К делу №2-177/2010 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «14 » октября 2010 года а. Хакуринохабль Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в составе председательствующего - судьи Дударевой М. М. с участием помощника прокурора Шовгеновского района Республики Адыгея Хагуровой Л. В., представителя ответчика - администрации муниципального образования «Шовгеновский район» Республики Адыгея Мерзаконова Б. К., предоставившего доверенность от Дата обезличена года, представителя ответчика – администрации муниципального образования «Заревское сельское поселение» ...... Трофименко И. С., предоставившего доверенность от Дата обезличена года, при секретаре Аташуковой Д. Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шовгеновского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шовгеновский район» и администрации муниципального образования «Заревское сельское поселение» о понуждении зарегистрировать в качестве бесхозяйной гидротехническое сооружение пруда ........ У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шовгеновского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шовгеновский район» о понуждении к совершению действий, в котором просит, обязать администрацию данного муниципального образования обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимое имущество – гидротехническое, сооружение ....... пруда, расположенное по адресу: ........ В последующем, в ходе судебного разбирательства, по ходатайству прокурора участвующего по делу, в качестве соответчика определением суда была привлечена администрация муниципального образования «Заревское сельское поселение», на территории которого расположен указанный пруд с гидротехническим сооружением. Обосновывая свои исковые требования, прокурор ссылается на следующие обстоятельства. Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений на территории Шовгеновского района, в ходе которой установлено, что расположенное на территории муниципального образования «Заревское сельское поселение» Шовгеновского района Республики Адыгея гидротехническое водосбросное, водоспускное и водовыпускное сооружение ......., по адресу: ... ... Названное гидротехническое сооружение (далее ГТС) является бесхозяйной недвижимостью. Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Из нормы ст.225 ГК РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Кроме того, отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности. Указное ГТС представляет потенциальную угрозу жителям близлежащих аулов и сел, так как паводок может повлечь их затопление, поскольку ГТС предназначено для их защиты от затопления, а нахождение его в бесхозяйном состоянии создает предпосылки к их разрушению, чем нарушает интересы неопределенного круга лиц. В ходе судебного разбирательства, участвующий по делу прокурор, поддержала заявленные исковые требования, уточнив, что просит, с учетом положений п. 16, 19, 20 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нормы ст.225 ГК РФ, возложить на администрацию МО «Заревское сельское поселение» обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной, недвижимое имущество - гидротехническое водосбросное, водоспускное и водовыпускное сооружение ... Представитель ответчика, администрации муниципального образования «Заревское сельское поселение», ФИО5, в ходе судебного разбирательства исковые требования прокурора признал полностью, о чем предоставил суду письменное заявление, и пояснил, что гидротехническое водосбросное, водоспускное и водовыпускное сооружение ....... пруда, расположено в границах МО «Заревское сельское поселение», ранее пруд принадлежал совхозу «Заря», а в настоящее время собственника у пруда нет, ГТС находится в аварийном состоянии. В связи с тем, что оформление документов на данный объект недвижимости требует немалых материальных затрат, а в бюджет сельского поселения поступают небольшие денежные средства, у них не было возможности обратиться регистрационную службу с заявлением о постановке указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного. Представитель ответчика администрации МО «Шовгеновский район» Мерзаканов Б.К., в ходе судебного разбирательства, пояснил, что гидротехническое водосбросное, водоспускное и водовыпускное сооружение ... пруда, расположено в границах МО «Заревское сельское поселение», следовательно, в регистрационную службу с заявлением о постановке указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного, должна обратиться администрация вышеуказанного сельского поселения. В соответствии с ч. 1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. На основании доводов прокурора, объяснений представителей ответчиков, исследовав представленные доказательства в их совокупности, дав им надлежащую оценку, судом в ходе судебного разбирательства установлено, что недвижимое имущество - гидротехническое водосбросное, водоспускное и водовыпускное сооружение ШУ-12 пруда, расположенное по адресу: ......... ...... в настоящее время не имеет собственника, то есть является бесхозяйным, требует капитального ремонта. Пруд зарос камышом и кустарником. Однако в течение длительного времени администрация муниципального образования «Заревское сельское поселение» Шовгеновского района Республики Адыгея не предпринимает каких-либо действий для того, что бы обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной этого объекта. Указанные обстоятельства подтверждаются как объяснениями сторон, так и представленными письменными доказательствами. В частности из карты Шовгеновского района Республики Адыгея л.