решение от 09.03.2011



К делу № 2- 70/ 2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«09» марта 2011 года а. Хакуринохабль

Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего, судьи Дударевой М. М.,

при секретаре Аташуковой Д.Б.,

с участием помощника прокурора Шовгеновского района Даурова Т. П.,

заинтересованного лица – представителя администрации МО «Мамхегское сельское поселение» Зафесова М. Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шовгеновского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия главы администрации муниципального образовании «Мамхегское сельское поселение» в части непринятия мер к официальному ежеквартальному опубликованию сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание в районной муниципальной газете «Заря» либо обнародованию на официальном информационном стенде администрации МО «Мамхегское сельское поселение» - незаконным, противоречащими ч. 6 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ и п.п. 3 ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008 года, нарушающим права неопределенного круга лиц, граждан на ознакомление со сведениями о деятельности органов местного самоуправления, и обязании главы администрации МО «Мамхегское сельское поселение» опубликовать в ближайшем выпуске районной газеты «Заря» сведения о численности муниципальных служащих муниципального образования и работников муниципальных учреждений Мамхегское сельское поселение с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 2010 год, либо обнародовать их на официальном информационном стенде МО «Мамхегское сельское поселение», а также осуществлять официальные публикации (обнародование) данных сведений на ежеквартальной основе,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шовгеновского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц (далее по тексту прокурор) обратился в суд с заявлением о признании бездействия главы администрации муниципального образовании «Мамхегское сельское поселение» в части непринятия мер к официальному ежеквартальному опубликованию сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание в районной муниципальной газете «Заря» либо обнародованию на официальном информационном стенде администрации МО «Мамхегское сельское поселение» - незаконным, противоречащими ч. 6 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ и п.п. 3 ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008 года, нарушающим права неопределенного круга лиц, граждан на ознакомление со сведениями о деятельности органов местного самоуправления, и обязании главы администрации МО «Мамхегское сельское поселение» опубликовать в ближайшем выпуске районной газеты «Заря» сведения о численности муниципальных служащих муниципального образования и работников муниципальных учреждений Мамхегское сельское поселение с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 2010 год, либо обнародовать их на официальном информационном стенде МО «Мамхегское сельское поселение», а также осуществлять официальные публикации.

Свои требования обосновывает тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Мамхегское сельское поселение» Шовгеновского района Республики Адыгея Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003 года и Федерального закона «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008 года. В соответствии с пп. 3 ст. 3 Федерального закона «о противодействии коррупции», противодействие коррупции в РФ основывается на принципах, к числу которых отнесены публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления, а в соответствии с п.п. 4, 7 ст. 7 того же закона основными направлениями деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции являются также совершенствование системы и структуры государственных органов и органов местного самоуправления, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью, обеспечение доступа граждан к информации и деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления. В соответствии с п. 6 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат обязательному опубликованию. Однако указанные сведения в 2010 году не опубликовывались и не обнародовались. В связи с чем, нарушаются права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе населения муниципального образования, в частности право на получение информации о численности служащих органов местного самоуправления с указанием фактических затрат на их содержание.

