Решение от 05.09.2011 г. по делу № 2-616/2011 по заявлению прокурора Шпаковского района о признании незаконным и отмене постановления «Об уточнении границ населенного пункта города Михайловска»



Дело № 2-616/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Михайловск 5 сентября 2011 года

Судья Шпаковского районного суда Ставропольского края Евтухова Т.С.

с участием:

заявителя представителя прокуратуры Шпаковского района Хамидуллиной А.И.

представителя администрации муниципального образования г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края Костиной А.П., действующей на основании доверенности,

представителя ООО «Вершина» адвоката Пелинко Е.А., действующей на основании ордера

представителя администрации Шпаковского муниципального района Ященко В.В. действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

при секретаре Светашовой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Шпаковского района о признании незаконным и отмене постановления № ….. от …… года «Об уточнении границ населенного пункта города Михайловска» в редакции постановления № ….. от ….. года «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования города Михайловска № ….. от ….. года «О корректировке границ населенного пункта города Михайловска»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шпаковского районного суда обратился в суд с заявлением о признании незаконным действия главы администрации муниципального образования города Михайловска Лунина А.Г. об оставлении без удовлетворения протеста прокурора об отмене постановления № ….. от ….. года «О корректировке границ населенного пункта города Михайловска»; возложении на главу администрации муниципального образования города Михайловска Лунина А.Г. в течение …. дней со дня вступления решения суда в законную силу отменить постановление № ….. от …… года «О корректировке границ населенного пункта города Михайловска» по тем основаниям, что указанным постановлением произведена корректировка границ населенного пункта г.Михайловска - включен земельный участок с кадастровым номером ……., расположенный относительно ориентира: Ставропольский край Шпаковский район, южная часть Шпаковского района, прилегающая к северной окраине г. Ставрополя в …..м северо-западнее перекрестка ул……. и ул………, площадью ….. кв.м.

Согласно ст.4.1 Федерального закона «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 года № 191-ФЗ до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но н позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в порядке установленной настоящей статьей.

Пунктом 1.1. указанной статьи установлено, что при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 01.01.2012 года может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом РФ либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном настоящей статьей.

Согласно п.2 ст.25 Градостроительного кодекса РФ, проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в границах которого находятся поселение, городской округ: предусматривается в соответствие с указанным проектом включения в границы населенных пунктов в том числе образуемых населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Указанным постановлением в границы населенного пункта был включен земельный участок сельскохозяйственного назначения без необходимого согласования, что повлекло существенные нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и охраняемых законом интересов общества и государства. ….. года прокурором принесен протест об отмене указанного постановления, по результатам которого главой города Михайловска вынесено постановление №…. от ………г. о внесении изменений в постановление № ….. от …. года, а именно слово «корректировка» заменено на слово «уточнение». Таким образом, постановление № …… от ……. года не отменено (т.1 л.д.1-2).

Определением Шпаковского районного суда от 17.05.2011 года в качестве заинтересованного лица по гражданскому делу привлечено Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края (т.1 л.д.30).

Определением Шпаковского районного суда от 12.07.2011 года в качестве заинтересованного лица по гражданскому делу привлечено ООО «Вершина» (т.1 л.д.49-50).

19.07.2011 года прокурор Шпаковского района утонил требования и просил признать недействительным постановление № 1507 от 28.06.2010 года «О корректировке границ населенного пункта города Михайловска» (т.1 л.д.54-56).

Определением Шпаковского районного суда от 10.08.2011 года в качестве заинтересованного лица была привлечена администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края (т.1 л.д.237).

26.08.2011 года прокурор Шпаковского района уточнил и дополнил основания заявленных требований, указав, что Постановлением Правительства СК от 15.12.2005г. № 149-п «О мерах по реализации закона Ставропольского края «Об административно-территориальном устройстве Ставропольского края» утвержден порядок создания, преобразования, упразднения населенных пунктов, не влекущих изменение границ муниципального образования, отнесения населенных пунктов к категориям, изменения категорий, установления и изменения статуса населенных пунктов.

