Дело № 2-1018/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Михайловск 09 ноября 2011 года Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Толстикова А.Е., с участием помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края Казаковой Н.Н., представителя Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края - Ященко В.В., действующего на основании доверенности № … от …г., при секретаре Середа В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда Ставропольского края гражданское дело по иску Прокурора Шпаковского района Ставропольского края к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, совету Шпаковского муниципального района Ставропольского края, отделу образования Шпаковского муниципального района Ставропольского края о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Шпаковского района Ставропольского края обратился в суд с иском к Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, Совету Шпаковского муниципального района Ставропольского края, отделу образования Шпаковского муниципального района Ставропольского края об обязании к открытию в Шпаковском муниципальном районе Ставропольского края 3 871 дополнительное место в МДОУ, в том числе 438 мест для детей в возрасте до 1 года; 1 556 мест для детей в возрасте от 1 до 2 лет; 647 мест для детей в возрасте от 2 до 3 лет; 555 мест для детей в возрасте от 3 до 4 лет; 266 мест для детей в возрасте от 4 до 5 лет; 192 меси для детей в возрасте от 5 до 6 лет; 217 мест для детей в возрасте от 6 до 7 лет. При этом из указанного количества требуемых дополнительных мест в г. Михайловске необходимо открыть 2 357 дополнительных мест, в муниципальных образованиях района 1 514. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ истец просил суд установить ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий. В обоснование заявленных требований указал следующее. Прокуратурой Шпаковского района Ставропольского края проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения прав и законных интересов детей на доступное бесплатное дошкольное образование. Установлено, что в Шпаковском муниципальном районе Ставропольского края на 01.07.2011г. дошкольная образовательная система района представлена 29 муниципальными дошкольными образовательными учреждениями (МДОУ) различных видов: детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей – 4; центр развития ребенка – детский сад – 3; детский сад – 18; детский сад комбинированного вида – 4. Учредителем МДОУ является администрация Шпаковского муниципального района. Функции и полномочия учредителя осуществляет отдел образования администрации Шпаковского муниципального района. Согласно информации отдела образования администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края от 18.07.2011 № 1750/01-9 фактическая наполняемость является предельной по всем МДОУ района и приведена в прилагаемой к исковому заявлению таблице. Максимальная наполняемость детьми по всем МДОУ района в совокупности составляла на 01.01.2009г. - 3 013 мест; на 01.01.2010г. – 3 013 мест; на 01.01.2011г. - 3 744 места. Фактически все МДОУ района по состоянию на 01.01.2009г. посещало 3 186 детей; на 01.01.2010г. 3 265 детей; на 01.01.2011г. – 3 372 ребенка. Произведенный отделом образования администрации Шпаковского муниципального района расчет предельной наполняемости в МДОУ района обусловлен новыми санитарными нормами и свидетельствует о возможности увеличения по ряду МДОУ дополнительных мест. Выявленные в ходе технической инвентаризации полезные площади, фактически используются в МДОУ под различные цели, в том числе актовые залы, изостудии, медицинские кабинеты и др., что не позволяет в настоящее время провести набор детей в МДОУ согласно рассчитанной отделом образования района предельной наполняемости. Заведующим МДОУ рекомендовано рассмотреть вопрос об освобождении указанных площадей под дополнительные группы, которые предполагается открыть лишь в 2012 году. Таким образом, при наличии в настоящее время в МДОУ района 3 013 мест, посещают МДОУ района 3 744 ребенка, то есть фактическая наполняемость превышает максимальную наполняемость МДОУ либо является предельной по всем МДОУ района. Отдел образования администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края осуществляет учет детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования на территории Шпаковского муниципального района. На 01.07.2011г. общее количество детей, посещающих дошкольные учреждения – 3 372 человека, что составляет 42,5 % от общего количества детей дошкольного возраста. На 01.07.2011г. на учете в Шпаковском муниципальном районе состоит 3 871 ребенок в возрасте от 0 до 6 лет. Детей в возрасте до 1-го года состоит на учете 438 человек, в возрасте 1 года – 1 556 детей, в возрасте 2-х лет – 647 детей, в возрасте 3-х лет – 555 детей, в возрасте 4-х лет – 266 детей, в возрасте 5-ти лет – 192 ребенка, в возрасте 6-ти лет – 217 детей. В настоящее время места в дошкольных образовательных учреждениях в Шпаковском муниципальном районе не предоставлены 3 871 ребенку, из которых 1877 детям в возрасте от 2 до 6 лет, при наличии заполненных детьми 3372 проектных места