Решение от 17.03.2011 года.



К делу № 2- 66/ 2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«17» марта 2011 года а. Хакуринохабль

Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего, судьи Дударевой М. М.,

при секретаре Аташуковой Д.Б.,

с участием помощника прокурора Шовгеновского района Даурова Т. П.,

заинтересованного лица - представителя главы администрации МО «Шовгеновский район» Джанчатова Т. А., предоставившего доверенность от 17 января 2011 года №02

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шовгеновского района, в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия главы администрации муниципального образовании «Шовгеновский район» в части непринятия мер к официальному ежеквартальному опубликованию сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, с указанием фактических затрат на их денежное содержание в районной муниципальной газете «Заря» - незаконным, противоречащими ч. 6 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ и ч.2 ст. 24 Конституции РФ, ч.2 ст.8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» №149-ФЗ от 27.07.2006 г., п.п. 3 ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008 года, нарушающим права неопределенного круга лиц, граждан на ознакомление со сведениями о деятельности органов местного самоуправления, и обязании главы администрации МО «Шовгеновский район» опубликовать в ближайшем выпуске районной газеты «Заря» сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, муниципального образования «Шовгеновский район» с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 2010 год, а также осуществлять официальные публикации данных сведений на ежеквартальной основе,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шовгеновского района, в интересах неопределенного круга лиц (далее по тексту прокурор) обратился в суд с заявлением о признании бездействия главы администрации муниципального образовании «Шовгеновский район» в части непринятия мер к официальному ежеквартальному опубликованию сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание и просил, обязать главу администрации МО «Шовгеновский район» опубликовать в ближайшем выпуске районной газеты «Заря» сведения о численности муниципальных служащих муниципального образования и работников муниципальных учреждений МО «Шовгеновский район» с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 2010 год, а также осуществлять официальные публикации данных сведений на ежеквартальной основе.

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству прокурор дополнил заявленные требования, и в последующем, в ходе судебного разбирательства, уточнил их, и просил суд признать бездействие главы администрации муниципального образования «Шовгеновский район» Шовгеновского района Республики Адыгея в части непринятия мер к официальному ежеквартальному опубликованию за 2010 г. сведений о численности муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений органа местного самоуправления с указанием фактических затрат на их денежное содержание в районной муниципальной газете «Заря» - незаконным, противоречащими ч. 6 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ и ч.2 ст. 24 Конституции РФ, ч.2 ст.8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» №149-ФЗ от 27.07.2006 г., п.п. 3 ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008 года, нарушающим права неопределенного круга лиц, граждан, на ознакомление со сведениями о деятельности органов местного самоуправления. При этом требовал обязать главу администрации МО «Шовгеновский район» опубликовать в ближайшем выпуске районной газеты «Заря» сведения о численности муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений муниципального образования «Шовгеновский район» с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 2010 год поквартально, и в дальнейшем осуществлять официальные публикации данных сведений на ежеквартальной основе.

Свои требования обосновывает тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Шовгеновский район» Шовгеновского района Республики Адыгея Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ от 06.10.2003 года и Федерального закона «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008 года. В соответствии с пп. 3 ст. 3 Федерального закона «о противодействии коррупции», противодействие коррупции в РФ основывается на принципах, к числу которых отнесены публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления и работников муниципальных учреждений МО «Шовгеновский район», а в соответствии с п.п. 4, 7 ст. 7 того же закона основными направлениями деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции являются также совершенствование системы и структуры органов местного самоуправления, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью, обеспечение доступа граждан к информации и деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 6 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления и работников муниципальных учреждений, с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат обязательному опубликованию. Однако указанные сведения в 2010 году не опубликовывались поквартально в установленном законом порядке. В связи с чем, нарушаются права и свободы неопределенного круга лиц, предусмотренные и ч.2 ст. 24 Конституции РФ, ч.2 ст.8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» №149-ФЗ от 27.07.2006 г., п.п. 3 ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008 года, в том числе населения данного муниципального образования, в частности право на получение информации о численности служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, с указанием фактических затрат на их денежное содержание.

В судебном заседании прокурор, участвующий по делу заявленные требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям, указав, что ежеквартально необходимые вышеуказанные сведения администрацией МО «Шовгеновский район» не опубликовывались в районной газете «Заря» в установленном ч. 6 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», и ч. 3 ст. 47 Устава данного муниципального образования порядке. То обстоятельство, что глава администрации МО «Шовгеновский район» публикует в местной газете «Заря» объявление о том, что в здании администрации МО «Шовгеновский район» обнародуется отчет о расходах и численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений МО «Шовгеновский район»,
несостоятельны поскольку, не свидетельствуют о том, что глава администрации выполняет в полной мере и в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ч. 3 ст.47 их Устава обязанности, возложенные на него по опубликованию вышеуказанных сведений и
свидетельствуют о том, что нарушаются права неопределенного круга лиц в части получения информации о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления и работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их содержание, поскольку жители муниципального образования «Шовгеновский район» не получили равный и свободный доступ к ознакомлению с данной информацией. Кроме того, по мнению прокурора, вышеуказанные сведения и отчет о расходах и численности работников органов местного самоуправления и работников учреждений муниципального образования не идентичные понятия. Более того, сведения, о которых идет речь, должны быть предоставлены жителям района в доступной форме.