При соблюдении установленного порядка администрация муниципального образования СК вносит в Правительство СК проект постановления Правительства СК об изменении категории и (или) установлении, изменении статуса населенного пункта и внесении соответствующих изменений в Реестр административно-территориальных единиц СК с приложением документов.

В данном случае постановлением № ….. в границы населенного пункта был включен земельный участок сельскохозяйственного назначения без необходимого согласования с Правительством СК и должностным лицом – главой муниципального образования г.Михайловска не правомочным издавать указанные правовые акты.

Просит признать незаконным и отменить постановление № ….. от …… года «Об уточнении границ населенного пункта города Михайловска» в редакции постановления № …… от …… года «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования города Михайловска № ….. от ….. года «О корректировке границ населенного пункта города Михайловска» (т.2 л.д.215-217).

В судебном заседании представитель прокуратуры Шпаковского района Хамидуллина А.И. поддержала уточненные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель администрации муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края Костина А.П. суду пояснила, что Законом Ставропольского края №82-кз от 23.09.2004г. установлена граница муниципального образования города Михайловска. Приложением к закону Ставропольского края «Об установлении границы муниципального образования города Михайловска» является описание границы МО г.Михайловска Шпаковского района Ставропольского края и схематическая карта. Земельный участок с кадастровым номером …….. с момента вступления в силу закона Ставропольского края №82-кз от 23.09.2004г. «Об установлении границы муниципального образования города Михайловска» и закона Ставропольского края №84-кз от 23.09.2004г. «Об установлении границы муниципального образования города Ставрополя» входил в границы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края.

Решением Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 10.11.2004г. №456 «О генеральном плане развития города Михайловска» утверждена обязательная часть генерального плана развития города Михайловска до …… года в составе: генерального плана развития города Михайловска; концепции территориального развития: схемы магистралей, схемы расселения и схемы зонирования, схемы инженерного оборудования и инженерной подготовки территории, схемы комплексной оценки территории, схемы планировочной структуры.

В силу ч. 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или иных земельных участков из одной категории в другую» (далее Закон № 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 84 Земельного Кодекса РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границы населенных пунктов. Согласно с п. 5 ст. 2 Закона № 172-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют перевод земельных участков из состава земель из одной категории в другую в случае установления или изменения черты населенных пунктов без согласия правообладателей данных земельных участков. При этом с п. 3 ст. 84 Земельного кодекса РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Генеральный план города Михайловска утвержден 10.11.2004 года до вступления в силу Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004г. (дата публикации в «Российской газете № - 30.12.2004г.) Таким образом, органом местного самоуправления правомерно установлена граница населенного пункта города Михайловска путем утверждения генерального плана, что является переводом земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов. При этом согласия у правообладателей земельных участков не получалось на законных основаниях.

На основании муниципального контракта № 08-04/09 Ставропольский научно-исследовательский институт по землеустройству выполнял работы по разработке схемы, установлению в натуре и утверждению границ населенных пунктов г.Михайловска, х.Балки, х.Кожевников, х.Подгорный.

Земельный участок с кадастровым номером № 26:11:021602:6 не был учтен при выполнении работ по причине технической ошибки, изложенной кадастровым инженером.

Постановление № 1507 от 28.06.2010 года вынесено в соответствии с Земельным кодексом РФ, ФЗ от 16.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства Ставропольского края от 15.12.2009 года №149-п «О мерах реализации закона Ставропольского края, на основании ходатайства главы администрации Шпаковского района Ставропольского края (письмо от 29.04.2010 №436/03-67), допущенной технической ошибкой в карте-плане объекта землеустройства границы города Михайловска, изготовленной ООО «Шпаковский гипрозем» 27.05.2010г., на основании резолюции (итогового документа) публичных слушаний от 18 июня 2010г.

Таким образом, указанное постановление вынесено не с целью корректировки границы города Михайловска, а с целью уточнения карта-плана объекта землеустройства- границы города Михайловска по причине допущенной технической ошибки при выполнении работ по установлению черты населенных пунктов муниципального образования города Михайловска: г. Михайловска, х. Подгорный, х. Балки, х. Кожевников Шпаковского района Ставропольского края.