в МДОУ района. В последние годы значительно возросло количество семей, желающих определить ребенка в дошкольное образовательное учреждение. Очередность поступления детей в МДОУ формируется годами. Количество мест в МДОУ не соответствует потребностям населения района, что свидетельствует о потребности в создании дополнительных групп для детей в МДОУ либо строительстве новых МДОУ. В Шпаковском муниципальном районе необходимо открыть 3 871 дополнительное место в МДОУ, в том числе 438 мест для детей в возрасте до 1 года; 1 556 мест для детей в возрасте от 1 до 2 лет; 647 мест для детей в возрасте от 2 до 3 лет; 555 мест для детей в возрасте от 3 до 4 лет; 266 мест для детей в возрасте от 4 до 5 лет; 192 меси для детей в возрасте от 5 до 6 лет; 217 мест для детей в возрасте от 6 до 7 лет. При этом из указанного количества требуемых дополнительных мест в г. Михайловске необходимо открыть 2 357 дополнительных мест, в муниципальных образованиях района 1 514. Из представленной отделом образования администрации Шпаковского муниципального района информации следует, в 2011 г. на территории Шпаковского района Ставропольского края строительство дошкольных образовательных учреждений, открытие дополнительных групп, не планируется. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской федерации, ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» каждый имеет право на образование и общедоступность дошкольного образования. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Право на образование в соответствии с преамбулой Закона РФ «Об образовании» является одним из основных конституционных прав граждан Российской Федерации. Государственная политика в интересах детей, согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998г., является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе. Государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования (ст. 2 Закона РФ «Об образовании»). Программы дошкольного образования отнесены к основным общеобразовательным программам (ч. 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» сеть дошкольных образовательных учреждений действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье. В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003г., п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. В соответствии с п. 11 ст. 13 Устава Шпаковского муниципального района на органы местного самоуправления Шпаковского муниципального района возлагаются аналогичные обязанности по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебы относится к компетенции образовательного учреждения на основании ст. ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании» и Уставов МДОУ. При этом деятельность МДОУ финансируется учредителем из бюджета района в соответствии с договором между учредителем и МДОУ. Для открытия дополнительных мест в МДОУ Шпаковского муниципального района Ставропольского края необходимо внести соответствующие изменения в бюджет района на 2011 г., обеспечивающие финансирование вышеуказанных мероприятий. Утверждение бюджета согласно п. 2 ч. 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, каковым является Совет Шпаковского муниципального района. Дефицит МДОУ в районе существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ. Данное обстоятельство влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания, подготовки их к полноценной жизни в обществе. Администрацией Шпаковского муниципального района Ставропольского края не принимаются должные меры по организации дополнительного обеспечения прав детей на общедоступность дошкольного образования, а именно, к развитию сети дошкольных учреждений. 08.07.2010г. в адрес главы администрации Шпаковского муниципального района направлено представление об устранении нарушений законодательства и принятии мер к расширению сети дошкольных образовательных учреждений, однако эффективных мер принято не было. Определить перечень лиц, права которых нарушены, не представляется возможным, поскольку круг детей, состоящих на учете для предоставления мест в МДОУ, меняется с учетом дополнений. Кроме того, количество нуждающихся в предоставлении мест в МДОУ – величина не постоянная, поскольку определение ребенка в МДОУ является правом родителей. Следовательно, на момент предъявления иска невозможно конкретизировать перечень граждан (родителей), желающих воспользоваться предоставленным им правом. Изложенные обстоятельства являются основанием предъявления иска прокурором района в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц (детей, состоящих на учете на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также детей, обладающих таковым правом), в связи с их малолетним возрастом, в силу которого они не могут самостоятельно защитить нарушенное право на благоприятные условия процесса воспитания. В судебном заседании помощник прокурора Шпаковского района Ставропольского края Казакова Н.