решение от 04.03.2011 года



к делу № 2-21/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«04» марта 2011 года а. Хакуринохабль

Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Беданокова В.А.,

при секретаре Ачмизовой А.Ю.,

с участием старшего помощника прокурора Шовгеновского района Хагуровой Л.В.,

ответчика – ..... Тлишев Р.П. ,

ответчика – представителя администрации МО «Шовгеновский район» Джанчатов Т.А. , действующего по доверенности №02 от 17.01.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Шовгеновского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования «Шовгеновский район» к администрации муниципального образования «Шовгеновский район» и Управлению культуры муниципального образования «Шовгеновский район» об обязании оборудовать Тихоновский сельский дом культуры системой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шовгеновского района обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга муниципального образования «Шовгеновский район» к администрации муниципального образования «Шовгеновский район» и Управлению культуры муниципального образования «Шовгеновский район» об обязании оборудовать Тихоновский сельский дом культуры системой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах, мотивируя свои доводы тем, что при проведении проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности, выявлены нарушения закона в филиале структурного подразделения управления культуры МО «Шовгеновский район» в Тихоновском сельском доме культуры, расположенном по адресу: ... Статьей 2 Федерального Закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный Закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативно правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты регулирующие вопросы пожарной безопасности. Пункт 1 Правил противопожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 года установлено, что требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Так, в нарушение п.9 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайной ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года №315 «Об утверждении норм пожарной безопасности» перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации (НПБ -110-03) в СДК отсутствует автоматическая пожарная сигнализация. Кроме того, в нарушение требований приказа от 20.06.2003 года №323 «Об утверждении норм пожарной безопасности» проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) отсутствует система оповещения людей о пожаре. По результатам проведенной прокуратурой района проверки с привлечением инспектора по пожарному надзору УГПН ГУ МЧС РФ по РА постановлением Шовгеновского районного суда от 28.12.2009 года деятельность сельского дома культуры в ..., по ..., была временно приостановлена на 90 суток. По информации представленной Управлением культуры МО «Шовгеновский район» от 14.01.2011 года №22 из ранее выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности в структурных подразделениях сельских домах культуры, устранены ряд выявленных нарушений. Вместе с тем, до настоящего времени здание сельского дома культуры в х. Тихонов не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей. До настоящего времени указанные нарушения имеют место. Факт названных нарушений имеющих место в СДК подтверждается информацией начальника Главного управления МЧС России по Республике Адыгея от 17 сентября 2010 года №6339. Кроме того, в марте 2011 года на территории Шовгеновского района будут проходить выборы. Помещения СДК зачастую используются для проведения выборов, расположением в них избирательных участков. В соответствии с п.3 ст.17 Федерального Закона от 06.10.2003 года №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что органы местного самоуправления поселений муниципальных районов и городских округов правомочны создавать муниципальные предприятия и учреждения, финансировать муниципальные учреждения, формировать и размещать муниципальные заказы, в целях решения вопросов местного значения. В соответствии с п.1 п.п.1.1 Положения муниципального Управления культуры МО «Шовгеновский район» является структурным подразделением администрации МО «Шовгеновский район». Согласно п.1 п.п.1.3 Положения о муниципальном управлении культуры утвержденной постановлением главы МО «Шовгеновский район» №217 от 05.06.2007 года Управление культуры обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, имеет бланки и гербовую печать со своим наименованием. Управление культуры отвечает по своим обязательствам за имущество управления и его подведомственных подразделений. Финансирование расходов на содержание Управления культуры осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете МО «Шовгеновский район» Центральная бухгалтерия Управления культуры обслуживает все подразделения и филиалы. В соответствии с разделом 4 п.п.4.1., 4.2. Положения Тихоновский сельский дом культуры входит в централизованную клубную систему и находится в прямом подчинении Управления культуры. Согласно ст.3 ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно – технического характера, направленных на борьбе с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления. Организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.2 ст. 120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Функционирование сельского дома культуры в х. Тихонов с нарушением норм противопожарной безопасности создает угрозу для жизни и здоровья как для работников дома культуры, так и непосредственного круга граждан, которые могут посетить дом культуры, а также и проживающих в непосредственной близости. Кроме того, указанные обстоятельства непосредственно затрагивают интересы муниципального образования, поскольку объектом указанных правоотношений является муниципальная собственность. При этом нарушаются гарантированные ч.1 ст.20 и ч.1 ст. 41 Конституции РФ право на жизнь и охрану здоровья.

Участвующий по делу старший помощник прокурора Шовгеновского района Хагурова Л.В. в судебном заседании поддержала свои исковые требования в полном объеме и просила суд обязать Управление культуры МО «Шовгеновский район» в лице начальника обеспечить установку в Тихоновском сельском доме культуры, расположенном по адресу: ... в соответствии с действующим законодательством о пожарной безопасности, автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Кроме того, просила суд при недостаточности денежных средств у Управления культуры МО «Шовгеновский район» возложить субсидиарную ответственность по исполнению данного решения на администрацию МО «Шовгеновский район».