Глава администрации ШМР Мизин А.И. после публичных слушаний и согласования карты-плана границ города Михайловска обращается в Правительство Ставропольского края с письмом от …… г с приложением схемы согласования. Указанная схема была рассмотрена Правительством Ставропольского края в лице министерства строительства и архитектуры Ставропольского края. На указанное письмо заместителем министра Строительства и архитектуры Ставропольского края Осинцевым Л.Г. был дан ответ от …… г., из которого следовало, что вопрос согласования, установления в натуре и утверждения границ муниципальных образований относится к компетенции органов местного самоуправления муниципального образования.

В целях осуществления Прокуратурой надзора за законностью принимаемых правовых актов и по указанию Прокуратуры Шпаковского района проект постановления № ….. от ……. г. о проведении публичных слушаний был направлен в прокуратуру Шпаковского района ……..г.

В соответствии с п. 10. заключение о результатах публичных слушаний по вопросу о включении земельного участка в границу населенного пункта об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка было опубликовано на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет".

В соответствии с п. 13 Орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, о результатах публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи а именно: в случае проведения публичных слушаний по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Одновременно п. 17 указанной выше статьи разъясняется, что «В случае не поступления в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации от предусмотренных частью 14 настоящей статьи органов информации в письменной форме о согласовании заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка в установленный срок заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка считается согласованным с указанными органами.

Таким образом, если имеется заключение о результатах публичных слушаний по вопросу о включении земельного участка в границу населенного пункта об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, то данное заключение не направляется для согласования в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а считается согласованным с указанными органами.

В связи с поступившим в администрацию МО г. Михайловска протестом прокурора Шпаковского района на постановление № 1507 от 28.06.2010 «О корректировке границ населенного пункта города Михайловска» вынесено постановление « О внесении изменений и дополнений в постановление №1507 от 28.06.2010». Устранение нарушений выражено в вынесении постановления администрации МО г. Михайловска №1507 от 28.06.2010г., которое направлено Прокурору Шпаковского района и не может рассматриваться как бездействие органа местного самоуправления, а в соответствии с Законами Ставропольского края №84-кз от 23.09.2004г, № 82-кз от 23.09.2004г. определена ранее установленная граница населенного пункта города Михайловска.

Кроме того, считает, что прокурором Шпаковского района пропущен срок для обжалования постановления, поскольку копия оспариваемого постановления была направлена в прокуратуру Шпаковского района ………года.

На основании вышеизложенного, в удовлетворении требований прокурора Шпаковского района просит отказать.

Представитель заинтересованного лица ООО «Вершина» адвокат Пелинко Е.В. суду пояснила, что в обоснование своего требования прокуратурой Шпаковского района приводятся нормы статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и нормы п.2 ст.25 Градостроительного кодекса РФ. Приведенные нормы законов регламентируют порядок включения и исключения земельных участков в границы населенных пунктов при наличии генеральных планов поселений путем внесения в эти генеральные планы изменений, согласованных с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В данной ситуации речь идет об исправлении технической ошибки.

Также прокурор ссылается на нормы Постановления Правительства Ставропольского края от 15.12.2005 №149-п «О мерах по реализации закона Ставропольского края "Об административно-территориальном устройстве Ставропольского края" и Порядок, определяющий правила создания, преобразования, упразднения населенных пунктов, не влекущих изменения границ муниципального образования (далее - создание, преобразование, упразднение населенных пунктов), отнесения населенных пунктов к категориям, изменения категорий, установления и изменения типа и статуса населенных пунктов.

В оспариваемом постановлении №1507 от 28.06.2010 года «О корректировке границ населенного пункта города Михайловска» не подразумевается ни создание, ни преобразование населенного пункта, а значит приведенные нормы права не могут быть применены к данной ситуации.

