Дело № 2-862/11 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Михайловск 14 июля 2011 года Судья Шпаковского районного суда Ставропольского края Чепурной А.А., при секретаре Филинской Т.А., с участием: прокурора – помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края Жидковой Е.А., истца Реутова В.К., представителя истца – Изерской Л.И., действующей на основании доверенности 26 НПСК 612071 от 10 июня 2010 года, представителя ответчика – Управления труда и социальной защиты населения (далее УТСЗН) Шпаковского муниципального района Ставропольского края – Городской Т.П., действующей на основании доверенности от 11 января 2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Реутова В.К. к Управлению труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края о перерасчете ежемесячно выплачиваемой суммы возмещения вреда здоровью и взыскании недополученных сумм в возмещение вреда здоровью, УСТАНОВИЛ: Истец Реутов В.К. обратился с иском к Управлению труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края о перерасчете ежемесячно выплачиваемой суммы возмещения вреда здоровью и взыскании недополученных сумм в возмещение вреда здоровью. В судебном заседании истец Реутов В.К. поддержал свои требования, суду показал, что принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ---- году, является инвалидом -- группы и получает ежемесячно сумму возмещения вреда здоровью, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее «базовый чернобыльский» Закон). В соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 24 ноября 1995 года) инвалидам - чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы, выплата денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. В марте 1996 года органом социальной защиты населения г. Ставрополя ему назначена сумма возмещения вреда, рассчитанная из фактического заработка в период работы на Чернобыльской АЭС (т.е. за сентябрь 1986 года). Согласно справки о заработной плате от 17 мая 2000 года № --- Реутову В.К. выплачено в сентябре ---- года -- рублей -- копеек. Впервые им получена -- группа инвалидности с 90% утратой трудоспособности в феврале 1996 года. Истец обратился в Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края, в настоящее время производящим начисление ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, с заявлением предоставить справку о назначенных и выплаченных суммах возмещения вреда здоровью со дня назначения по 31 декабря 2009 года. Из справки выданной УТСЗН Шпаковского муниципального района Ставропольского края № --- от 04 февраля 2010 года следует, что назначение суммы возмещения вреда здоровью органом социальной защиты населения произведено со 2 марта 1996 года. Справка подписана начальником УТСЗН и заверена печатью. До этой даты каких-либо выплат в возмещение вреда ему не назначалось и не выплачивалось. В связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок, из которого исчисляется размер возмещения, увеличивается: для возмещения вреда, определенного в 1986 году – в 6,7 раза. Во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до 1 января 1991 года, либо в периоде с 1 января 1991 года по 31 января 1993 года – суммы заработка после применения коэффициентов, указанных в первом абзаце должны увеличиваться соответственно в шесть либо в три раза независимо от времени предъявления иска (абз 2 п.2. Правил). Подсчитанная указанным путем сумма заработка увеличивается начиная с 1 ноября 1992 года с применением индексов увеличения минимальных размеров пенсий. Данная норма распространяется на чернобыльцев, которым впервые суммы возмещения вреда назначаются после 2 марта 1996 года с 1 ноября 1992 года – в 2,5 раза; с 1 февраля 1993 года – в 1,9; с 1 мая 1993 года – в 1,9; с 1 августа 1993 года – в 1,8; с 1 апреля 1994 года – в 1,8; с 1 мая 1994 года – в 1,3; с 1 октября 1994 года – в 1,51; с 1 ноября 1994 года – в 1,2; с 1 мая 1995 года – в 1,27; с 1 июня 1995 года – в 1,2 раза; с 1 августа 1995 года – в 1,05; с 1 января 1996 года – в1,15 раза; с мая 1996 года – в 1,1 раза. Однако органом социальной защиты данные коэффициенты, в нарушение действовавшего законодательства, применены не были, что привело к необоснованному уменьшению выплачиваемой ежемесячной суммы возмещения вреда. Согласно справке от 17 мая 2000 года заработная плата за сентябрь 1986 года (полный месяц участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС) составляет ----- рублей --- коп. Следовательно, размер возмещения вреда должен исчисляться следующим образом: ----- руб. * 6,7 * 6 * 2,5 * 1,9 * 1,9 * 1,8 * 1,8 * 1,3 * 1,51 * 1,2 *1,27 * 1,2 * 1,05 * 1,15 = ------- рублей. Учитывая процент утраты трудоспособности, который согласно справки МСЭ составил 90% и коэффициент деноминации (0,001) сумма возмещения вреда на день назначения должна составлять: ---- * 90% * 0,001 = ---- рублей. Таким образом, на день назначения суммы возмещения вреда, т.