Таким образом, по мнению прокурора, бездействием главы администрации МО «Шовгеновский район» нарушаются права местного населения на ознакомление со сведениями о деятельности органов местного самоуправления, опубликование которых является обязательным. Отсутствие данного опубликования ведет к фактической невозможности ознакомления населения муниципалитета, которое является неопределенным и может меняться, со сведениями о численности служащих органов местного самоуправления и работников муниципальных учреждений и денежных затрат на их содержание. Кроме того, он пояснил, что прокуратуре Шовгеновского района стало известно о вышеуказанном бездействии главы администрации МО «Шовгеновский район » в ходе проверки соблюдения на территории Шовгеновского района требований законодательства о муниципальной службе, когда на запрос прокурора 11.02.2011 года из редакции газеты «Заря» пришел ответ, за подписью главного редактора, из которого следовало, что в 2010 году в указанной газете не публиковались материалы касающихся численности муниципальных служащих органов местного самоуправления Шовгеновского района (администрация муниципального образования «Шовгеновский район» и администрации сельских поселений) работников муниципальных учреждений, с указанием фактических денежных затрат на их содержание, поэтому он обратился в суд в сроки, установленные ст. 256 ГПК РФ на обжалование бездействия вышеуказанного главы администрации.

В судебном заседании, представитель главы администрации МО «Шовгеновский район» Джанчатов Т. А. фактически частично признал требования прокурора и пояснил, что они обнародовали отчеты о расходах и численности работников органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений муниципального образования в определенной Бюджетным кодексом РФ форме, которые находились в здании администрации МО «Шовгеновский район», о чем информировалось население объявлением в газете «Заря», и считает, что этот отчет идентичен сведениям о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, и работников муниципальных учреждений МО «Шовгеновский район» с указанием фактических затрат на их денежное содержание, которые подлежат обязательному опубликованию. Указанные прокурором сведения они не печатают в газете «Заря», ввиду отсутствия у них денежных средств на опубликование.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд находит требования заявленные прокурором Шовгеновского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Данное гражданское дело подлежит рассмотрению по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, как по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с пунктом 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с ч. 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципального образования.

Как усматривается из ответа на запрос прокуратуры района 11.02.2011 года из редакции газеты «Заря» пришел ответ, за подписью главного редактора, из которого следовало, что в 2010 году в указанной газете не публиковались материалы касающихся численности как муниципальных служащих органов местного самоуправления Шовгеновского района, так и численность работников муниципальных учреждений. Таким образом, прокурору Шовгеновского района стало известно о данном нарушении 11.02.2011 года (л. д. 6).

Таким образом, суд считает, что заявление прокурора подано в установленный ст.256 ГПК РФ срок, и подлежит рассмотрению в Шовгеновском районном суде.

Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Поскольку оспариваемое прокурором бездействие затрагивает интересы неопределенного круга лиц, которые проживают на территории МО «Шовгеновский район» и имеют право на ознакомление с вышеуказанными документами, то обращение прокурора в суд в их интересах является обоснованным.

Исходя из существа заявленного прокурором требования, следует, что предметом рассмотрения данного гражданского дела является законность и обоснованность действий (бездействия) главы администрации МО «Шовгеновский район» Шовгеновского района, Республики Адыгея.

В соответствии с п. 6 ч. 1 статьи 52 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 го­да №131-ФЗ ежеквартальные сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Между тем, согласно сообщения главного редактора газеты «Заря» от 11.02.2011 года, материалов касающихся численности муниципальных служащих органов местного самоуправления Шовгеновского района (администрация муниципального образования «Шовгеновский район» и администрации сельских поселений) работников муниципальных учреждений, с указанием фактических затрат на их денежное содержание в 2010 году не опубликовано (л. д. 6).

Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» №273 ФЗ от 25.12.2008 года, противодействие коррупции основывается на принципах публичности и открытости деятельности органов государственной власти и органов м местного самоуправления.

Как следует из п. 3 ст. 47 Устава МО «Шовгеновский район» официальным печатным источником массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации в муниципальном образовании является районная газета «Заря».