Ранее, еще в 2004 году, при утверждении генерального плана г. Михайловска и принятии Законом Ставропольского края №82-кз от 23.09.2004г. «Об установлении границы муниципального образования города Михайловска» согласование было пройдено. Подтверждением этого является кадастровый план земельного участка

При вынесении Постановления №1507 от 28.06.2010 года администрацией МО г. Михайловска учитывалось нахождение земельного участка с кадастровым номером 26:11:021602:6 в границах муниципального образования города Михайловска, утвержденных Законом Ставропольского края №82-кз от 23.09.2004г. «Об установлении границы муниципального образования города Михайловска», а также допущенная техническая ошибка, изложенная в пояснительной записке директора ООО «Шпаковский гипрозем» Стариковым А.К. №36 от 27.05.2010г.

Приведенные заявителем нормы права не имеют никакого отношения к рассматриваемому спору.

Постановление №1507 вынесено не с целью корректировки границы города Михайловска, а с целью уточнения карта-плана объекта землеустройства- границы города Михайловска по причине допущенной технической ошибки при выполнении работ по установлению черты населенных пунктов муниципального образования города Михайловска: г. Михайловска, х. Подгорный, х. Балки, х. Кожевников Шпаковского района Ставропольского края. Подтверждением этому служит Закон Ставропольского края №82-кз от 23.09.2004г., которым установлена граница муниципального образования города Михайловска. Приложением к закону Ставропольского края «Об установлении границы муниципального образования города Михайловска является описание границы МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края и схематическая карта МО г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края. В соответствии с схематической картой от поворотной точки Е до поворотной точки А в смежестве с границей МО г. Михайловска находится территория муниципального образования города Ставрополя.

Земельный участок с кадастровым номером …………… с момента вступления в силу закона Ставропольского края № 82-кз от 23.09.2004г. «Об установлении границы муниципального образования города Михайловска» и закона Ставропольского края №84-кз от 23.09.2004г. «Об установлении границы муниципального образования города Ставрополя» входил в границы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края.

В силу ч. 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ, ст. 8 «О переводе земель или иных земельных участков из одной категории в другую» (далее Закон № 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.

На основании пп. 1 п. 1 ст. 84 Земельного Кодекса РФ утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границы населенных пунктов.

Согласно с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют перевод земельных участков из состава земель из одной категории в другую в случае установления или изменения черты населенных пунктов без согласия правообладателей данных земельных участков. Генеральный план города Михайловска утвержден 10.11.2004 года до вступления в силу Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004г. (дата публикации в «Российской газете № - 30.12.2004г.).

Сделанный на основании приведенных норм вывод о том, что «Постановлением №1507 в границы населенного пункта был включен земельный участок сельскохозяйственного назначения без необходимого согласования с Правительством Ставропольского края и должностным лицом - главой муниципального образования города Михайловска -неправомочным издавать указанные правовые акты» прямо противоречит исследованным ранее материалам дела, голословен и не подтвержден нормами права.

Кроме того, в заявлении прокурора не содержится доказательств невозможности предъявления иска гражданами, на основании заявлений которых предъявлен иск прокурора; не указано конкретно, в чем же заключается нарушение интересов неограниченного круга лиц; не указано, какое право неопределенного круга лиц нарушено; не указан закон, предусматривающий такой способ защиты.

Таким образом, полномочия на предъявление заявления в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокуратурой в исковом заявлении не представлены, а значит оснований для признания недействительным постановления Главы г. Михайловска №1507 от 28.06.2010г. «О корректировке границ населенного пункта города Михайловска» нет.

В соответствии со ст.256 ГПК РФ заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего подается в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении его прав и свобод.

В целях осуществления надзора за законностью принимаемых правовых актов и по указанию Прокуратуры Шпаковского района (исх № от г.) Главам муниципальных районов было дано указание направлять копии постановлений в прокуратуру района по истечении ….. дней после их принятия. Копия обжалуемого постановления была отправлена заместителю прокурора Шпаковского района Иванову Е.М. (исх.№ от г.).

Прокуратура Шпаковского района была ознакомлена с данным постановлением и соответственно с …….. года имела возможность для обжалования постановления. Однако, только …… года, спустя ….. месяцев с момента ознакомления, и спустя…. месяцев пропуска срока на обжалование, подается исковое заявление в суд о признании незаконным и отмене постановления №….. от …… года «Об уточнении границ населенного пункта города Михайловска».

