к делу № 2-37/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «23» марта 2011 года а. Хакуринохабль Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Беданокова В.А., при секретаре Ачмизовой А.Ю., с участием старшего помощника прокурора Шовгеновского района Хагуровой Л.В., истца Аутлева А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Шовгеновского района в интересах Аутлева А.Ю. к администрации муниципального образования «Шовгеновский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании субсидиарно в пользу Аутлева А.Ю., состоящего в льготном списке администрации МО «Шовгеновский район» граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, составом семьи 2 человека, социальную выплату на приобретение жилья в размере 831600 рублей, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шовгеновского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Аутлева А.Ю. к администрации муниципального образования «Шовгеновский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании субсидиарно в пользу Аутлева А.Ю., состоящего в льготном списке администрации МО «Шовгеновский район» граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, составом семьи 2 человека, социальную выплату на приобретение жилья в размере 831600 рублей, мотивируя свои доводы тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Шовгеновского района по обращению Аутлева А.Ю., установлено, что он с 12.09.2010 года проживая по адресу ... ... состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации Шовгеновского района и включен в льготный список граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи 2 человека. Однако, до настоящего времени Аутлеву А.Ю. жилое помещение, либо субсидия на его приобретение, не предоставлены. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами. В силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех типов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм. Федеральным законом от 22.08.2004 года №122-ФЗ внесены изменения в Федеральный Закон от 21.12.1996 года № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым п.3 ст.8, предусматривающий возможность предоставления детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в случае отсутствия необходимого жилого фонда целевой безвозвратной ссуды на приобретение жилого помещения утратил силу. Однако, в указанную статью Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ были внесены дополнения, в соответствии с которым, дополнительные гарантии прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Пунктом 10 Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.04.2009 года № 74 «О порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» предусмотрено, что по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилого фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилых помещений в собственность детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой и попечительством». В соответствии с п.5 Положения, предоставление выплат осуществляется органом местного самоуправления за счет средств, поступающих в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение жильем детей – сирот. Согласно п.3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Соответственно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. На основании ч.2 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств, подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Главным распорядителем средств по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьей. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемые в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательным подведомственных бюджетных учреждений. Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий республики Адыгея по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра – на семьи из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.06.2009 года №210 утверждена среднерыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Адыгея на 3 квартал 2009 года, которая составляет 19800 рублей. При таких обстоятельствах социальная выплата подлежащая выплате в пользу Аутлева А.Ю. составляет 831600 рублей, исходя из расчета 42 кв. метра х 19800 рублей. Участвующий по делу старший помощник прокурора Шовгеновского района Хагурова Л.В. в судебном заседании полностью поддержала заявленные исковые требования и просила суд взыскать с администрации муниципального образования «Шовгеновский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Аутлева А.Ю. состоящего в льготном списке администрации МО «Шовгеновский район» граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, составом семьи 2 человека, социальную выплату на приобретение жилья в размере 831600 рублей. Истец Аутлев А.Ю. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме и просил суд удовлетворить их. Представитель ответчика – начальник отдела правового и кадрового обеспечения администрации МО «Шовгеновский район» Джанчатова Т.А, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания не явился, однако, представил суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие. Вместе с тем, от представителя ответчика Джанчатова Т.А. поступил отзыв на исковое заявление прокурора Шовгеновского района, из которого следует, что по данному исковому заявлению администрация МО «Шовгеновский район» не считает себя ответчиком и просит суд отказать прокурору Шовгеновского района в удовлетворении заявленных исковых требований, по следующим основаниям. Федеральным законом №122 от 22.08.2004 года внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, в том числе и в Федеральный Закон от 21.12.1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статья 5 вышеупомянутого закона: Финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно подпункту 2 п.2 Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея №74 от 21 апреля 2009 года финансирование расходов, связанных с обеспечением жильем детей сирот, за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея. На момент обращения Аутлева А.Ю. в администрацию МО «Шовгеновский район» с просьбой о выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения субвенции на счет администрации не поступало, в связи, с чем, приобрести ему жилое помещение не представилось возможным. В настоящее время на счет администрации муниципального образования «Шовгеновский район» денежные средства для социальных выплат на приобретение жилых помещений детям – сиротам, состоящим на учете жилищной комиссии при администрации муниципального образования «Шовгеновский район» так же поступали. Администрацией МО «Шовгеновский район» составлен и утвержден список детей – сирот граждан – претендентов на получение социальных выплат для приобретения жилых помещений. В данном списке Аутлев А.