В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям, указав, что ежеквартально необходимые сведения администрацией Мамхегское сельское поселение не опубликовывались и не обнародовались. Таким образом, бездействием главы администрации МО «Мамхегское сельское поселение» нарушаются права местного населения на ознакомление со сведениями о деятельности органов местного самоуправления, опубликование которых является обязательным. Отсутствие данного опубликования ведет к фактической невозможности ознакомления населения муниципалитета, которое является неопределенным и может меняться, со сведениями о численности органов местного самоуправления и затрат на их содержание. Кроме того, он пояснил, что прокуратуре Шовгеновского района стало известно о вышеуказанном бездействии главы администрации МО «Мамхегское сельское поселение » в ходе проверки соблюдения на территории Шовгеновского района требований законодательства о муниципальной службе, когда на запрос прокурора 11.02.2011 года из редакции газеты «Заря» пришел ответ, за подписью главного редактора, из которого следовало, что в 2010 году в указанной газете не публиковались материалы касающихся численности муниципальных служащих органов местного самоуправления Шовгеновского района (администрация муниципального образования «Шовгеновский район» и администрации сельских поселений) работников муниципальных учреждений, с указанием фактических затрат на их содержание, поэтому он обратился в суд в сроки, установленные ст. 256 ГПК РФ на обжалование бездействия вышеуказанного главы администрации.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Мамхегское сельское поселение Зафесов М. Р. пояснил, что требования прокурора признает полностью, так как сведения о численности муниципальных служащих с указанием фактических затрат на их содержание не опубликовывались ими ежеквартально в 2010 году, о чем предоставил суду письменное заявление. Кроме того, он пояснил, что муниципальных учреждений у МО «Мамхегское сельское поселение» не имеется.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд находит требования заявленные прокурором Шовгеновского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Данное гражданское дело подлежит рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, как по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с пунктом 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с ч. 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципального образования.

Как усматривается из ответа на запрос прокуратуры района 11.02.2011 года из редакции газеты «Заря» пришел ответ, за подписью главного редактора, из которого следовало, что в 2010 году в указанной газете не публиковались материалы касающихся численности муниципальных служащих органов местного самоуправления Шовгеновского района, таким образом, прокурору Шовгеновского района стало известно о данном нарушении 11.02.2011 года (л. д. 18- 19).

Таким образом, суд считает, что заявление прокурора подано в установленный ст.256 ГПК РФ срок, и подлежит рассмотрению в Шовгеновском районном суде.

Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Поскольку оспариваемое прокурором бездействие затрагивает интересы неопределенного круга лиц, которые проживают в сельском поселении и имеют право на ознакомление с вышеуказанными документами, то обращение прокурора в суд в их интересах является обоснованным.

Исходя из существа заявленного прокурором требования, следует, что предметом рассмотрения данного гражданского дела является законность и обоснованность действий (бездействия) Администрации Мамхегского сельского поселения Шовгеновского района, Республики Адыгея.

В соответствии с п. 6 ч. 1 статьи 52 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 го­да №131-ФЗ ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

Между тем, согласно сообщения главного редактора газеты «Заря» от 11.02.2011 года, материалов касающихся численности муниципальных служащих органов местного самоуправления Шовгеновского района (администрация муниципального образования «Шовгеновский район» и администрации сельских поселений) работников муниципальных учреждений, с указанием фактических затрат на их содержание в 2010 году не опубликовано (л. д. 6).

Как следует из письменного объяснения главы администрации МО «Мамхегское сельское поселение» от 24.02.2011 года, данного им прокурору района, информация о количестве муниципальных служащих и бюджетных средствах, выделенных на их содержание за 2010 год, не опубликовывалась и не обнародовалась (л. д. 4).

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» №273 ФЗ от 25.12.2008 года, противодействие коррупции основывается на принципах публичности и открытости деятельности органов государственной власти и органов м местного самоуправления.

В соответствии с п. 7 ст. 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются обеспечение доступа граждан к информации о деятельности местного самоуправления.

Как следует из п. 2, 3, 7 ст. 52 Устава МО «Мамхегское сельское поселение» официальным опубликованием считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в периодическом печатном издании, определенном правовым актом Главы муниципального образования «Мамхегское сельское поселение». Официальное обнародование производится путем доведения текста муниципального правового акта до сведения жителей Мамхегское сельского поселения. Текст муниципального правового акта размещается на информационных стендах в здании администрации Мамхегское сельского поселения, иных местах, определенных главой муниципального образования в каждом населенном пункте, входящем в состав Мамхегского сельского поселения. Иная официальная информация органов местного самоуправления Мамхегского сельского поселения публикуются (обнародуется) в порядке и сроки предусмотренные п. 2, 3 названной выше статьи.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства, установлено, что бездействием главы администрации муниципального образования «Мамхегское сельское поселение» был ограничен доступ граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления.

