Решение от 04.05.2011 года по гражданскому делу № 2-375/2011 по иску военного прокурора Краснодарсткого гарнизона в интересах РФ к Моисееву А.И. о взыскании денежных средств, затраченных на военную и специальную подготовку



Дело №2-375/11

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

04 мая 2011 года г. Михайловск

Судья Шпаковского районного суда Ставропольского края Шестакова Т.В.

при секретаре Шершневой А.В.

с участием представителя военной прокуратуры Краснодарского гарнизона старшего помощника военного прокурора Ставропольского гарнизона майора юстиции Боговича С.С.

представителя истца Краснодарского филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» по доверенности Войлочниковой Л.И.

ответчика Моисеева А.И.

представителя ответчика по доверенности Акинфиева А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску военного прокурора Краснодарского гарнизона в интересах Российской Федерации к Моисееву А. И. о взыскании в пользу Федерального бюджета РФ суммы средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку в полном размере --- руб., взыскании в пользу Федерального бюджета РФ суммы единовременного пособия пропорционально времени, оставшемуся до окончания контракта в сумме --- руб.

установил:

Военный прокурор Краснодарского гарнизона в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Моисееву А- И- о взыскании в пользу Федерального бюджета РФ суммы средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку в полном размере --- руб., взыскании в пользу Федерального бюджета РФ суммы единовременного пособия пропорционально времени, оставшемуся до окончания контракта в сумме --- руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Моисеев А- И- в период с 01 августа 2007 года проходил обучение в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков (ныне - Краснодарский филиал ВУНЦ ВВС «ВВА»), отчислен от обучения 15 июня 2010 года в связи с требованиями ст. 94 приказа МО РФ 2003 года № 80 за невыполнение условий контракта в части невыполнения требований к успеваемости. В период обучения, заключил 30 декабря 2008 года контракт с МО РФ на время обучения в Краснодарском ВВАУЛ и на 5 лет после окончания училища. На основании этого контракта сумма денежных средств затрачиваемых на его военную или специальную подготовку в год составляет - (---) рублей. Таким образом, Моисеев А.И. взял на себя обязательство возместить сумму денежных средств затрачиваемых на его военную и специальную подготовку в случаях указанных в законе.

По основаниям пункта 7 статьи 35 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе, граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную и специальную подготовку. Действия этой статьи распространяется и на граждан, окончивших указанные образовательные учреждения и уволенных с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е" и “з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы. Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования утверждена постановлением Правительства РФ 2007 года № 402. Методикой, в Краснодарском высшем военном авиационном училище был произведен расчет сумм подлежащих взысканию с Моисеева А.И., однако он отказался добровольно возместить указанную в расчете сумму.

По основаниям статьи 314 ГК РФ обязательство должно быть исполнено. В свете требований закона обязательство по возмещению затраченных сумм должно быть исполнено в момент отчисления от обучения, однако при отчислении Моисеева А.И. исполнил рапорт об отказе возмещения суммы и до настоящего времени каких-либо действий по возмещению указанной в расчете суммы денег не произвел.

В соответствии с требованиями ст. 258 приказа МО РФ от 30 июня 2006 года № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ», при досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им контракта единовременное пособие, выплаченное при заключении контракта, подлежит взысканию в сумме, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до окончания срока контракта, исходя из окладов денежного содержания, установленных на день увольнения.

В связи с чем, просит взыскать с Моисеева А- И- в пользу Федерального бюджета Российской Федерации сумму единовременного пособия пропорционально времени, оставшемуся до окончания контракта в сумме -- рублей.

В судебном заседании представитель военной прокуратуры Краснодарского гарнизона старший помощник военного прокурора Ставропольского гарнизона майора юстиции Богович С.С. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, и просил взыскать с Моисеева А- И- в пользу Федерального бюджета РФ сумму средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку в полном размере -- руб., а также сумму единовременного пособия пропорционально времени, оставшемуся до окончания контракта в сумме --- рублей.

Представитель истца Краснодарского филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» по доверенности Войлочникова Л.И. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме и просила их удовлетворить. Дополнительно представитель суду пояснила, что факт того что затраченные суммы в 2008 году были утверждены в 2009 году объясняется тем, что порядок утверждения израсходованных средств в новом году за предыдущий год установлен постановлением Правительства РФ от 25.06.2007г. абз.3 п.6, в соответствии с которым «Расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств осуществляется до 01 июля года, в котором военнослужащим заключен контракт, по данным года, предшествовавшего заключению контракта».

