
конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Нарушение правил, установленных данной статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

В опубликованном администрацией извещении от NNNN года отсутствовала информация о проводимых торгах, их форме, месте, дате, времени и порядке проведения, торгов, начальной цене, а также другие сведения, предусмотренные пунктом 10 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Проведение торгов без публикации извещения об их проведении является грубым нарушением правил проведения торгов, установленных федеральными законами, и влечет ограничение количества возможных претендентов на участие в торгах, что влечет также нарушение требований антимонопольного законодательства.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования надлежит
удовлетворить.

Суд отклоняет доводы ответчика о том, что из извещения можно сделать вывод о возможности подачи заявок на предоставление земельного участка, поскольку судом установлено нарушение ст. 34 ЗК РФ в части несоблюдения принципов публичности, открытости и прозрачности предоставления земельного участка.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии со ст. 333.35 Налогового кодекса РФ истец при подаче искового заявления освобожден от уплаты госпошлины, неоплаченная сумма госпошлины подлежит взысканию с ответчика в доход государства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 34, 38 ЗК РФ, ст. 447-448 ГК РФ, ст. ст. 98, 100, 103, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю к Администрации Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, Хетагурову М.А. о признании торгов по продаже права на заключение договора аренды на земельный участок от 18 марта 2010 года, договора аренды земельных населенных пунктов недействительными и применении последствия недействительности сделки удовлетворить.

Признать недействительными проведенный администрацией Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края NNNN года конкурс на право заключения договора аренды земельного участка, кадастровый номер NNNN, площадью NNNN кв. м, по адресу: х NNN, под строительство цеха по производству лимонада, и договор от NNNN № NNNN аренды земель населенных пунктов, заключенный между администрацией Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края и Хетагурова М.А..

Применить последствия недействительности сделки, а именно - обязать
Хетагурова М.А., NNNN года рождения, зарегистрированного по адресу: NNNN, возвратить администрации Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края земельный участок кадастровый номер NNNN, площадью NNNN кв. м, по адресу: NNNN.

Взыскать с администрации муниципального образования Татарского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края и Хетагурова М.А. в солидарном порядке государственную пошлину в размере NNNN рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней через Шпаковский районный суд.

Судья: Е.Л.Климов