решение от 01.09.2010 о признании бездействие незаконным...



                                                                                           К делу № 2-182/ 2010 г.   

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«01» сентября 2010 года а. Хакуринохабль

         Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего, судьи Дударевой М. М.,

при секретаре Аташуковой Д.Б.,

с участием заявителя, прокурора Шовгеновского района Тхазеплева А.С.,

представителя. ..» по доверенности от 11.01.2010 года Джанчатова Т.А., …Управления образования администрации МО «…» Керашева Н.С. и представителя Управления образования администрации МО «Шовгеновский район» по доверенности №937 от 30.08.2010 г. Тлевцеруковой Н.М.,

представителя заинтересованного лица, заведующего МДОУ «…»,…..,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шовгеновского района в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «…..», в части не принятия мер по обеспечению конституционного права граждан на общедоступное дошкольное образование, и обязании принять эффективные меры по обеспечению конституционного права граждан на общедоступное дошкольное образование, путем проведения в срок до 01.04.2011 года капитального ремонта муниципального дошкольного образовательного учреждения №… «…», расположенного на территории МО «…….»,  

У С Т А Н О В И Л:

        

                  Прокурор Шовгеновского района обратился в  суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних граждан о признании незаконным бездействие администрации МО «…»  по невыполнению полномочий, предусмотренных ст. 31 Закона РФ «Об образовании», в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования детям, проживающим на территории МО «….», и не обеспечения прав несовершеннолетних на получение дошкольного образования, об обязании администрации МО «….»  обеспечить права граждан, проживающих на территории МО «….»  на получение дошкольного образования путем проведения капитального ремонта МДОУ  «…», расположенного в  …, а в случае невозможности проведения такого ремонта, обязать создать на территории МО «…»  муниципальное дошкольное образовательное учреждение, удовлетворяющее потребностям детей на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

     В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил свои требования, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, несовершеннолетних, и просил, признать незаконным, не соответствующим требованиям ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-I «Об образовании», бездействие администрации МО «…»  в части не принятия мер по обеспечению прав граждан, гарантированных ст. 43 Конституции РФ, на общедоступное дошкольное образование, и обязать администрацию, принять эффективные меры по обеспечению конституционного права граждан на общедоступное дошкольное образование, путем проведения капитального ремонта в срок до 01.04.2011 года здания ….. дошкольного образовательного учреждения детского сада «…», расположенного на территории Муниципального образования «…» Шовгеновского района, …

     При этом, прокурор ссылается на то, что в результате проведенной прокурорской проверкой 18.08.2010года было выявлено 23.08.2010 г., что вышеуказанные права несовершеннолетних на дошкольное образование на территории Шовгеновского района, в частности на территории МО «…» не обеспечиваются. Так, в данном муниципальном образовании проживает 207 детей дошкольного возраста, а нуждающихся в поступлении в муниципальное дошкольное образовательное учреждение не менее 207 детей, которые не могут реализовать свои права, гарантированные ст.43 Конституции РФ. Причиной этому является отсутствие на территории МО «…», в которое входит 9 населенных пунктов, функционирующего дошкольного образовательного учреждения. Единственное дошкольное учреждение детский сад «….» не работает с 2005 г., поскольку был закрыт на капитальный ремонт, который фактически не производился, ввиду отсутствия финансирования администрацией МО «…» на указанные нужды. Других дошкольных учреждений на территории данного муниципального образования нет. Таким образом, по мнению прокурора, граждане дошкольного возраста на протяжении пяти лет не могут реализовать свое законное право на дошкольное образование, а органы местного самоуправления МО «…» бездействуют в решении данной проблемы.       

     В судебном заседании прокурор Шовгеновского района поддержал указанные требования в полном объеме, при этом, помимо вышеизложенного, пояснил, что по его запросу, глава администрации МО «…» предоставил ему 23.08.2010 г. информацию, из которой следует, что на территории данного муниципального образования, действующих дошкольных образовательных учреждений (детских садов) нет. В … находится здание МДОУ «…», учрежденное Управлением образования МО «…», однако данное учреждение в настоящее время не работает.

                   Представитель заинтересованного лица, администрации МО «…», Джанчатов Т.А., возражал против требований прокурора, ссылаясь на то, что у  администрации МО «….» до сих пор отсутствовали средства на капитальный ремонт муниципального дошкольного учреждения на территории МО «.. …..», однако они не бездействуют, поскольку в настоящее время ими разработана смета затрат на проведение ремонта МДОУ «….», которая находится на утверждении в Министерстве образования Республики Адыгея. При этом не отрицает тот факт, что за счет средств администрации МО «….» какие-либо ремонтные работы, в данном дошкольном учреждении, начиная с 2005 г. не производились.