Согласно нормативам делопроизводства войсковой части делается выписка из приказа, где указывается, какую сумму он обязан выплатить, в связи с чем его отчисляют. Ответчику Моисееву А.И. выдавалось на руки предписание, с указанием суммы, подлежащей к выплате. С Моисеевым А.И. перед отчислением проводилась беседа, а так же он был ознакомлен с методикой, по которой была рассчитана сумма выплаты. На ученом совете с ответчиком беседовали, ему разъясняли, что за неуспеваемость его отчислят.

Согласно Методике, которая утверждена постановлением Правительства РФ, указывается общий расчет суммы и разбивается на всех курсантов, независимо, использовались ли данные материальные ценности при обучение или не использовались. При расчете фиксированного значения суммы, подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт суммируются следующие суммы: стоимость износа основным средств; стоимость расхода материальных запасов; расходы на содержание преподавателей. В итоге полученная сумма делится на всех студентов, независимо от того, на какой кафедре он обучался.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.06.2007г. №402 со студентов, отчисленных из военно-учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт взыскивается сумма, полученная в результате следующего расчета: фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт (--- руб.) умножается на количество полных лет обучения (2 года) и на количество полных месяцев обучения (10 месяцев) и все делиться на 12, в результате получается ---- рублей.

Ответчик Моисеев А.И. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал и пояснил суду, что он был зачислен 25 июля 2007 года на первый факультет авиационной базовой подготовки Краснодарского филиала ВУНЦ ВВС «ВВА». 30 декабря 2008 года он подписал контракт о прохождении военной службы. Отчислили его за неуспеваемость, он не сдал экзамен, а сдать повторно экзамен ему не разрешили. 10 июня 2010 года его вызвали на Ученый совет, где рассматривался вопрос о его неуспеваемости. На заседании Ученого совета присутствовали начальник факультета, начальник кафедры и курсовые офицеры. На заседании ученого совета ему задали вопрос о том, почему он не сдал экзамен, на что он ответил, что за день до экзамена стоял в наряде и не успел подготовиться. После заседания совета он ушел, а комиссия совещалась. Отчислен он был за то, что не сдал один предмет. Возможности пересдать ему не предоставили. С приказом об отчислении из училища его не знакомили. О решении комиссии ему сообщил кто-то из курсовых офицеров в роте. Потом его перевели в батальон обеспечения, и около 3 недель он там жил с курсантами. После отчисления он готовил документы на восстановление: готовил служебную карточку, писал рапорт на восстановление в отделе кадров. После сдачи документов ему сказали, что должен придти вызов, но до сих пор вызов ему не пришел.

При подписании контракта в нее была вписана сумма ---руб., которую он должен возместить в случаях, предусмотренных ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Однако из чего складывалась эта сумма ему неизвестно, поскольку с методикой расчета его никто не ознокамливал. В случае не подписания контракта он был бы отчислен из училища. В настоящее время он не согласен с указанной суммой, поскольку по представленным расчетам в нее включены эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения, военная техника. .Однако при его обучении обучение на военной технике не проводилось. Также в расчет включены фактические расходы на содержание преподавателей всех кафедр. Однако на кафедрах № 21,22,31,32, и с 41 по 67 он не обучался. С расчетом взыскиваемой суммы он не согласен в связи с тем, что с него взыскивают заработную плату преподавателей со второго факультета, поскольку он обучался на первом факультете. Полетов у него не было, практику он не проходил, он только тренировался на тренажерах, в связи с этим он не согласен с тем, что на его обучение было затрачено топливо. Кроме того, он при обучении не пользовался сигнальными ракетами, гранатами, авиационным топливом, с этим он так же не согласен.

С исковыми требованиями в части взыскания с него суммы единовременного пособия пропорционально времени, оставшемуся до окончания контракта в размере -- руб. он согласен, поскольку единовременное пособие он получал.

Представитель ответчика по доверенности Акинфиева А.С. в судебном заседании так же не признал заявленные исковые требования предъявленные к его доверителю, при этом пояснил, что Положениями пункта 7 статьи 35 Федерального Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что при заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

Методикой исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402 установлено, что размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований. То есть исходя из расходов, потраченных на военно-профессиональную подготовку выпускников по соответствующим специальностям (пункты 1, 2 Методики расчета затраченных средств № 402).