Н. исковые требования поддержала, пояснила, что в Шпаковском муниципальном районе Ставропольского края функционирует 29 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Функции и полномочия учредителя осуществляет отдел образования администрации Шпаковского муниципального района. В настоящее время при наличии в МДОУ района 3 013 мест, посещают МДОУ района 3744 ребенка, то есть фактическая наполняемость превышает максимальную наполняемость МДОУ либо является предельной по всем МДОУ района. Произведенный отделом образования администрации Шпаковского муниципального района расчет предельной наполняемости в МДОУ района обусловлен новыми санитарными нормами и свидетельствует о возможности увеличения по ряду МДОУ дополнительных мест. Выявленные в ходе технической инвентаризации полезные площади, фактически используются в МДОУ под различные цели, в том числе актовые залы, изостудии, медицинские кабинеты и др., что не позволяет в настоящее время провести набор детей в МДОУ согласно рассчитанной отделом образования района предельной наполняемости. Заведующим МДОУ рекомендовано рассмотреть вопрос об освобождении указанных площадей под дополнительные группы, которые предполагается открыть в 2012 году. Отдел образования администрации Шпаковского муниципального района осуществляет учет детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования на территории Шпаковского муниципального района. На 01.07.2011г. общее количество детей, посещающих дошкольные учреждения – 3372 человека, что составляет 42,5 % от общего количества детей дошкольного возраста. На 01.07.2011г. на учете в Шпаковском муниципальном районе состоит 3 871 ребенок в возрасте до 6 лет, при наличии заполненных детьми 3 013 мест. Таким образом, количество мест в МДОУ не соответствует потребностям населения. Изложенное свидетельствует о растущей потребности в создании дополнительных мест для детей и строительстве новых садов. В Шпаковском муниципальном районе необходимо открыть 3871 дополнительное место в МДОУ, в том числе 438 мест для детей в возрасте до 1 года; 1556 мест для детей в возрасте от 1 до 2 лет; 647 мест для детей в возрасте от 2 до 3 лет; 555 мест для детей в возрасте от 3 до 4 лет; 266 мест для детей в возрасте от 4 до 5 лет; 192 меси для детей в возрасте от 5 до 6 лет; 217 мест для детей в возрасте от 6 до 7 лет. При этом из указанного количества требуемых дополнительных мест в г. Михайловске необходимо открыть 2357 дополнительных мест, в муниципальных образованиях района 1514. Согласно ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской федерации, ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» каждый имеет право на образование и общедоступность дошкольного образования. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Право на образование в соответствии с преамбулой Закона РФ «Об образовании» является одним из основных конституционных прав граждан Российской Федерации. Государственная политика в интересах детей, согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 г., является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе. Государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования (ст. 2 Закона РФ «Об образовании»). Программы дошкольного образования отнесены к основным общеобразовательным программам (ч. 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» сеть дошкольных образовательных учреждений действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье. В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (далее – Закон № 131-ФЗ), п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к вопросам местного значения муниципального района отнесены вопросы организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. В соответствии с п.11 ст. 13 Устава Шпаковского муниципального района на органы местного самоуправления Шпаковского муниципального района возлагаются аналогичные обязанности по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебы относится к компетенции образовательного учреждения на основании ст. ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании» и Уставов МДОУ. При этом деятельность МДОУ финансируется учредителем из бюджета района в соответствии с договором между учредителем и МДОУ. Для открытия дополнительных мест в МДОУ Шпаковского муниципального района необходимо внести соответствующие изменения в бюджет района на 2011 г., обеспечивающие финансирование вышеуказанных мероприятий. Утверждение бюджета согласно п. 2 ч. 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, каковым является Совет Шпаковского муниципального района. Дефицит МДОУ в районе существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ. Данное обстоятельство влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания, подготовки их к полноценной жизни в обществе. В порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц (детей, состоящих на учете на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также детей, обладающих таковым правом), в связи с их малолетним возрастом, в силу которого они не могут самостоятельно защитить нарушенное право на благоприятные условия процесса воспитания. Определить перечень лиц, права которых нарушены не представляется возможным, поскольку круг детей, состоящих в очереди на получение мест в МДОУ корректируется, дополняется, что не позволяет конкретизировать перечень граждан (родителей), желающих воспользоваться предоставленным им государством правом определения ребенка в МДОУ. Принимаемые ответчиками меры по организации дополнительных мест явно недостаточно, поскольку не обеспечивают потребность детей, состоящих на учете. С учетом реальных возможностей органов местного самоуправления, считаю необходимым установить сроки исполнения решения, в случае удовлетворения требований прокурора, а именно, установить срок по открытию дополнительных 300 мест в МДОУ в срок до 01.01.2012; 500 мест до 01.09.2012; 1000 мест до 01.01.2013, 2071 место до 01.09.2013. Представитель ответчика Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края - Ященко В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в удовлетворении иска прокурора района отказать. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. В настоящее время в МДОУ района имеется 3 013 мест, посещают МДОУ района 3744 ребенка. Произведенный отделом образования администрации Шпаковского муниципального района расчет предельной наполняемости в МДОУ района обусловлен новыми санитарными нормами и свидетельствует о возможности увеличения по ряду МДОУ дополнительных мест. На 01.07.2011г. общее количество детей, посещающих дошкольные учреждения – 3372 человека, что составляет 42,5 % от общего количества детей дошкольного возраста. На 01.07.2011г. на учете в Шпаковском муниципальном районе состоит 3 871 ребенок в возрасте до 6 лет, при наличии заполненных детьми 3 013 мест. Таким образом, количество мест в МДОУ не соответствует потребностям населения. В Шпаковском муниципальном районе необходимо открыть 3871 дополнительное место в МДОУ, в том числе 438 мест для детей в возрасте до 1 года; 1556 мест для детей в возрасте от 1 до 2 лет; 647 мест для детей в возрасте от 2 до 3 лет; 555 мест для детей в возрасте от 3 до 4 лет; 266 мест для детей в возрасте от 4 до 5 лет; 192 меси для детей в возрасте от 5 до 6 лет; 217 мест для детей в возрасте от 6 до 7 лет. При этом из указанного количества требуемых дополнительных мест в г. Михайловске необходимо открыть 2357 дополнительных мест, в муниципальных образованиях района 1514. В соответствии чч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (ч. 1). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2). В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время. В соответствии с п. 3 Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады. Пункт 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального округа относит к полномочиям органа местного самоуправления. При принятии решения суд также учитывает что, закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. При этом недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 15, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней). Утверждение бюджета Шпаковского муниципального района и годового отчета о его исполнении находится в исключительной компетенции совета Шпаковского муниципального района Ставропольского края. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Направляя в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц, в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, прокурор преследует цель пресечения действий ответчика, направленных на ограничение указанного права. В данном случае следует признать, что прокурор действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения нарушения прав как состоящих в очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, так и лиц, которые будут постановлены на данный учет в будущем. В силу изложенного суд, исковое заявление Прокурора Шпаковского района Ставропольского края находит обоснованным, подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковое заявление Прокурора Шпаковского района Ставропольского края к администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, совету Шпаковского муниципального района Ставропольского края, отделу образования Шпаковского муниципального района Ставропольского края о понуждении к совершению действий - удовлетворить. Обязать Администрацию Шпаковского муниципального района Ставропольского края, совет Шпаковского муниципального района Ставропольского края, отдел образования Шпаковского муниципального района Ставропольского края к открытию в Шпаковском муниципальном районе Ставропольского края 3 871 дополнительное место в муниципальных детских дошкольных образовательных учреждениях, в том числе 438 мест для детей в возрасте до 1 года; 1 556 мест для детей в возрасте от 1 до 2 лет; 647 мест для детей в возрасте от 2 до 3 лет; 555 мест для детей в возрасте от 3 до 4 лет; 266 мест для детей в возрасте от 4 до 5 лет; 192 мест для детей в возрасте от 5 до 6 лет; 217 мест для детей в возрасте от 6 до 7 лет. Из указанного количества требуемых дополнительных мест в г. Михайловске открыть 2357 дополнительных мест, в муниципальных образованиях района 1514 мест. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ определить срок исполнения решения суда и установить следующие сроки исполнения решения суда: открыть дополнительно 175 мест в срок до 31 декабря 12.2011 года, 1590 мест до 31 декабря 2012 года, 2106 мест до 31 декабря 2013 года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение 10 дней. Судья А.Е. Толстиков