Ю. состоит под номером 2, а сумма социальной выплаты установлена в соответствии с существующим положением в размере 831600 рублей. В связи с изложенным ответчик представитель администрации МО «Шовгеновский район» просил суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Шовгеновского района поскольку по данному делу администрация не является надлежащим ответчиком. Ответчик – представитель Министерства образования и науки РА, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания не явился, однако, представил суду заявление, с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие. Вместе с тем от ответчика поступил отзыв на исковое заявление прокурора Шовгеновского района, из которого следует, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети – сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Финансовое обеспечение данных гарантий является расходным обязательством субъекта РФ. Согласно ст. 19 Федерального Закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Законом Республики Адыгея от 08.04.2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» полномочиями республики Адыгея по обеспечению жильем детей сирот наделены городские округа и муниципальные районы Республики Адыгея. Пунктом 3 ст. 20 Федерального Закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. На основании статьи 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Постановлением кабинета Министров Республики Адыгея от 21.04.2009 года №74 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, в соответствии с которым по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения. Законом Республики Адыгея от 17.12.2010 года № 394 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрены средства на обеспечение жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа не имеющих закрепленных жилых помещений. Для муниципального образования «Шовгеновский район» предусмотрено 7623000 тыс. рублей. Изучив представленные прокурором письменные доказательства, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд считает, что требования прокурора Шовгеновского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно п.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Согласно п.1 ст.8 Федерального закона на основании ФЗ РФ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети – сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Статьей 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Шовгеновский район» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством. Статьей 22.1 Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2007 года №138 « О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год» (в редакции Закона Республики Адыгея от 23 декабря 2008 года №228) приостановлено действие Закона Республики Адыгея от 08 апреля 2008 года №163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством». Однако, в силу ч.1 ст.5 Бюджетного кодекса РФ, закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если ионное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или)законом (решением) о бюджете. Таким образом, действие закона Республики Адыгея от 08 апреля 2008 года №163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» приостановлено на период действия Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2007 года №138 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2008 год», то есть в период с 01 января по 31 декабря 2008 года. Из приложения №8 к Закону Республики Адыгея от 08.12.2009 года №306 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» усматривается, что главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Согласно Закону Республики Адыгея от 17.12.2010 года №394 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (приложение №21) предусмотрены субсидии местным бюджетам на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, на 2011 год в размере 60 млн. руб., из них только для муниципального образования «Шовгеновский район» в сумме 7623000 рублей. Пунктом 3 ст.20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованием на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. На основании принципов бюджетного законодательства Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся (ст. 38.1 БК РФ). Зачисление всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат производятся с единого счета бюджета (ст. 38.2 БК РФ). На основании частей 2 и 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Согласно статье 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; обеспечивает результативность, целевой характер исполнения бюджетных средств; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьей. Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному акту. В связи с изложенным, суд полагает, что министерство образования и науки Республики Адыгея должно нести субсидиарную ответственность по настоящему иску. Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009 года №74 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений (далее - Порядок). Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 кв. м. общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех или более человек, 42 кв.м. – на семью из двух человек, 33 кв. м. – на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 10 этого же Порядка по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением №1 к настоящему Порядку. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.06.2009 года №210 утверждена среднерыночная стоимость одного квадратного метра общей площади по Республике Адыгея на 3 квартал 2009 года, которая составляет 19800 рублей. При таких обстоятельствах размер социальной выплаты на приобретение жилья в отношении лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи 2 человека составляет 831600 рублей (42 кв. м. х 19800 руб.), которая и подлежит взысканию в пользу истца с администрации муниципального образования «Шовгеновский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из Республиканского фонда компенсаций, то есть иск Аутлева А.Ю. подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Шовгеновского района в интересах Аутлева А.Ю. к администрации муниципального образования «Шовгеновский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании субсидии на приобретение жилья удовлетворить. Взыскать с администрации муниципального образования «Шовгеновский район» и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Аутлева А.Ю., состоящего в льготном списке администрации МО «Шовгеновский район» граждан из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, составом семьи 2 человека, социальную выплату на приобретение жилья в размере 831600 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Шовгеновский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения. Судья Шовгеновского районного суда Беданоков В.А.