В состав подлежащих возмещению расходов включаются: стоимости износа основных средств; стоимости расхода материальных запасов;

расходы на содержание преподавателей (пункт 3 Методики расчета затраченных
средств № 402).

Перечни конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, включаемых в состав расходов, учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований, а также методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходы на содержание преподавателей определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено
прохождение военной службы, для подведомственных военно-учебных заведений (п. 4 Методики расчета затраченных средств №402).

Размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств. Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы. Расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств осуществляется до 1 июля года, в котором военнослужащим заключен контракт, по данным года, предшествовавшего заключению контракта (п. 6 методики расчета затраченных средств №402).

Методикой расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан российской федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования министерства обороны Российской федерации, утвержденной Приказом Министра обороны
Российской Федерации от 08.08.2008 г. № 434 «О мерах по реализации в вооруженных силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. № 402» установлено, что расчет стоимости износа основных средств, осуществляется для каждой военной специальности и (или) специализации (группы военных специальностей и специализаций)на основе данных бюджетного учета о годовых суммах амортизационных отчислений (пункт 1 Методики расчета № 434); расчет стоимости расхода материальных запасов, включаемых в состав расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований осуществляется в целом за военно-учебное заведение на основе данных о фактическом потреблении материальных запасов в натуральном и стоимостном выражении за прошедший финансовый год, (пункт 9 Методики расчета № 434); расчет расхода на содержание преподавателей, которые проводят учебные занятия по циклу военно-профессиональных дисциплин, реализующих квалификационные требования, осуществляется для каждой военной специальности и (или) специализации (группы военных специальностей и специализаций) на основе данных о штатной численности переменного состава, обучающегося по данной военной специальности (специализации), и количестве часов учебных занятий, отводимых на изучение цикла
военно-профессиональных дисциплин, которые реализуют квалификационные требования, (пункт 13 Методики расчета № 434).

Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается военно-учебным заведением для каждой военной специальности и (или) специализации (группы военных специальностей и специализаций), по которым осуществляется подготовка в военно-учебном заведении, подписывается начальником вуза и ежегодно до 1 июля утверждается руководителем органа военного управления или соответствующим должностным лицом, имеющим в непосредственном подчинении военно-учебные заведения, (пункт 22 Методики расчета № 434).

Таким образом, для определения суммы средств подлежащих возмещению
Ответчиком, Истцу необходимо было представить:

а) Утвержденный, до подписания контракта, Федеральным органом исполнительной власти, перечень конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований, (пункт 4 методики расчета затраченных средств №402).

б) Расчет стоимости износа основных средств, произведенный для военной
специальности и (или) специализации Ответчика по данным за 2007 финансовый год;

в) Расчет стоимости расхода материальных запасов по данным за 2007 финансовый год;

г) Расчет расходов на содержание преподавателей, которые проводят учебные занятия для военной специальности и (или) специализации Ответчика по данным за 2007 финансовый год.

Указанные расчеты должны были быть подписаны начальником ВУЗа и утверждены руководителем органа военного управления или соответствующим должностным лицом, имеющим в непосредственном подчинении военно-учебное заведение, (пункты 1, 9, 13 Методики расчета № 434).

На основании данных, указанных в пунктах «а» - «г» настоящего отзыва,
рассчитанных за 2007 финансовый год Федеральным органом исполнительной власти в котором предусмотрено прохождение военной службы, должно было быть рассчитано фиксированное значение суммы, подлежащих возмещению средств. Указанный расчет должен был быть утвержден в срок до 01 июля 2008 года и только после этого, указанная сумма могла включаться в контракт, заключенный с Ответчиком.

Истцом не представлено доказательств, подтверждающих что расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств был произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, а равно не представлено документов, свидетельствующих что на момент подписания контракта и внесении в него условия о
размере фиксированного значения суммы подлежащей возмещению средств ее размер был утвержден соответствующим Федеральным органом исполнительной власти РФ. В свою очередь, на основании фиксированного значения суммы, подлежащих возмещению средств, (сумма, включаемая в контракт в силу закона), рассчитывается текущее значение суммы подлежащих возмещению средств, - то есть, та сумма, требование о взыскании которой заявлено Истцом.