е. на 2 марта 1996 года она должна была составлять ----- рублей. Ст. 11 Правил в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ определен механизм повышения сумм возмещения вреда в связи с ростом стоимости жизни. Таким образом, суммы возмещения вреда подлежат индексации пропорционально повышению минимального размера оплаты труда. Следовательно, с 01 апреля 1996 года сумма возмещения вреда индексируется на коэффициент 1,2 (ст.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 40-ФЗ) ------ * 1,2 = ----- руб. С 01 января 1997 года рост минимального размера оплаты труда составил 1,1 раза. Таким образом, сумма возмещения вреда с 01 января 1997 года должна была составить: ------- * 1,1 = ----- рублей. С 01 февраля 1997 года по 30 июня 2000 года МРОТ не изменялся. С 1 июля 2000 года минимальный размер оплаты труда увеличился с 83 рублей 49 коп. до 132 рублей, то есть рост составил 1,581 раза. С 1 января 2001 года минимальный размер оплаты труда увеличился со 132 до 200 рублей, то есть рост составил 1,515 раза (200:132). Следовательно, размер сумм возмещения вреда должен составлять: - с 1 июля 2000 года - ------ * 1,581 = --- рублей. - с 1 января 2001 года - ---- * 1,515 = ---- рублей. Пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 г. № 7) разъясняет, что в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ. Не смотря на то, что указанная нома вступила в силу с 15 февраля 2001 года, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 и части 3 статьи 2 «базового чернобыльского» Закона (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ) порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по РФ. До внесения соответствующих изменений в законодательство, суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти. В соответствии со справкой территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю от 02 ноября 2005 года № 06-8 коэффициент индексации в связи с ростом величины прожиточного минимума для пенсионеров в Ставропольском крае в среднем за 2002 год составляет 1,682; за 2003 год - 1,222; за 2004 год -1,195. Таким образом, размер сумм возмещения вреда должен составлять: с 1 января 2002 года – ------ рублей (------ * 1,682); с 1 января 2003 года - ------ рублей (------- * 1,222); с 1 января 2004 года - ----- рублей (------ * 1,195). С 01 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год» (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 г. № 141-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2007 года № 143 коэффициент индексации на 2005 год составляет 1,11. Следовательно, размер сумм возмещения вреда должен составлять с 01 января 2005 года – ------ рублей (----- * 1,11). С 01 января 2006 года, согласно Федеральному закону от 01 декабря 2006 года № 197-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» и Постановления Правительства РФ от 03 марта 2007 года № 143 коэффициент индексации на 2006 год составляет 1,09. Следовательно, размер сумм возмещения вреда должен составлять с 01 января 2006 года - ------- рублей (----- * 1,09). С 01 января 2007 года в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» (в редакции Федерального закона от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 года № 171 коэффициент индексации на 2007 год составляет 1,08. Следовательно, размер сумм возмещения вреда должен составлять с 01 января 2007 года – ------ рублей (----- * 1,08). Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года № 914 «Об индексации в 2008-2010 годах размеров и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Постановлением от 17 марта 2008 года № 181 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года № 914» размеры выплат для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо вследствие выполнения работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а также для семей потерявших кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших из-за лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с катастрофой, подлежат ежегодной индексации с учетом уровня инфляции. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2008 года «О внесении изменений в постановление Правительства РФ № 914 от 21 декабря 2007 года «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» коэффициент индексации на 2008 год составляет – 1,105. Следовательно, размер ежемесячной компенсационной выплаты в возмещение вреда здоровью с 01 января 2008 года должен составлять – ----- рублей (------ * 1,105). С 01 января 2009 года коэффициент индексации составляет 1,13 (Постановление Правительства Российской Федерации № 655 от 03 сентября 2008 года «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ № 914 от 21 декабря.2007 года «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС»). Таким образом, ежемесячная компенсационная выплата в возмещения вреда здоровью с 01 января 2009 года составляет ----- рублей (----- * 1,13). Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 года № 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» коэффициент индексации на 2010 год предусмотрен в размере -1,1. Следовательно, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью с 01 января 2010 года должна составлять ----- рублей (------ * 1,1). Размер недополученных ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, согласно приложенного расчета, за период со 02 марта 1996 года по 31 декабря 2009 года составляет ---- рублей --- коп. В связи с изложенным истец просит: - обязать УТСЗН Шпаковского муниципального района Ставропольского края назначить ему ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью с 1 января 2010 года в размере ---- рублей -- коп. с последующей её индексацией в установленном законом порядке. - взыскать с УТСЗН Шпаковского муниципального района Ставропольского края единовременно в его пользу за счет средств федерального бюджета недополученные ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью за период с 02 марта 1996 года по 31 декабря 2009 года в размере ---- рублей -- коп. Представитель истца – Изерская Л.И. требования истца поддержала. Просила их удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Городская Т.П. исковые требования Реутова В.К. не признала, просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что с марта 1998 года сумма возмещения вреда здоровью Реутову В.К. исчислялась из расчета заработка за период работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в размере ---- руб. Истец принимал участие в ликвидации последствий аварии с 07 августа 1986 года по 28 сентября 1986 года, поэтому в расчет был взят заработок за сентябрь 1986 года. В соответствии со справкой ОАО «Ставропольпроектстрой» от 12 февраля 1998 года заработок за указанный месяц составил --- руб. Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам, увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» установлено, что в связи с повышение стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда, заработок, из которого исчислен размер возмещения, увеличивается, для возмещения вреда определенного в 1986 году - в 6,7 раза. Абзацем 2 пункта 2 Правил установлено, что в связи с повышение стоимости жизни, суммы заработка, из которого исчисляются суммы возмещения вреда, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 года в 6 раз. Посчитанная таким образом сумма заработка составила --- руб. (----- * 6,7 * 6). Частью 1 и 2 ст. 11 Правил закреплено положение о том, что суммы возмещения вреда подлежат индексации в связи с повышением стоимости жизни в установленном законом порядке, и указано, что при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке все суммы возмещения заработка увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда, а при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии. В связи с тем, что за назначением пенсии по инвалидности Реутов В.К. впервые обратился 19 февраля 1996 года, то расчет произвели в соответствии с частью 1 и 2 статьи 11 вышеназванных Правил. На момент назначения суммы возмещения вреда здоровью, Реутов В.К. являлся инвалидом 2 группы, т.е. 90 % утраты профессиональной трудоспособности. В соответствии с Указом Президента РФ от 04 августа 1997 года № 822 и изданным во исполнение его Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 1997 года № 1182 с 1 января 1998 года была произведена деноминация рубля и замена обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 рублей в деньгах старого образца на 1 рубль в новых деньгах. Следовательно, расчет суммы возмещения вреда производился следующим образом: ---- * 2,5* 1,9* 1,81* 1,9* 1,4* 1,678* 1,27* 1,259* 1,05* 1,048* 1,045* 1,2* 1,1* 90%* 0,001= ----- рубля. Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 04 апреля ---- года суд обязал управление с 01 января 1999 года ежемесячно производить выплату сумм возмещения вреда здоровью Реутову В.К. в сумме ---- рубля. Данное решение вступило в законную силу, и истец согласился с правильностью произведенного расчета суммы возмещения вреда и не оспаривал ее до настоящего времени. Данная сумма индексировалась управлением в соответствии с действующим законодательством и на основании решения суда. В настоящее время сумма ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи радиационным воздействием, вследствие чернобыльской катастрофы, выплачиваемая Реутову В.К., составляет ----- руб. Выслушав объяснения истца Реутова В.К. и его представителя, представителя ответчика, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым полностью удовлетворить рассматриваемые исковые требования, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца. Как установлено в судебном заседании истец принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ему установлена -- группа инвалидности с утратой профессиональной трудоспособности на 90 % процентов, что подтверждается копией удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом серии ----- (л.д. 15), временной справкой ВТЭК к акту освидетельствования № ---- (л.д. 17), копией выписки из акта освидетельствования во ВТЭК --- (л.д. 18), справкой серии ------- от 24 января 2001 года (л.