Решение от 17.05.2011 года по делу № 2-474/2011 дело по заявлению Овсяникова Е. В. об оспаривании действий органа местного самоуправления



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2011 года г. Михайловск

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Болотовой ЛА.,

при секретаре Мкртумовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Овсяникова Е. В. об оспаривании действий органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Овсяников Е.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного, строительства уволенному с военной службы ветерану боевых действий не законными, о возложении обязании на администрацию г. Ставрополя принять решение о предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства уволенному с военной службы ветерану боевых действий с указанием в нем места расположения земельного участка.

В обоснования своего заявления, заявитель Овсяников Е.В. указал, что является ветераном боевых действий, уволенным с военной службы.

21 апреля 2010 года письменно, по почте, Овсяников Е.В. обратился к Главе г. Ставрополя, заявлением о выделении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Согласно почтового уведомления, заявление было получено адресатом 22 марта 2010 года.

1 марта 2011 года, письмом за подписью заместителя директора комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, до Овсяникова Е.В. доведено, что в постановке его на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков отказано со ссылкой на Закон Ставропольского края от 12.04.2010 г. № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признания утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края», а так же рекомендовано для приобретения земельного участка обращаться по месту постоянного проживания.

Фактически ему было отказано в получении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в г. Ставрополе по нормам законодательства, действовавшего в момент его обращения и придана обратная сила принятому закону, а так же отказано на том основании, что он не зарегистрирован и проживает в г. Ставрополе.

Действия администрации г. Ставрополя, связанные с отказом в предоставлении земельного участка заявитель считает незаконным, нарушающим его законные права и интересы создающими препятствия к осуществлению его прав по следующим основаниям:

1. В соответствии с ч. 2 ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 N 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» (действовавшим на момент его обращения), военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях, земли для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства на территории Ставропольского края предоставляются в собственность бесплатно.

То есть региональным законом были определены только два условия бесплатного предоставления земельного участка на территории Ставропольского края указанной категории граждан, а именно:

1) гражданин должен быть военнослужащим, уволенным с военной службы;

2) указанный гражданин должен был принимать участие в боевых действиях (является ветераном боевых действий).

В соответствии со ст. 28 ФЗ РФ «О ветеранах», реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2003 года № 763 был утвержден единый бланк удостоверения ветерана боевых действий.

Постановлением Главы г. Ставрополя от 17 февраля 2009 года № 468 был утвержден Порядок ведения учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края.

В соответствии с п.5.3 Порядка, военнослужащими, уволенными с военной службы и принимавшими участие в боевых действиях, к заявлению о предоставлении земельного участка должны быть приложены копия документа, удостоверяющего личность заявителя, копия военного билета с отметкой об участии в боевых действиях.

То есть к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие то, что гражданин уволен с военной службы и то, что гражданин принимал участие в боевых действиях. Такие документы были им приложены к заявлению.

Указанным Порядком определены и основания отказа в постановке на учет. Таких оснований только два:

1. Заявитель ранее воспользовался правом на бесплатное предоставление земельного участка в собственность.

2. Заявитель состоит на учете по иной льготной категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков.

Заявитель Овсяников Е.В. правом на бесплатное предоставление земельного участка в собственность раннее не пользовался, на учете по иной льготной категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков нигде не состоит.

В связи с чем, заявитель считает, что действия администрации г. Ставрополя, связанные с лишением его права на получение бесплатно в собственность земельного участка на территории г. Ставрополя, как гражданину, уволенному с военной службы и принимавшему участие в боевых действиях, ущемляют его пава и законные интересы.

В соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ, гражданское законодательство состоит из Гражданского Кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК.

В соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Закон 21-кз, устанавливающий дополнительные, по сравнению с Законом 28-кз, условия получения в собственность земельных участков на территории г.Ставрополя ветеранам боевых действий, бесспорно является законом, ухудшающим положение определенной категории граждан, а именно граждан России — ветеранов боевых действий.

Исходя из смысла абз. 2 п. 2 ст.З ГК РФ, система гражданского законодательства ограничивается нормами ГК РФ. В системе гражданского законодательства ГК РФ занимает положение координирующего центра. Поэтому все нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать и в случае коллизий между законами и ГК преимущество должно отдаваться нормам ГК РФ.

Принцип не придания закону обратной силы закреплен и в Законе Ставропольского края от 9 июня 1994 г. № 1-кз «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Ставропольского края».

В соответствии со ст. 2 Закона № 1-кз, любые нормативные правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также права обязанности юридических лиц не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии со ст. 4 Закона № 1-кз, официальное опубликование законов Ставропольского края, других нормативных правовых актов органов государственной власти Ставропольского края осуществляется в газете "Ставропольская правда" или информационном бюллетене "Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края".

В соответствии со ст. 5 Закона № 1-кз, законы Ставропольского края вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты Ставропольского края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Нормативные правовые акты, ухудшающие положение юридических и физически лиц, обратной силы не имеют.