Учитывая, что фиксированное значение суммы, подлежащих возмещению затрат, было рассчитано и включено в контракт без соблюдения требований действующего законодательства РФ, ее размер нельзя признать достоверным. Следовательно, нельзя утверждать о правильности и правомерности расчета текущего значения суммы, подлежащей взысканию с Ответчика, так как в основе ее расчета лежит недостоверное значение фиксированной суммы подлежащих возмещению затрат.

Так же истцом не представлено доказательств разъяснения Моисееву
А.И. порядка исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку, включаемых в контракт, и состав расходов, исходя из которых определяется размер указанных средств, что является
нарушением п. 7.1. ст. 4 Указа Президента Российской Федерации от 16.09.1999 г. № 1237, которым утверждено Положение о порядке прохождения военной службы, устанавливающие порядок заключения контракта о прохождении военной службы.

Суд, выслушав стороны, исследовав материала дела, находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в части.

В судебном заседании установлено, что Моисеев А.И. с 01 августа 2007 года был зачислен на первый курс в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (ныне - Краснодарский филиал ВУНЦ ВВС «ВВА») по военной специальности «Применение подразделений военно-транспортной авиации» ( л.д.9).

15 июня 2010 года Моисеев А.И. отчислен из училища в связи с требованиями ст. 94 приказа МО РФ 2003 года № 80 за невыполнение условий контракта в части невыполнения требований к успеваемости. ( л.д. 10-14)

Положением пункта 7 статьи 35 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе, граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную и специальную подготовку.

Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

30.12.2008 г. был заключен контракт о прохождении военной службы между курсантом Моисеевым А.И. и Министерством обороны РФ в лице начальника Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (военного института) имени Героя Советского Союза Серова А.К. полковника Лашко В.И. на срок времени обучения в Краснодарском ВВАУЛ (ВИ) и на 5 лет после окончания училища. По условиям данного контракта Моисеев А.И. добровольно дает обязательства возместить в случаях, предусмотренных ФЗ « О воинской обязанности и военной службе», средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере - рублей. (л.д.19).

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В обоснование исковых требований, а именно о взыскании с ответчика Моисеева суммы в размере - руб. истец ссылается на то, что при подписании контракта ответчик видел эту сумму и с ней согласился.

Также со стороны истца представлены суду справка-расчет текущего значения суммы, подлежащих возмещению средств рядового Моисеева А.И. (л.д.17) и расчет фиксированных значений суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт о прохождении военной службы, заключаемые в 2008 г.( л.д.20-27).

Однако представленные суду расчеты не могут быть приняты в качестве доказательств по следующим основаниям.

Исчисление размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования определяется Методикой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402

Данной Методикой определяется порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо отказавшихся заключить контракт о прохождении военной службы …

Военная или специальная подготовка является составной частью основной профессиональной образовательной программы, определяемой в соответствии с установленным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, квалификационными требованиями, предъявляемыми к военно-профессиональной подготовке выпускников по соответствующим специальностям и специализациям ( далее- квалификационные требования). ( п. 1)

Размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований. ( п.2)

Согласно пунктам 3-6 указанной методики в состав подлежащих возмещению расходов включаются: стоимости износа основных средств; стоимости расхода материальных запасов; расходы на содержание преподавателей (п.3).

Перечни конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, включаемых в состав расходов, учебных дисциплин, разработанных с учетом квалификационных требований, а также методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расходы на содержание преподавателей определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено
прохождение военной службы, для подведомственных военно-учебных заведений (п. 4).

Период на который определяются расходы, указанные в п.3,составляет 1 финансовый год ( п.5)

Размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств. Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы. Расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств осуществляется до 1 июля года, в котором военнослужащим заключен контракт, по данным года, предшествовавшего заключению контракта (п. 6 )

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 08.08.2008 г. № 434 «О мерах по реализации в вооруженных силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. № 402» утверждена методика расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования министерства обороны Российской Федерации

Данной методикой установлено, что расчет стоимости износа основных средств, осуществляется для каждой военной специальности и (или) специализации (группы военных специальностей и специализаций)на основе данных бюджетного учета о годовых суммах амортизационных отчислений, начисленных на объекты основных средств (пункт 1)

Перечень видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, входящих в состав основных средств, указанных в п.1, а также исходные данные для производства расчетов составляются военно-учебным заведением согласно Приложениям № 1 и № 2 к настоящим Методикам, подписываются начальником вуза и ежегодно до 1 июля утверждаются руководителем органа военного управления или соответствующим должностным лицом, имеющим в непосредственном подчинении военно-учебные заведения.( п.2)

Расчет стоимости расхода материальных запасов, включаемых в состав расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований осуществляется в целом за военно-учебное заведение на основе данных о фактическом потреблении материальных запасов в натуральном и стоимостном выражении за прошедший финансовый год (п. 9 ).