…. Управления образования администрации МО «….» Керашев Н.С. и представитель Управления образования администрации МО «…..» Тлевцерукова Н.М., признали требования прокурора, пояснив, что действительно на территории МО «.. …» отсутствуют функционирующие детские дошкольные учреждения, а  МДОУ «…», раположенное в х. …., закрыто с 2005 г., в связи с тем, что оно находится на капитальном ремонте. Однако, по настоящее время отсутствовали денежные средства на финансирование ремонта. Администрацией района разработана смета затрат на ремонт детского сада «…», которое находится на утверждении в министерстве образования Республики Адыгея. За счет средств администрации МО «…» какие-либо ремонтные работы, в данном дошкольном учреждении, начиная с 2005 г. не производились. При таких обстоятельствах, они признают, тот факт, что в данном случае нарушаются гарантированные Конституцией РФ права несовершеннолетних граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, на бесплатное дошкольное образование в муниципальных образовательных учреждениях. 

     Заинтересованное лицо по делу, заведующая МДОУ «….», Шестакова Л.Ф., фактически признала заявленные требования прокурора, и дала пояснения аналогичные пояснениям Керашева Н.С. и Тлевцеруковой Н.М.          

    В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагаются на орган, который совершил оспариваемые действия (бездействие).

        Выслушав доводы прокурора, возражения представителя администрации МО «…» Джанчатова Т.А., начальника Управления образования администрации МО «…» Керашева Н.С. и представителя Управления образования администрации МО …» Тлевцеруковой Н.М., заведующей МДОУ «….», Шестаковой Л.Ф., исследовав представленные доказательства в их совокупности, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему.

               Согласно требованиям ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в  защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, такое заявление может быть подано прокурором, если гражданин в  силу своего возраста не может сам обратиться в суд.

         Суд считает, что в  данном случае обращение прокурора Шовгеновского района обусловлено необходимостью обеспечения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних детей, которые сами не в состоянии защитить свои законные права и интересы.

         Как усматривается из информации главы МО «… …» от 23.08.2010 г. л.д. 6), на территории данного муниципального образования действующих дошкольных образовательных учреждений (детских садов) нет. В … находится здание МДОУ «….», учрежденное Управлением образования МО «…», однако данное учреждение в настоящее время не функционирует.

         Таким образом, суд считает, что заявление прокурора подано в установленный ст.256 ГПК РФ срок, и подлежит рассмотрению в Шовгеновском районном суде.

         В соответствии со ст.43 Конституции РФ, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. 

    Согласно ст. 3 Закона РФ №3266-I «Об образовании» законодательство РФ в области образования включает в себя Конституцию РФ, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования.

         Статьей 31 вышеназванного Закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

                            По смыслу ст.ст.120, 298 ГК РФ и ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131- ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» администрация муниципального образования в целях реализации основных задач дошкольного образования вправе создавать муниципальные дошкольные образовательные учреждения, которые финансируются собственником их имущества. Согласно п.3 ст.6 Устава муниципального образования «……», органы местного самоуправления муниципального образования обладают полномочиями по созданию муниципальных учреждений и их финансированию. Кроме того, п.2 ст.36 Устава регламентировано, что в полномочия администрации в области образования входит, организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования.

             Как следует из Устава МДОУ детского сада «…» его учредителем является администрация МО «…», которая закрепила за ДОУ объекты собственности  (здания, имущества и т.п.) в оперативное управление (раздел VI Устава ) л.д. 21-26). Кроме того, из объяснений участвующих в деле лиц, а также из письменных доказательств судом установлено, что денежные средства на содержание указанного недвижимого имущества должна выделять администрация МО «……». 

                  Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. В то же время администрацией МО «Шовгеновский район» данная обязанность исполняется не в полной мере.

              Так, тот факт, что администрация МО «….» бездействует, подтверждается объяснениями его представителей Джанччатова Т.А., Керашева Н.С. и Тлевцеруковой Н.М., представлявших в суде интересы администрации, заведующей МДОУ «…» Шестаковой Л.Ф. в судебном заседании, о том, что денежные средства на эти нужды не были выделены ввиду их отсутствия.

         Из представленных материалов дела, в частности из информаций главы МО «…» л.д.6) и главы администрации МО «Шовгеновский район» л.д. 7-8) усматривается, что на территории МО «…» нет муниципальных дошкольных образовательных учреждений, а детский сад «…» в …. не функционирует с 2004 г., в связи с тем, что здание, в котором оно расположено, находится на долгосрочном ремонте. Как следует из пояснений в судебном заседании начальника Управления образования МО «…» Керашева Н.С., других зданий, приспособленных для размещения в них детских садов, на территории МО «…», нет.