Просит в удовлетворении требований прокуратуры Шпаковского района о признании недействительным постановления Главы г. Михайловска №1507 от 28.06.2010г. «О корректировке границ, населенного пункта города Михайловска» также отказать за пропуском срока обращения в суд.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в суд не явился, о времени месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учётом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Ранее, представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Головина М.М. суду пояснила, что из наименования и преамбулы оспариваемого Постановления следует, что указанный правовой акт издан в соответствии с земельным законодательством, и его целью является исправление технической ошибки в установлении границы населенного пункта города Михайловска. Однако в постановляющей части Постановления идет речь о корректировке границ города Михайловска путем включения земельного участка в границы города Михайловска. Однако такая процедура как включение земельных участков в границы населенных пунктов регулируется нормами законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 1.1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» при наличии генерального плана поселения изменение границ населенных пунктов могло осуществляться путем внесения изменений в указанный генеральный план в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенного пункта решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 4.1 Закона.

Установленные Законом процедуры по включению земельного участка в границы города Михайловска - внесение изменений в генеральный план города Михайловска или обращение в орган государственной власти для принятия соответствующего решения - Администрацией проведены не были.

Таким образом, Постановление было издано с нарушением требований законодательства о градостроительной деятельности и подлежит отмене.

Представитель Министерства строительства и архитектуры СК Маркова М.М. суду пояснила, что в Министерство строительства и архитектуры СК поступило обращение главы администрации Шпаковского муниципального района, констатирующее о направлении проекта постановления Правительства СК (№ ….от ……года) со ссылкой на два постановления: Постановление Правительства РФ от 24.03.2007г. № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ и проектов документов территориального планирования муниципальных образований»; Постановление Правительства Ставропольского края от 11.09.2008г. № 143-п «о порядке рассмотрения и подготовки заключений о согласовании (отказе в согласовании) проектов схем территориального планирования муниципальных образований СК».

Эти постановления регламентируют согласование субъектом проектов документов территориального планирования муниципальных образований края о чем и было указано в обращении.

Поскольку муниципальным образованием г.Михайловска до обращения в минстрой было принято решение о корректировке границ населенного пункта г. Михайловска – это постановление № 1507 от 28.06.2010 года, обращение муниципалитета от …….. г. № …….. было воспринято как установление границ в натуре (пояснительная записка к схеме), на что и подготовлен ответ министерства от …….. г. №………….. В последнем абзаце письма указано, что вопрос согласования границ в натуре утверждено муниципальным образованием и относится к их компетенции. Суть самого обращения была не совсем корректна ссылаясь на документ согласования, но не прикладывая его и в то же время говориться об установлении границ в натуре. Поэтому ответ принимался с учетом того, что решение было вынесено.

Если бы вопрос касался процедуры согласования изменения в генеральный план города, то необходимо в соответствии с постановлениями № 178, № 143 приложить проект генерального плана на бумажном и электронном носителе.

Юридическим фактом, на основании которого границы населенных пунктов устанавливаются или изменяются, являются решения об утверждении или изменении генерального плана городского округа и поселения или схемы территориального планирования муниципального района (статья 84 федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ), а такового решения администрация города не принимала.

Представитель администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края Ященко В.В. оставил разрешение данного спора на усмотрение суда.

Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по СК Подоляк О.А. суду пояснила, что для постановки земельных участков на кадастровый учет им предоставляются сведения органом местного самоуправления в виде карта-плана по границам. В карту-план входят все необходимые сведения: точки координат, правоустанавливающий документ либо акт субъекта, в зависимости от того впервые вносятся данные или корректируются сведения о границах. В кадастровом деле на спорный земельный участок имеется межевое дело с описью документов, где имеются точки координат земельного участка. 23.12.2008 года с заявлением об уточнении местоположения границы и (или) площади земельного участка обратился представитель Комитета по имущественным отношениям Администрации Шпаковского муниципального района. Земельный участок образовался, прошла постановка на учет, были подготовлены соответствующие документы, каких-либо нарушений не выявлено.