Ответчик – начальник Управления культуры МО «Шовгеновский район» Тлишев Р.П. в судебном заседании признал исковые требования прокурора Шовгеновского района законными и обоснованными и при этом пояснил суду, что Управление культуры обязуется оборудовать дома культуры в соответствие с нормами противопожарной безопасности, если администрация предоставить лимиты бюджетных обязательств на устранение нарушений по противопожарной безопасности. На сегодняшний день на 2011 год не заложена статья бюджетных расходов по установке пожарной сигнализации и системы оповещения людей, в связи с отсутствием средств в бюджете района на эти цели. При предоставлении администрацией МО «Шовгеновский район» лимитов бюджетных обязательств на установку пожарной сигнализации и системы оповещения людей, будут произведены работы по установке пожарной сигнализации и системы оповещения людей в учреждениях культуры. Управление культуры МО «Шовгеновский район» является бюджетным учреждением и финансируется из бюджета МО «Шовгеновский район». В бюджете района на 2011 год не предусмотрены средства на приведение в соответствие с законодательством о противопожарной безопасности, но в текущем году планируется внесение изменений в бюджет района, в связи с чем, просит суд оборудование сельских домов культуры Шовгеновского района системой пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах перенести на срок до 01.10.2011 года. Кроме того, начальник Управления культуры МО «Шовгеновский район» Тлишев Р. П. пояснил, что составлен локальный ресурсный сметный расчет на установку пожарной сигнализации и оповещения людей в Тихоновском сельском доме культуры.

Ответчик – представитель администрации МО «Шовгеновский район» Джанчатов Т. А. в судебном заседании признал исковые требования прокурора Шовгеновского района законными и обоснованными и при этом пояснил, в данное время в бюджете района не заложены средства для проведения данных работ. При внесении изменений в бюджет МО «Шовгеновский район» в сельских домах культуры будут установлены пожарная сигнализация и система оповещения людей, но три месяца очень маленький срок, в связи чем, просит суд увеличить срок исполнения данных работ на более приемлемый до 01.10.2011 года.

Изучив представленные прокурором письменные доказательства, выслушав пояснения сторон, суд считает, что требования прокурора полностью обоснованы, поскольку обусловлены необходимостью обеспечения прав и законных интересов неопределенного круга лиц муниципального образования «Шовгеновский район» и подлежащим удовлетворению.

Обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, прокурор ссылается на ст. 45 ГПК РФ, согласно которой, он вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также в случае, если гражданин по состоянию своего здоровья, возрасту, недееспособности, и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ч.2 ст. 120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В судебном заседании установлено, что функционирование сельского дома культуры в х. Тихонов с нарушением норм противопожарной безопасности создает угрозу для жизни и здоровья как для работников дома культуры, так и неопределенного круга граждан, которые могут посетить дом культуры, а также и проживающих в непосредственной близости.

Статьей 2 Федерального Закона РФ от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный Закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативно правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты регулирующие вопросы пожарной безопасности. Пункт 1 Правил противопожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС №313 от 18.06.2003 года установлено, что требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно – правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Так, в нарушение п.9 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайной ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года №315 «Об утверждении норм пожарной безопасности» перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации (НПБ -110-03) в СДК отсутствует автоматическая пожарная сигнализация. Кроме того, в нарушение требований приказа от 20.06.2003 года №323 «Об утверждении норм пожарной безопасности» проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03) отсутствует система оповещения людей о пожаре.

В соответствие с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что согласно письму начальника Управления культуры МО «Шовгеновский район» на 2011 год не заложена статья бюджетных расходов по установке пожарной сигнализации и системы оповещения людей, в связи с отсутствием в бюджете района на эти цели средств. Действительно для оборудования сельских домов культуры Шовгеновского района системами автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах требуется больший срок, чем три месяца, так как для этого требуется время для внесения изменений и дополнений в бюджет МО «Шовгеновский район», проведения тендера, подготовка необходимой документации, также необходимо время для проведения работ по установке пожарной сигнализации в сельском доме культуры, в связи с чем ответчикам следует предоставить больший срок, а именно до 01 октября 2011 года для оборудования Тихоновского сельского дома культуры системой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах.

В связи с изложенным суд считает, что исковые требования прокурора Шовгеновского района к Управлению культуры МО «Шовгеновский район» и администрации МО «Шовгеновский района» подлежат удовлетворению об обязании оборудовать Тихоновский сельский дом культуры системой автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в срок до 01.10.2011 года

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования прокурора Шовгеновского района к администрации МО «Шовгеновский район» и Управлению культуры МО «Шовгеновский район» об обязании оборудовать Тихоновский сельский дом культуры системой автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах.

Обязать Управление культуры муниципального образования «Шовгеновский район» в лице начальника обеспечить установку в Тихоновском сельском доме культуры, расположенном по адресу: ... в соответствии с действующим законодательством о пожарной безопасности, автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

При недостаточности денежных средств у Управления культуры муниципального образования «Шовгеновский район» возложить субсидиарную ответственность по исполнению данного решения на администрацию МО «Шовгеновский район».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Шовгеновский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Шовгеновского

районного суда Беданоков В.А.