Кроме этого, обратная сила Закону 21-кз не придана и самим законом, ст. 25 которая гласит, что он вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования Официально Закон № 21-кз опубликован в газете "Ставропольская правда" от 14 апреля 20 года, и соответственно вступил в силу 25 апреля 2010 года.

Заявитель считает, что должен быть поставлен на учет граждан, имеющих право предоставление бесплатно в собственность земельных участков в г.Ставрополе исходя из Закона 28-кз, действовавшего на момент моего обращения, в порядке, установленном Постановлением Главы г.Ставрополя от 17 февраля 2009 года № 468, то есть в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления.

В связи с чем, заявитель Овсяников Е.В. просил суд, признать действия Администрации г.Ставрополя, выразившиеся в отказе
предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уволенному с военной службы ветерану боевых действий Овсяникова Е.В., не законными. Обязать администрацию г.Ставрополя принять Овсяникова Е.В. на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в г.Ставрополе, с даты подачи заявления.

Заявитель Овсяников Е.В. и его представитель по доверенности Запорожцев О.М.в судебное заседание не явились, однако представили заявления, в которых просили суд провести заседание без их участия (л.д.30-31).

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Ставрополя в судебное заседание не явился будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не представил сведений об уважительности своей не явки, однако представил суду отзыв на заявление Овсяникова Е.В., в котором указал, что считает требования заявителя необоснованными и неподлежащими удовлетворению в полном объеме (л.д. 26-29).

25 марта 2010 Государственной Думой Ставропольского края принят закон Ставропольского края от 12.04.2010 № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» согласно которому утратила силу статья 18 закона Ставропольского края от 01 августа 2003 №28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», касающаяся случаев бесплатного предоставления земельных участков.

С момента вступления в законную силу закона Ставропольского края от 12.04.20.10 № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» случаи бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам в Ставропольском крае урегулированы статей 12 закона, согласно которому земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам бесплатно для жилищного строительства в населенных пунктах по месту жительства при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в том числе ветеранам боевых действий, признанным таковыми Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», уволенным в запас (отставку), по выслуге срока службы или иным основаниям, дающим право выхода на пенсию, и проживающим в населенных пунктах не менее трех лет.

Граждане заинтересованные в предоставлении земельных участков в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 1 настоящей статьи, обеспечиваются органами местного самоуправления информацией о свободных земельных участках в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов. Решение о бесплатном предоставлении гражданам земельного участка принимается в двухнедельный срок со дня получения от заинтересованного лица заявления с приложением документов, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Проведение кадастровых работ в отношении предоставленного земельного участка и постановка его на государственный кадастровый учет в соответствии с федеральными законами за счет заявителя.

Статья 28 Земельного кодекса РФ также предусматривает возможность бесплатного предоставления гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Так, на основании постановления главы юрода Ставрополя от 17.02.2009 № 468 «О порядке ведений учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации Ставропольского края» разработан порядок ведения учета граждан, имеющих, право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков.

На муниципальное учреждение «Архитектурно-строительный заказ города Ставрополя» возложена обязанность по приему заявлений граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края.

Комитету градостроительства администрации города Ставрополя поручено нести учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков и граждан, которым земельные участки были предоставлены бесплатно, создана комиссия по учету граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков.

Предоставление бесплатно в собственность земельных участков гражданам осуществляется при наличии свободных земельных участков в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления - даты постановки на учет.

По смыслу норм земельного законодательства, при бесплатном предоставлении гражданину земельного участка должна соблюдаться установленная законом (ст. 30,1 Земельного кодекса РФ) процедура предоставления земли для жилищного строительства согласования места размещения объекта:

-проведение работ по формированию земельного участка;

-выполнение в отношении земельного участка в соответствий с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществлен не государственного кадастрового учета такого земельного участка;

- определение разрешенного использования земельного участка;

- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно- технического обеспечения.

Действующее законодательство предусматривает, прежде всего, представление не земельного участка, определенного как объект права с установленными на местности границами. В соответствии с регламентом подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденного Постановлением главы города Ставрополя от 10.09.2009 № 691 и разработанного в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и Ставропольского края., органов местного самоуправления г. Ставрополя, а также во исполнение постановлений главы города Ставрополя от 29.05.2008 года № 1399 «Об организации единого Центра обслуживания граждан и юридических лиц по вопросам градостроительства и землепользования по принципу «Одно окно»: от 30.06.2008 года № 1631 «Об утверждении порядка приема, подготовки и выдачи документов в области градостроительства и землепользования», существуют определенные правила предоставления земельного участка для строительства.

Органом местного самоуправления осуществляется формирование земельных участков и постановка их на кадастровый учет в соответствия с требованиями законодательства. Таким образом, администрацией города Ставрополя принимаются все меры по исполнению указанного закона.