В силу статьи 249 ГПК РФ бремя доказывание по делам, рассматриваемым судом в порядке дел возникающих их публичных правоотношений, лежит на органе, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются.

При вынесении решения по делу, суд также учитывает, что представитель главы администрации МО «Мамхегское сельское поселение» полностью признал требования прокурора.

Суд разъяснил сторонам последствия признания заявления, предусмотренные ст. 173 ч.2 ГПК РФ, а именно удовлетворение изложенного в нем требования. В данном случае, признание требования прокурора не нарушает прав и законных интересов других лиц, поэтому суд принимает от представителя главы администрации МО «Мамхегское сельское поселение» Зафесова М. Р. признание требований прокурора.

При таких обстоятельствах, требования Прокурора Шовгеновского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия главы администрации муниципального образовании «Мамхегское сельское поселение» в части непринятия мер к официальному ежеквартальному опубликованию сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления с указанием фактических затрат на их денежное содержание в районной муниципальной газете «Заря» либо обнародованию на официальном информационном стенде администрации МО «Мамхегское сельское поселение» - незаконным, и обязании главы администрации МО «Мамхегское сельское поселение» опубликовать в ближайшем выпуске районной газеты «Заря» сведения о численности муниципальных служащих муниципального образования Мамхегское сельское поселение с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 2010 год, либо обнародовать их на официальном информационном стенде МО «Мамхегское сельское поселение», а также осуществлять официальные публикации – являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Как установлено судом, муниципальные учреждения у администрации МО «Мамхегское сельское поселение» отсутствуют.

В соответствии с ч.2 и 3 ст. 258 ГПК РФ суд полагает необходимым направить копию решения по данному делу в течение трех дней со дня вступления его в законную силу главе администрации Муниципального образования «Мамхегское сельское поселение» для устранения допущенного нарушения закона, а также обязать главу администрации сообщить Шовгеновскому районному суду об исполнении данного решения не позднее 25 апреля 2011 г.

Учитывая положения п.6 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, поскольку требования прокурора признаны обоснованными, суд считает необходимым взыскать с казны администрации МО «Мамхегское сельское поселение» госпошлину в размере 4000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь 258 ГПК РФ, ст. ст. 194- 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать бездействие главы администрации муниципального образования «Мамхегское сельское поселение» Шовгеновского района Республики Адыгея в части непринятия мер к официальному ежеквартальному опубликованию сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления с указанием фактических затрат на их денежное содержание в районной муниципальной газете «Заря» либо обнародованию на официальном информационном стенде администрации МО «Мамхегское сельское поселение» - незаконным, противоречащими ч. 6 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ и п.п. 3 ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008 года, нарушающим права неопределенного круга лиц, граждан на ознакомление со сведениями о деятельности органов местного самоуправления.

Обязать главу администрации МО «Мамхегское сельское поселение» опубликовать в ближайшем выпуске районной газеты «Заря» сведения о численности муниципальных служащих муниципального образования Мамхегское сельское поселение с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 2010 год, либо обнародовать их на официальном информационном стенде МО «Мамхегское сельское поселение», а также осуществлять официальные публикации данных сведений на ежеквартальной основе.

Взыскать с администрации муниципального образования «Мамхегское сельское поселение» Шовгеновского района, за счет казны данного муниципального образования, пошлину в доход государства четыре тысячи рублей.

Направить копию настоящего решения в течение трех дней со дня вступления его в законную силу главе администрации муниципального образования «Мамхегское сельское поселение» Шовгеновского района для устранения допущенного нарушения закона, то есть для его исполнения.

Обязать главу администрации Муниципального образования «Мамхегское сельское поселение» сообщить Шовгеновскому районному суду об исполнении данного решения не позднее 25 апреля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Шовгеновский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 14.03.2011 года.

Судья Шовгеновского

районного суда Для исключений