К делу № 2-172/ 2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«24» мая 2011 года а. Хакуринохабль
Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего, судьи Дударевой М. М.,
при секретаре Аташуковой Д.Б.,
с участием заявителя, прокурора Шовгеновского района Калюжного В.В.,
представителя заинтересованного лица: ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам Пшизова Н.М. по доверенности №7566 от 16.05.2011 г.,
заинтересованного лица: Ступка В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шовгеновского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, граждан, о признании незаконным бездействия ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам, выразившееся в непринятии мер в отношении гладкоствольного двуствольного ружья модели ТОЗ 16 калибра №, изъятого у Ступка В.М., в порядке, установленном законом, и о понуждении ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам принять меры в отношении данного оружия в порядке и на условиях установленных законом,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шовгеновского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, граждан, о признании незаконным, противоречащим Федеральному закону от 13.12.1996 г. №150 – ФЗ «Об оружии», Постановлению Правительства РФ от 21.07.1998 г. №814 «О мерах по урегулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», бездействия ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам, выразившееся в непринятии мер в отношении гладкоствольного охотничьего ружья модели ТОЗ 16 калибра двуствольного №, изъятого у Ступка В.М., и о понуждении ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам, принять в отношении данного оружия меры в порядке и на условиях, установленных законом от 13.12.1996 г. №150 – ФЗ «Об оружии», Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. №814 «О мерах по урегулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения Федерального закона «Об оружии» на территории Шовгеновского района, выявлены нарушения правил регистрации (перерегистрации), ношения и хранения оружия, а также его последующей реализации и уничтожения. В частности 08 августа 2010 года у Ступка В.М. участковым уполномоченным милиции ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам было изъято гладкоствольное охотничье ружье ТОЗ 16 калибра 2 ств., № и передано на хранение в КХО дежурной части данного ОВД. Однако, после его изъятия никаких мер к выполнению законных требований по уничтожению либо реализации оружия ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам не предпринималось. Собственник оружия также не предпринимал никаких мер к устранению нарушений и не проявлял интерес к оружию. В связи с этим оружие в течение продолжительного времени находилось в комнате хранения оружия ОВД, вследствие чего, бремя содержания оружия легло на указанный орган. Между тем, указанное бездействие не соответствует требованиям ст. 27 Федерального закона №150-ФЗ от 13.12.1996 года «Об оружии», а также п. 79 и 83 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 года №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ», чем нарушаются права неопределенного круга лиц, граждан на создание условий гарантирующих безопасность для жизни и здоровья, кроме того, интересы Российской Федерации на установленный порядок оборота оружия на территории РФ, влекущий излишние затраты на содержание изъятого оружия, а следовательно на дополнительные расходы бюджета, в связи с чем прокурор просит понудить ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам, принять в отношении данного оружия меры в порядке и на условиях, установленных законом от 13.12.1996 г. №150 – ФЗ «Об оружии», Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. №814 «О мерах по урегулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
В ходе судебного разбирательства прокурор полностью поддержал вышеизложенные доводы, и уточнил свои требования, предъявленные в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, указав, что, по его мнению, в данном случае, незаконным бездействием ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам, нарушаются интересы Российской Федерации, на установленный порядок оборота оружия на территории РФ, влекущий излишние затраты на содержание изъятого оружия, а следовательно на дополнительные расходы бюджета, кроме того, данным бездействием так же нарушаются права неопределенного круга лиц, граждан, поскольку любые нарушения в сфере оборота оружия создают предпосылки для нарушения права граждан на безопасность, установленные ч. 1 ст. 20 и 41 Конституции Российской Федерации, на создание условий, гарантирующих безопасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, граждан. Кроме того, он пояснил, что прокуратуре Шовгеновского района стало известно о вышеуказанном бездействии ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам в ходе проведения проверки соблюдения требований Федерального закона «Об оружии», когда на запрос прокурора от 09.02.2011 года, 12.02.2011 года из вышеуказанного отдела внутренних дел, пришел ответ, за подписью начальника исх. № 1824, содержащий сведения об изъятых и, в настоящее время, хранящихся в КХО дежурной части ОВД оружии, поэтому он обратился в суд в сроки, установленные ст. 256 ГПК РФ на обжалование бездействия вышеуказанного органа власти.