Представитель ФБУ «Кадастровая палата» СК Коконова С.Е. суду пояснила, что документ, который необходим для внесения сведений о границах населенного пункта – это карта-план, в которой содержаться все сведения необходимые для внесения в ГКН. С учётом точек границ муниципального образования города Михайловска, указанных в законе Ставропольского края № 82-кз от 23.09.2004г. «Об установлении границы муниципального образования города Михайловска» и точек отраженных на схематической карте следует, что спорный земельный участок действительно входит в границы города Михайловска.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора Шпаковского района по следующим основаниям.

В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Постановлением Пленума ВС РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что прокурор на основании ч.1 ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность (пункт 13 постановления).

В соответствии с п.24 данного постановления принимая во внимание положения ст.256 ГПК РФ, суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельства заинтересованные лица.

Исходя из положений ч.1 ст.4 и ч.1 ст.256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч.6 ст.152, ч.4 ст.198 и ч.2 ст.256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Представитель заинтересованного лица ООО «Вершина» Пелинко Е.В. просила отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском им срока для обращения в суд.

Ходатайства о восстановлении пропущенного срока прокурором Шпаковского района не заявлено.

В судебном заседании представитель прокуратуры Шпаковского района считает, что срок ими не пропущен, поскольку прокуратурой в указанный период был получен проект оспариваемого постановления, а не его копия.

При исследовании письменных доказательств в судебном заседании установлено следующее.

…… года прокурором Шпаковского района в адрес глав муниципальных образований Шпаковского района СК было направлено уведомление о предоставлении в прокуратуру района реестра нормативно-правовых актов, издаваемых главой администрации и думой муниципального образования не позднее ….. числа каждого месяца …… года (т.1 л.д.154).

……. года на имя заместителя прокурора Шпаковского района Иванова Е.М. администрацией муниципального образования г.Михайловска были направлены копии постановлений и распоряжений главы города Михайловска принятые за период с…… года по ……. года (т.1 л.д.155), что подтверждено журналом учета исходящей корреспонденции № ….. администрации МО г.Михайловска (т.2 л.д.227-229), который был обозрен в судебном заседании. При этом из журнала исходящей корреспонденции администрации МО г.Михайловска следует, что данные постановления были получены работником прокуратуры (т.3 л.д.1-2). Подтверждением получения копий постановлений является книга регистрации входящей корреспонденции прокуратуры Шпаковского района, входящий номер ….., дата получения – …….г. (т.2 л.д.239-240). Оспариваемое постановление принято главой муниципального образования города Михайловска ….. года (т.1 л.д.7).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что копия оспариваемого постановления была направлена в прокуратуру Шпаковского района ……. года. Доказательств обратного прокурором Шпаковского района суду не представлено.

Прокурор Шпаковского района обратился в суд с требованиями о признании незаконным постановления № ….. от ……. года по истечении установленного ст.256 ГПК РФ срока, а именно ……. года. При этом не предоставил доказательств уважительности пропуска срока обращения в суд.

Суд не может принять во внимание доводы представителя прокуратуры Шпаковского района о том, что в прокуратуру были направлены проекты постановлений, поскольку в заявлении представителя ООО «Вершина» они сами ссылаются на данный факт, поскольку были проверены судом и не нашли своего подтверждения. Так, согласно предоставленных копий запросов, писем, а также данных по регистрации корреспонденции установлено, что направлялись именно копии постановлений, а не их проекты. Доказательств обратного, прокурором Шпаковского района, суду не предоставлено.

Поскольку пропуск срока об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований прокурора Шпаковского района о признании незаконным и отмене постановления № 1507 от 28.06.2010 года «Об уточнении границ населенного пункта города Михайловска» в редакции постановления № 642 от 20.04.2011 года «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования города Михайловска № 1507 от 28.06.2011 года «О корректировке границ населенного пункта города Михайловска».

Руководствуясь ст.ст. 112, 194, 196-197, 256 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления прокурора Шпаковского района о признании незаконным и отмене постановления № 1507 от 28.06.2010 года «Об уточнении границ населенного пункта города Михайловска» в редакции постановления № 642 от 20.04.2011 года «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования города Михайловска № 1507 от 28.06.2011 года «О корректировке границ населенного пункта города Михайловска» отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: Т.С. Евтухова