д. 19). В соответствии с п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 24 ноября 1995 года) инвалидам - чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы, выплата денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. В марте 1996 года органом социальной защиты населения г. Ставрополя ему назначена сумма возмещения вреда, рассчитанная из фактического заработка в период работы на Чернобыльской АЭС (т.е. за сентябрь 1986 года). Согласно справке о заработной плате от 17 мая 2000 года № --- ему выплачено в сентябре 1986 года --- рублей --- копеек (л.д. 16). Впервые им получена -- группа инвалидности с 90% утратой трудоспособности в феврале 1996 года (л.д. 18). Назначение суммы возмещения вреда здоровью органом социальной защиты населения произведено со 2 марта 1996 года. До этой даты каких-либо выплат в возмещение вреда ему не назначалось и не выплачивалось. Этот факт подтвержден справкой Управления труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края № --- от 04.02.---- года (л.д. 22). В соответствии с абз. 1 и 2 п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года № 4214-1 в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда заработок, из которого исчисляется размер возмещения увеличивается: для возмещения вреда, определенного в 1986 году – в 6,7 раза. Во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до 1 января 1991 года, либо в периоде с 1 января 1991 года по 31 января 1993 года – суммы заработка после применения коэффициентов, указанных в первом абзаце должны увеличиваться соответственно в шесть либо в три раза независимо от времени предъявления иска (абз. 2 п.2. Правил). Подсчитанная указанным путем сумма заработка увеличивается, начиная с 1 ноября 1992 года с применением индексов увеличения минимальных размеров пенсий. Данная норма распространяется на чернобыльцев, которым впервые суммы возмещения вреда назначаются после 2 марта 1996 года с 1 ноября 1992 года – в 2,5 раза; с 1 февраля 1993 года – в 1,9; с 1 мая 1993 года – в 1,9; с 1 августа 1993 года – в 1,8; с 1 апреля 1994 года – в 1,8; с 1 мая 1994 года – в 1,3; с 1 октября 1994 года – в 1,51; с 1 ноября 1994 года – в 1,2; с 1 мая 1995 года – в 1,27; с 1 июня 1995 года – в 1,2 раза; с 1 августа 1995 года – в 1,05; с 1 января 1996 года – в 1,15 раза; с мая 1996 года – в 1,1 раза. Указанный порядок применения индексов увеличения минимальных размеров пенсий подтвержден и письмом Пенсионного фонда РФ от 27 июня 1996 года № 06-12/4408-ИН «О сводной таблице коэффициентов для исчисления заработка, минимальных и максимальных пенсий». Кроме того, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ N 7 от 5 апреля 2005 г., N 23 от 11 мая 2007 г.), из п. 13 которого следует, что в соответствии с общим принципом применения судами норм материального права, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, суммы заработка подлежат увеличению на индексы, предусмотренные Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. N 4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей». Несмотря на признание Постановления Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. N 4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» утратившим силу, норма о том, что во всех случаях, когда для определения среднего месячного заработка учитывается работа до 1 января 1991 года либо в период с 1 января 1991 года до 31 января 1993 года, суммы заработка после применения коэффициентов, указанных в абз. 1 п. 2 Постановления Верховного Совета РФ, должны увеличиваться соответственно в шесть либо в три раза независимо от времени предъявления иска, продолжала действовать. Возможность применения повышающих коэффициентов не связана со временем обращения потерпевшего за возмещением вреда. В связи с этим неприменение указанных коэффициентов к лицам, впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 24 ноября 1995 года №180-ФЗ ставит их в худшее положение по сравнению с теми, у которых имелась возможность обратиться с такими требованиями до принятия названного Закона, что противоречит смыслу данного Закона и Конституции Российской Федерации. Аналогичная позиция содержится в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 1998 года, утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 4 августа 1998 года. Однако органом социальной защиты данные коэффициенты, в нарушение действовавшего законодательства, применены не были, что привело к необоснованному уменьшению выплачиваемой ежемесячной суммы возмещения вреда. В связи с тем, что согласно справке от 17 мая 2000 года заработная плата за сентябрь 1986 года (полный месяц участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС) составляет ---- рублей -- коп., размер возмещения вреда должен исчисляться следующим образом: ----- * 6,7 * 6 * 2,5 * 1,9 * 1,9 * 1,8 * 1,8 * 1,3 * 1,51 * 1,2 *1,27 * 1,2 * 1,05 * 1,15 = ----- рублей. Учитывая процент утраты трудоспособности, который согласно справки МСЭ составил 90% и коэффициент деноминации (0,001) сумма возмещения вреда на день назначения должна составлять: ---- * 90% * 0,001 = ----- рублей. Таким образом, на день назначения суммы возмещения вреда, т.