Представитель заинтересованного лица, ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам, заместитель начальника ПОМ а.Хакуринохабль ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам, Пшизов Н.М., полностью признал требования прокурора о чем предоставил суду письменное заявление.
Заинтересованное лицо по делу Ступка В. М. в ходе судебного разбирательства пояснил, что гладкоствольное охотничье ружье модели ТОЗ 16 калибра двуствольное №, изъятое у него и в настоящее время находящееся на хранении в КХО дежурной части ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам досталось ему по наследству от отца и находится в его собственности около 12-15 лет. У него была лицензия на хранение, ношение данного оружия до 14.07.2010 года, однако он своевременно не оформил документы на продление указанной лицензии, в связи с чем, работники милиции изъяли у него ружье. В последующем он намеревается оформить документы на получение лицензии и забрать это ружье, поэтому возражает против реализации, либо уничтожения принадлежащего ему оружия. При этом он заявил, что не возражает против удовлетворения заявления прокурора.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействия ) органов государственной власти возлагаются на орган, который совершил оспариваемые действия (бездействия).
Выслушав доводы прокурора, объяснения представителя заинтересованных лиц: ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам и Ступка В.М., исследовав представленные доказательства в их совокупности, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, и в интересах Российской Федерации.
Суд считает, что в данном случае, обращение прокурора Шовгеновского района обусловлено необходимостью обеспечения интересов РФ, а так же прав и законных интересов неопределенного круга лиц, граждан, поскольку нарушаются интересы Российской Федерации, на установленный порядок оборота оружия на территории РФ, влекущий излишние затраты на содержание изъятого оружия, а следовательно на дополнительные расходы бюджета; кроме того, данным бездействием так же нарушаются права неопределенного круга лиц, граждан, поскольку любые нарушения в сфере оборота оружия создают предпосылки для нарушения права граждан на безопасность, установленные ч. 1 ст. 20 и 41 Конституции Российской Федерации, на создание условий, гарантирующих безопасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, граждан.
Как усматривается из копии ответа исх. № 1824 от 09.02.2011 года, 12.02.2011 года начальника ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам, на запрос прокурора, в нем содержатся сведения об изъятых и в настоящее время хранящихся в КХО дежурной части ОВД оружии, поступивший в прокуратуру района 09.02.2011 года за вх.№7/1-2011 о вышеуказанном бездействии ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам прокурору Шовгеновского района стало известно 09.02.2011 года,
Таким образом, суд считает, что заявление прокурора подано в установленный ст.256 ГПК РФ срок, и подлежит рассмотрению в Шовгеновском районном суде.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 и ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 08 августа 2010 года у Ступка В.М., проживающего в <адрес>, было изъято гладкоствольное охотничье ружье ТОЗ 16 калибра 2 ств., №. Однако, после его изъятия никаких мер к выполнению законных требований по уничтожению либо реализации оружия ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам не предпринималось. Собственник оружия также не предпринимал никаких мер к устранению нарушений и не проявлял интерес к оружию. В связи с этим оружие в течение продолжительного времени находилось в комнате хранения оружия ОВД, вследствие чего, бремя содержания оружия легло на данный орган власти.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменным сообщением начальника ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам от 09.02.2011 года №1824, где указано, что гладкоствольное охотничье ружье модели ТОЗ 16 калибра двуствольное №, изъятое у Ступка В.М. находится на хранении в КХО дежурной части ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам (л. д. 6-7).
Согласно справке об исследовании от 17.02.2011 года №8-с данное оружие для производства выстрелов из левого ствола пригодно, а из правого не пригодно (л. д. 8-10).
Из протокола изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему от 03.08.2010 года следует, что вышеуказанное оружие изъято у Ступка В. М. по адресу <адрес> (л. д. 14).
Как усматривается из рапорта участкового уполномоченного милиции ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам следует, что им было изъято гладкоствольное охотничье ружье модели ТОЗ 16 калибра двуствольное № (л. д. 11).
Согласно квитанции №35 на принятие оружия и боеприпасов от 03.08.2010 года гладкоствольное охотничье ружье модели ТОЗ 16 калибра двуствольного №, изъятое у Ступка В.М. было сдано на хранение в КХО дежурной части ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам (л. д. 12-13).