Таким образом, в ходе судебного разбирательства, из представленных суду письменных доказательств, объяснений представителя главы администрации Джанчатова Т. А. и прокурора, участвующего по делу, установлено, что ежеквартально сведения о численности муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений МО «Шовгеновский район» с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 2010 г., администрацией МО «Шовгеновский район» не опубликовывались в районной газете «Заря». Доводы представителя главы администрации, о том, что глава администрации один раз в год обнародует отчет о расходах и численности работников органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений муниципального образования в здании администрации МО «Шовгеновский район», о чем население района информируется объявлением в местной газете «Заря», не состоятельны, не достаточны и не свидетельствуют о том, что права неопределенного круга лиц в части получения информации о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления и работников муниципальных учреждений МО «Шовгеновский район» с указанием фактических затрат на их денежное содержание, не нарушены, поскольку жители Шовгеновского района не получили равный и свободный доступ к ознакомлению с данной информацией.

Вышеизложенные данные подтверждают обоснованность доводов прокурора о том, что в 2010 г. главой администрации МО «Шовгеновский район» не публиковались в установленном законом сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений МО «Шовгеновский район» с указанием фактических затрат на их денежное содержание, что противоречит ч.6 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В силу статьи 249 ГПК РФ бремя доказывания по делам, рассматриваемым судом в порядке дел возникающих их публичных правоотношений, лежит на органе, чьи действия (бездействие) оспариваются.

Суд считает, что доказательств, свидетельствующих о том, что жители района имели возможность ежеквартально знакомиться со сведениями о численности муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений МО «Шовгеновский район» с указанием фактических затрат на их денежное содержание, представителем заинтересованного лица не было предоставлено.

Таким образом, помимо ч. 6 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ, бездействием главы администрации также нарушаются положения ч.2 ст. 24 Конституции РФ и ч.2 ст.8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» №149-ФЗ от 27.07.2006 г., о том, что, органы власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом. Также нарушаются принципы публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления, предусмотренные п.п. 3 ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008 года, наряду с этим и п.п.4,7 ст. 7, согласно которому основными направлениями деятельности органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции являются, помимо прочего, обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, требования прокурора Шовгеновского района, в интересах неопределенного круга лиц, суд считает обоснованным, и полагает необходимым, признать бездействие главы администрации муниципального образования «Шовгеновский район» Шовгеновского района Республики Адыгея в части непринятия мер к официальному ежеквартальному опубликованию за 2010 г. сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание в районной муниципальной газете «Заря»- незаконным, противоречащими ч. 6 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ и ч.2 ст. 24 Конституции РФ, ч.2 ст.8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» №149-ФЗ от 27.07.2006 г., п.п. 3 ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008 года, нарушающим права неопределенного круга лиц, граждан, на ознакомление со сведениями о деятельности органов местного самоуправления; и обязать главу администрации МО «Шовгеновский район» опубликовать в ближайшем выпуске районной газеты «Заря» сведения о численности муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений муниципального образования «Шовгеновский район» с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 2010 год поквартально и в дальнейшем осуществлять официальные публикации данных сведений на ежеквартальной основе.

В соответствии с ч.2 и 3 ст. 258 ГПК РФ суд полагает необходимым направить копию решения по данному делу в течение трех дней со дня вступления его в законную силу главе администрации Муниципального образования «Шовгеновский район» для устранения допущенного нарушения закона, а также обязать главу администрации сообщить Шовгеновскому районному суду об исполнении данного решения не позднее месяца со дня получения данного решения.

На основании изложенного, руководствуясь 258 ГПК РФ, ст. ст. 194- 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать заявление прокурора Шовгеновского района обоснованным.

Признать бездействие главы администрации муниципального образования «Шовгеновский район» Шовгеновского района Республики Адыгея в части непринятия мер к официальному ежеквартальному опубликованию за 2010 г. сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание в районной муниципальной газете «Заря» -
незаконным, противоречащими ч. 6 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ и ч.2 ст. 24 Конституции РФ, ч.2 ст.8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» №149-ФЗ от 27.07.2006 г., п.п. 3 ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008 года, нарушающим права неопределенного круга лиц, граждан, на ознакомление со сведениями о деятельности органов местного самоуправления.

Обязать главу администрации МО «Шовгеновский район» опубликовать в ближайшем выпуске районной газеты «Заря» сведения о численности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений муниципального образования Шовгеновский район Республики Адыгея с указанием фактических затрат на их денежное содержание за 2010 год поквартально и в дальнейшем осуществлять официальные публикации в районной газете «Заря» данных сведений на ежеквартальной основе.

Направить копию настоящего решения в течение трех дней со дня вступления его в законную силу главе администрации муниципального образования «Шовгеновский район» для устранения допущенного нарушения закона, то есть для его исполнения.

Обязать главу администрации Муниципального образования «Шовгеновский район» сообщить Шовгеновскому районному суду об исполнении данного решения не позднее месяца со дня получения данного решения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Шовгеновский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 22.03.2011 года.

Судья Шовгеновского

районного суда Для исключений