е. на 2 марта 1996 года она должна была составлять ---- рублей. Статьей 11 Правил в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ определен механизм повышения сумм возмещения вреда в связи с ростом стоимости жизни. Таким образом, суммы возмещения вреда подлежат индексации пропорционально повышению минимального размера оплаты труда. Следовательно, с 01 апреля 1996 года сумма возмещения вреда индексируется на коэффициент 1,2 (ст.1 Федерального закона от 22.04.1996 № 40-ФЗ). --- * 1,2 = ---- руб. С 01 января 1997 года рост минимального размера оплаты труда составил 1,1 раза (ст.1 Федерального закона от 09.01.1997 № 6-ФЗ). Таким образом, сумма возмещения вреда с 01 января 1997 года должна была составить: ----- * 1,1 = ---- руб. С 01 февраля 1997 года по 30 июня 2000 года МРОТ не изменялся. С 1 июля 2000 года минимальный размер оплаты труда увеличился с -- рублей -- коп. до --- рублей, то есть рост составил 1,581 раза. С 1 января 2001 года минимальный размер оплаты труда увеличился со 132 до 200 рублей, то есть рост составил 1,515 раза (200:132). Следовательно, размер сумм возмещения вреда должен составлять: - с 1 июля 2000 года - ---- * 1,581 = ---- рублей. - с 1 января 2001 года - ---- * 1,515 = ----- рублей. Пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 года № 7) разъясняет, что в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями первой и второй этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ. Не смотря на то, что указанная нома вступила в силу с 15 февраля 2001 года, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П признан противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства, соразмерности, умаляющими право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, установленный взаимосвязанными статьями 5 и части 3 статьи 2 «базового чернобыльского» Закона (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ) порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума за год в целом по РФ. До внесения соответствующих изменений в законодательство, суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти. В соответствии со справкой территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю от 02 ноября 2005 года № 06-8 коэффициент индексации в связи с ростом величины прожиточного минимума для пенсионеров в Ставропольском крае в среднем за 2002 год составляет 1,682; за 2003 год - 1,222; за 2004 год -1,195. Таким образом, размер сумм возмещения вреда должен составлять: с 1 января 2002 года – ------ рублей (---- * 1,682); с 1 января 2003 года - ------ рублей (----- * 1,222); с 1 января 2004 года - ----- рублей (----- * 1,195). С 01 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год» (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 г. № 141-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2007 года № 143 коэффициент индексации на 2005 год составляет 1,11. Следовательно, размер сумм возмещения вреда должен составлять с 01 января 2005 года – ---- рублей (---- * 1,11). С 01 января 2006 года, согласно Федеральному закону от 01 декабря 2006 года № 197-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» и Постановления Правительства РФ от 03 марта 2007 года № 143 коэффициент индексации на 2006 год составляет 1,09. Следовательно, размер сумм возмещения вреда должен составлять с 01 января 2006 года - ---- рублей (----- * 1,09). С 01 января 2007 года в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» (в редакции Федерального закона от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ) и Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 года № 171 коэффициент индексации на 2007 год составляет 1,08. Следовательно, размер сумм возмещения вреда должен составлять с 01 января 2007 года – ---- рублей (----- * 1,08). Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года № 914 «Об индексации в 2008-2010 годах размеров и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Постановлением от 17 марта 2008 года № 181 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года № 914» размеры выплат для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо вследствие выполнения работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а также для семей потерявших кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших из-за лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с катастрофой, подлежат ежегодной индексации с учетом уровня инфляции. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2008 года «О внесении изменений в постановление Правительства РФ № 914 от 21 декабря 2007 года «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» коэффициент индексации на 2008 год составляет – 1,105. Следовательно, размер ежемесячной компенсационной выплаты в возмещение вреда здоровью с 01 января 2008 года должен составлять – ----- рублей (------ * 1,105). С 01 января 2009 года коэффициент индексации составляет 1,13 (Постановление Правительства Российской Федерации № 655 от 03 сентября 2008 года «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ № 914 от 21 декабря.2007 года «Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС»). Таким образом, ежемесячная компенсационная выплата в возмещения вреда здоровью с 01 января 2009 года составляет ---- рублей (----- * 1,13). Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 года № 1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» коэффициент индексации на 2010 год предусмотрен в размере -1,1. Следовательно, ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью с 01 января 2010 года должна составлять ------ рублей (----- * 1,1). Согласно ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется натребования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом; требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов; требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска;требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения другие требования в случаях, установленных законом. В статье 58 Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (с изменениями от 10 февраля 1997 года, 10 июля 30 декабря 2001 года, 28 марта 2002 года, 11 ноября 2003 года) указано, что на требования о возмещении убытков и вреда, причиненных радиационным воздействием жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется. В данной статье нет ограничений, которые указаны в п. 3 статьи 208 ГК РФ, по удовлетворению таких требований за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. То обстоятельство, что нормы Федерального закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ полностью распространяются на лиц, пострадавших от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, доказывается тем, что указанный Федеральный закон применялся Конституционным Судом РФ при проверке конституционности ряда положений «чернобыльского» законодательства. Согласно определению КС РФ от 03 ноября 2006 года № 445-О положения ст. 208 ГК РФ во взаимосвязи с положениями Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно неполученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты. В силу ст. 6 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» конституционно-правовой смысл положений ст. 208 ГК РФ, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основе правовых позиций, изложенных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике». Таким образом, взысканию подлежат недополученные истцом суммы возмещения вреда за весь период со 02 марта 1996 года по 31 декабря 2009 года Размер недополученных Реутовым В.К. ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью, согласно приложенного расчета, за период со 02 марта 1996 года по 31 декабря 2009 года составляет ---- рублей -- коп. Приведенный расчет ежемесячного размера возмещения вреда здоровью и сумма задолженности по указанным выплатам, суд считает достоверным и соответствующим приведенным выше нормативно-правовым актам, с учетом произведенных ответчиком выплат за рассматриваемый период времени, в том числе и на основании судебных решений (л.д. 9-12). Доводы представителя ответчика о том, что Реутову В.К. производились ежемесячные выплаты, с которыми он был согласен, суд во внимание не принимает, т.к. в судебном заседании установлено, что подсчет суммы заработка при назначении истцу указанной ежемесячной выплаты в марте 1996 года был произведен не верно, в результате чего образовалась задолженность. Ссылка ответчика о том, что истцом неоднократно заявлялись требования о перерасчете суммы возмещения вреда, суд находит несостоятельной, поскольку ранее вынесенные решения основаны на иных обстоятельствах спорных правоотношений и иной период времени. Согласно пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35 (в редакции от 11 мая 2007 года № 23) и статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Таким образом, согласно разъяснению Пленума Верховного Суда, органы социальной защиты населения продолжают выступать от имени казны РФ. Как установлено в судебном заседании выплату ежемесячной денежной компенсации Реутову В.К. осуществляет Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края (л.д. 22). На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Реутова В.К. к Управлению труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края о перерасчете ежемесячно выплачиваемой суммы возмещения вреда здоровью и взыскании недополученных сумм в возмещение вреда здоровью – удовлетворить. Обязать Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края назначить Реутову Василию Константиновичу ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью с 01 января 2010 года в размере ----- рублей -- копейки, с последующей ее индексацией в установленном законом порядке. Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края единовременно в пользу Реутова В.К. за счет средств федерального бюджета недополученные ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью за период со 02 марта 1996 года по 31 декабря 2009 года в размере ------ рублей -- копеек. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней с момента получения мотивированного решения через Шпаковский районный суд Ставропольского края. Судья А.А. Чепурной