По смыслу ст.235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества, другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Ч.2 данной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе, отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст.238 ГК РФ).
Механизм отчуждения такого имущества прописан в статье 238 ГК РФ, в соответствии с которой, в течение года, с учетом характера и назначения имущества, в данном случае оружия, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа, подлежит принудительной продаже, с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случаях отсутствия лицензии или разрешения на хранение или хранение и ношение оружия; изъятое гражданское или служебное оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат реализации в соответствии с законодательством РФ.
Как следует из п. 79 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 года №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ», изъятое оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации. Согласно п. 83 указанного Постановления изъятое оружие и патроны к нему, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел РФ.
Установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства свидетельствуют о том, что ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам вопреки требованиям, Федерального закона от 13.12.1996 г. №150 – ФЗ «Об оружии» и Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 г. №814 «О мерах по урегулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», не принимает меры в отношении, изъятого у Ступка В. М., гладкоствольного охотничьего ружья модели ТОЗ 16 калибра двуствольного №, чем нарушает интересы Российской Федерации, на установленный порядок оборота оружия на территории РФ, влекущий излишние затраты на содержание изъятого оружия, а следовательно на дополнительные расходы бюджета РФ; кроме того, данным бездействием так же нарушаются права неопределенного круга лиц, граждан, поскольку любые нарушения в сфере оборота оружия создают предпосылки для нарушения права граждан на безопасность, гарантированные ч. 1 ст. 20 и 41 Конституции Российской Федерации, на создание условий, гарантирующих безопасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, граждан.
При вынесении решения по делу, суд также учитывает, что представитель ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам полностью признал требования прокурора, а заинтересованное лицо Ступка В. М. не возражал против удовлетворения данного заявления.
Суд разъяснил участникам процесса последствия признания заявления, предусмотренные ч.1 и 2 ст. 198 ГПК РФ.
В данном случае, признание требования прокурора не нарушает прав и законных интересов других лиц, поэтому суд принимает от представителя ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам признание требований прокурора.
В связи с изложенным, суд полагает необходимым признать заявление прокурора обоснованным, а также признать незаконным, противоречащим, Федеральному закону от 13.12.1996 г. №150 – ФЗ «Об оружии» и Постановлению Правительства РФ от 21.07.1998 г. №814 «О мерах по урегулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», бездействия ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам, выразившееся в непринятии мер в отношении гладкоствольного охотничьего ружья модели ТОЗ 16 калибра двуствольного №, изъятого у Ступка В.М. и обязать ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам, принять в отношении данного оружия меры в порядке и на условиях, установленных законом от 13.12.1996 г. №150 – ФЗ «Об оружии», Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. №814 «О мерах по урегулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
В соответствии с ч.2 и 3 ст. 258 ГПК РФ суд полагает необходимым направить копию решения по данному делу в течение трех дней со дня вступления его в законную силу начальнику ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам для устранения допущенного нарушения закона, а также обязать его сообщить Шовгеновскому районному суду об исполнении данного решения в течение месяца со дня получения копии решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь 258 ГПК РФ, ст. ст. 194- 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать заявление прокурора Шовгеновского района обоснованным.
Признать незаконным, противоречащим Федеральному закону от 13.12.1996 г. №150 – ФЗ «Об оружии» и Постановлению Правительства РФ от 21.07.1998 г. №814 «О мерах по урегулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», бездействия ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам, выразившееся в непринятии мер в отношении гладкоствольного охотничьего ружья модели ТОЗ 16 калибра двуствольного №, изъятого у Ступка В.М..
Обязать ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам, принять в отношении данного оружия меры в порядке и на условиях, установленных законом от 13.12.1996 г. №150 – ФЗ «Об оружии» и Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 г. №814 «О мерах по урегулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
Направить копию настоящего решения в течение трех дней со дня вступления его в законную силу начальнику ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам Республики Адыгея для устранения допущенного нарушения закона, то есть для его исполнения.
Обязать начальника ОВД по Кошехабльскому и Шовгеновскому районам Республики Адыгея сообщить Шовгеновскому районному суду об исполнении данного решения в течение месяца со дня получения копии решения суда.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Шовгеновский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 30.05.2011 года.
Председательствующий.
Судья Шовгеновского района
Республики Адыгея М.М. Дударева