Расчет расхода на содержание преподавателей, которые проводят учебные занятия по циклу военно-профессиональных дисциплин, реализующих квалификационные требования, осуществляется для каждой военной специальности и (или) специализации (группы военных специальностей и специализаций) на основе данных о штатной численности переменного состава, обучающегося по данной военной специальности (специализации), и количестве часов учебных занятий, отводимых на изучение цикла
военно-профессиональных дисциплин, которые реализуют квалификационные требования, (п. 13 ).

Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается военно-учебным заведением для каждой военной специальности и (или) специализации (группы военных специальностей и специализаций), по которым осуществляется подготовка в военно-учебном заведении, подписывается начальником вуза и ежегодно до 1 июля утверждается руководителем органа военного управления или соответствующим должностным лицом, имеющим в непосредственном подчинении военно-учебные заведения (п. 22 )

То есть исходя из требований вышеуказанных методик истцу надлежало представить расчеты расходов, потраченных на военно-профессиональную подготовку Моисеева А.И. по соответствующей военной специальности «Применение подразделений военно-транспортной авиации».

Однако как усматривается из представленных истцом документов в расчет включены расходы по всем военным специальностям ( л.д. 22,24,26).

Из данных положений методик следует, что при заключении контракта с Моисеевым А.И. в нем должен был быть указан размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан за 2007 г. и утвержденный до 1 июля 2008 г.

Однако, как видно из представленных истцом документов в них отсутствуют данные за какой год были произведены расчеты подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку. Кроме того, утверждены данные расчеты были только 17 марта 2009 г., при том, что контракт с Моисеевым А.И. был заключен 30 декабря 2008 года.

Из этого следует, что в контракт была включена сумма еще не определенная федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, для подведомственных военно-учебных заведений.

Пунктом 7.1. ст. 4 Указа Президента Российской Федерации от 16.09.1999 г. № 1237 ( в ред. от 11.09.2007 N 1172) предусмотрено, что при заключении контрактов с гражданами, обучающимися в военно-учебных заведениях (поступающими в них), этим гражданам разъясняются порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, включаемых в контракты, и состав расходов, исходя из которых определяется размер указанных средств.

Доказательств того, что данные требования Указа Президента Российской Федерации от 16.09.1999 г. № 1237 истцом при заключении контракта с ответчиком Моисеевым А.И. были выполнены, суду не представлены.

Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда ( ч.2 ст.55 ГПК РФ).

В связи с этим довод истца том, что Моисеев согласился с вышеуказанной суммой, поскольку подписал контракт, суд считает несостоятельным, и не может быть положен судом в основу решения.

На основании изложенного суд считает, что требования прокурора о взыскании с Моисеева А.И. в пользу федерального бюджета РФ суммы средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку в размере -- руб. подлежат отклонению.

В соответствии с требованиями ст. 258 приказа МО РФ от 30 июня 2006 года № 200 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ», при досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им контракта единовременное пособие, выплаченное при заключении контракта, подлежит взысканию в сумме, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до окончания срока контракта, исходя из окладов денежного содержания, установленных на день увольнения.

Согласно платежной ведомости № 66 за январь 2009 г. Моисеевым А.И. получено денежное довольствие в размере ---- руб.

Из справки-расчета суммы единовременного пособия, подлежащей возмещению в доход федерального бюджета, сумма, подлежащая возмещению составляет ---- руб.

Ответчик Моисеев А.И. с данной суммой согласен.

В связи с этим требования прокурора о взыскании с Моисеева А.И. суммы единовременного пособия пропорционально времени, оставшемуся до окончания контракта в сумме ---руб. --- коп. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Исковые требования военного прокурора Краснодарского гарнизона в интересах Российской Федерации к Моисеев А.И. удовлетворить частично.

Взыскать с Моисеев А.И. в пользу Федерального бюджета РФ сумму единовременного пособия пропорционально времени, оставшемуся до окончания контракта в сумме ---руб. --- коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору Краснодарского гарнизона к Моисеев А.И. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Т.В.Шестакова

Решение изготовлено в окончательной форме 10 мая 2011 года.