В случае отказа, т.е. принятия администрацией отрицательного решения, со ссылкой на отсутствие у заявителя, предусмотренных нормами о градостроительной деятельности условий и согласований, требуемого комплекта документов, несоответствие документов требованиям законодательства, либо необходимости предоставления дополнительных сведений, требующихся для принятия решения о предоставлении земельного участка для проектирования и строительства объекта, с которым заявитель будет не согласен, отказ может быть обжалован в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В соответствии с частью 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федераций от 10.02.2009 № 2 «О практика рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных, лиц, муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или служащего, если установит, чти оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Принимая решение об удовлетворений заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.

Письмом от 01.03.2011 Овсяников К.В. был извещен о том, что ему отказало в постановке на учет для получения земельного участка и связи с тем, что заявитель Овсяников Е.В. подпадает под действие нормы краевого закона о бесплатном предоставлении ему в собственность земельного участка как военнослужащему в границах муниципального образования - город Ставрополь, поскольку не проживает в городе Ставрополе и не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем и отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка, расположенного в городе Ставрополе.

При таких обстоятельствах, администрация г. Ставрополя не вправе распространять норму о бесплатном предоставлении земельного участка в отношении Овсянникова. Е.В. Считает, что требования Овсяникова Е.В. к администрации города Ставрополя, не законны и не обоснованы.

На основании вышеизложенного администрация г. Ставрополя считает, что заявленные Овсяниковым Е.В. требования не законны и необоснованны, в связи с чем просил отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.

Исследовав представленные доказательства, суд полагает заявление Овсяникова Е.В. обоснованным по следующим основаниям.

В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям ( бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения или действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. При этом под действиями и решениями понимаются как фактические действия органов и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих по выполнению возложенных на них функций государственного управления, так и акты, содержащие государственно- властные повелевание, предписание в отношении заявителя, которыми нарушены права и свободы заявителя.

В судебном заседании установлено, что Овсяников Е.В. является ветераном боевых действий, уволенным с военной службы, в подтверждение чего имеется удостоверение № 491339, выданное 05 мая 2009 года (л.д.6), военный билет АК 2712464, выданный на имя Овсяникова Е.В. 19 февраля 1986 года рождения военным комиссариатом Шахунского района Нижегородского области 24 июня 2004 года (л.д.7).

21 апреля 2010 года Овсяников Е.В. обратился к главе г. Ставрополя с заявлением (л.д. 5) о выделе ему, как уволенному с военной службы ветерану боевых действий, земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и данное заявление главе г. Ставрополя направленно по почте, о чем свидетельствует опись ф. 107, квитанция об оплате заказного письма и уведомление (л.д.8).

Согласно штампу на уведомлении заявление Овсяникова Е.В. администрацией г. Ставрополя было получено 22.04.2010 года (л.д.8).

01 марта 2011 года Овсяниковым Е.В. было получено уведомление Комитета градостроительства администрации города Ставрополя об отказе в постановке его на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков ввиду отсутствия документа, подтверждающего проживание на территории г. Ставрополя не менее трех лет. Для реализации его права на бесплатное получение в собственность земельного участка как участнику боевых действий заявителю было предложено обратиться в орган местного самоуправления (администрацию) по месту постоянного проживания. При этом была сделана ссылка на Закон Ставропольского края от 12 апреля 2010г. № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» (л.д. 09-10).

В силу п.10 ст. 3 ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ», ст. 11, 29-32 ЗК РФ, п.21 ст. 48 Устава г. Ставрополя предоставление земельных участков для строительства на территории г. Ставрополя является исключительной компетенцией органов местного самоуправления. Законом установлен порядок предоставления земельных участков для строительства, согласно которому предоставление производится по заявлению заинтересованного лица на основании решения органа местного самоуправления при условии предоставления необходимого пакета документов и предварительного проведения работ по оформлению земельного участка.

Ст. 18 Закона Ставропольского края от 01 августа 2003 года №28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» гарантирует бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства- военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях.

Согласно ч.2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9,10 и 11 ЗК РФ.

Статьей 4 ГК РФ предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введение их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введение его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Поскольку правоотношения сторон возникли до внесения изменений в законодательство, а потому при разрешении спора должен применяться закон, действующий на момент возникновения этих правоотношений- Закон Ставропольского края от 01 августа 2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае».

При наличие у Овсяникова Е.В. совокупности указанных условий, у администрации г. Ставрополя отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Учитывая все обстоятельства по делу, суд считает заявление Овсяникова Е.В. обоснованным, законным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать заявление Овсяникова Е.В. об оспаривании действий органа местного самоуправления - обоснованным.

Признать действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уволенному с военной службы ветерану боевых действий Овсяникова Е.В., не законными.

Обязать администрацию г. Ставрополя в 10 дневный срок принять Овсяникова Е. В. на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в г. Ставрополе, с даты подачи заявления.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Болотова Л.А.

Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2011 года.