       Однако суду не предоставлены доказательства факта проведения капитального ремонта МДОУ «…». Напротив из объяснений заинтересованных лиц следует, что в настоящее время ремонтные работы в указанном учреждении не производятся, а лишь разработана смета затрат на ремонт. Суд считает, что утверждение данной сметы не свидетельствует о том, что администрацией МО «…» реально обеспечено общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальных образовательных учреждениях для всех граждан МО «…….…», нуждающихся в нем.

         Суд считает, что в данном случае, в соответствии с требованиями ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г №3266-I «Об образовании», администрация МО «…», обязана организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования неопределенному кругу лиц, несовершеннолетним детям данного района, в том числе в МО «… …», однако администрацией не принимаются своевременные, достаточные и эффективные меры, направленные на обеспечение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях для всех граждан, нуждающихся в нем. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что имеется достаточно данных свидетельствующих о том, администрация МО «…..» не финансирует проведение необходимых работ по капитальному ремонту детского сада, либо не организует доступ к дошкольному образованию в ином порядке, то есть бездействует, чем нарушает гарантированное ст.43 Конституции РФ право указанных лиц на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

     … Джанчатов Т.А. не предоставил суду достаточных доказательств, свидетельствующих о законности оспариваемого бездействия администрации. Ссылки представителя администрации на то, что у органа местного самоуправления не было средств на проведение капитального ремонта здания муниципального дошкольного учреждения на территории МО «…..», суд не может принять во внимание, так как это обстоятельство не освобождает администрацию муниципального образования от их обязанности организовать общедоступное бесплатное дошкольное образование неопределенного круга несовершеннолетних лиц данного муниципального образования, путем проведения за свои средства капитального ремонта, либо в ином порядке восполнить эти недостатки.

          В связи с изложенным, суд полагает необходимым признать заявление прокурора обоснованным, а также признать незаконным, не соответствующим требованиям ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-I «Об образовании», бездействие администрации Муниципального образования «……..», заключающееся в  не принятии мер по обеспечению прав граждан, несовершеннолетних, проживающих на территории Муниципального образования «….», гарантированных статьей 43 Конституции Российской Федерации, на общедоступное дошкольное образование. Кроме этого, суд считает необходимым, обязать администрацию Муниципального образования «…»  принять эффективные меры по обеспечению конституционного права граждан на общедоступное дошкольное образование, путем путем проведения капитального ремонта в срок до 01.04.2011 года здания … муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада …....», расположенного на территории Муниципального образования «…… ….» …., хутор ….

         В соответствии с ч.2 и 3 ст. 258 ГПК РФ суд полагает необходимым направить копию решения по данному делу в течение трех дней со дня вступления его в законную силу главе администрации Муниципального образования «…» для устранения допущенного нарушения закона, а также обязать главу администрации сообщить Шовгеновскому районному суду об исполнении данного решения не позднее 02.04.2011 г.. 

         Учитывая положения п.6 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, поскольку требования прокурора признаны обоснованными, суд считает необходимым взыскать с администрации МО «…» госпошлину в размере 4000 рублей. 

        На основании изложенного, руководствуясь 258 ГПК РФ, ст. ст. 194- 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

         Признать заявление прокурора Шовгеновского района обоснованным.

        Признать незаконным, не соответствующим требованиям ст.31 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-I «Об образовании», бездействие администрации Муниципального образования «…», заключающееся в  не принятии мер по обеспечению прав граждан, несовершеннолетних, проживающих на территории Муниципального образования «…», гарантированных статьей 43 Конституции Российской Федерации, на общедоступное дошкольное образование.

              Обязать администрацию Муниципального образования «…»  принять эффективные меры по обеспечению конституционного права граждан на общедоступное дошкольное образование, путем проведения капитального ремонта в срок до 01.04.2011 года здания … муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «…», расположенного на территории Муниципального образования «…» ….

    Взыскать с  администрации Муниципального образования «Шовгеновский район» пошлину в доход государства четыре тысячи рублей.

         Направить копию настоящего решения в течение трех дней со дня вступления его в законную силу главе администрации Муниципального образования «….» для устранения допущенного нарушения закона.

          Обязать главу администрации Муниципального образования «….»  сообщить Шовгеновскому районному суду об исполнении данного решения не позднее 02.04.2011 года. 

         Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Шовгеновский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Шовгеновского района

 Республики Адыгея Дударева М. М.