д.26) видно, что недвижимое имущество - гидротехническое сооружение .... пруда, расположенно в границах МО «Заревское сельское поселение». Согласно уведомлению управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея от 31.08.2010 г. за исходящим № 06/005/2010-814 недвижимое имущество - гидротехническое сооружение ... ...... в настоящее время не имеет собственника л.д.28). Как видно из сообщения заместителя руководителя отдела водных ресурсов по республике Адыгея Федерального агентства водных ресурсов Кубанское бассейновое водное управление от 06.10.2010 г. исходящий №294 вышеуказанное ГТС в Российском регистре гидротехнических сооружений не числится, по предоставленным данным агентством сведениям, данный объект представляет собой водопропускные сооружения: траншейный сброс, при этом, водосбросное сооружение ...... пруда требует капитального ремонта, пруд зарос камышом и кустарником л.д. 48). Согласно требованиям ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Суд считает, что в данном случае обращение прокурора Шовгеновского района обусловлено необходимостью обеспечения прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, поскольку согласно ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся, в том числе водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; а также иные сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов; а ст. 1 названного Закона констатирует, что безопасность ГТС – свойство ГТС, позволяющее обеспечить защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на гидротехническое сооружение, которое не имеет собственника, составляют положения ст. 225 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 года №51-ФЗ, согласно которой бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую, собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.97 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственником гидротехнического сооружения, имеющим право владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением может быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации муниципальное образование, физическое или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы. Частью 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03 № 131-ФЗ, установлено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселений, организация и осуществление мероприятий по защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах отнесено к вопросам местного значения поселения. В связи с тем, что в соответствии с Законом Республики Адыгея от 01 декабря 2004 года №272 «О наделении муниципального образования «Шовгеновский район» статусом муниципального района, об образовании муниципальных образований в его составе и установлении границ» и по сведениям комитета имущественных отношений администрации МО «Шовгеновский район» от 29.09.2010 года №228, площадь указанного пруда расположена в административных границах муниципального образования «Заревское сельское поселение», и учитывая то, что в соответствии с п. 16, 19, 20 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться пруды, а также обводненные карьеры на территории поселения; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья, аналогичные положения содержатся в п.16,20 ст.65 Устава МО «Заревское сельское поселение», определением суда от 29 сентября 2010 года в качестве соответчика по делу была привлечена администрации муниципального образования «Заревское сельское поселение». Исходя из норм статей 35-39 Водного кодекса Российской Федерации и статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации обособленные водные объекты за исключением тех, что находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации» и предназначенные для муниципальных нужд находятся в муниципальной собственности. Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Согласно ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи, и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное. Таким образом, пруд, расположенный по адресу: ......... ... .... является главной недвижимой вещью, а гидротехническое сооружение на нем - обслуживающим пруд, должно следовать судьбе главной вещи. В соответствии с Положением о принятии на учет безхозяйных вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.03 № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления в территориальный орган Федеральной регистрационной службы. Согласно Устава муниципального образования Заревское сельское поселение Шовгеновского района Республики Адыгея администрация поселения обладает правами юридического лица и тем самым, в соответствии с п. 5 Положения, обладает правом постановки на учет безхозяйного недвижимого имущества. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Вместе с тем, указное ГТС представляет потенциальную угрозу жителям близлежащих аулов и сел, так как паводок может повлечь их затопление, поскольку ГТС предназначено для их защиты от затопления, а нахождение его в бесхозном состоянии создает предпосылки к их разрушению. Администрацией МО «Заревское сельское поселение» каких-либо мер по постановке указанного ГТС на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, принятию в муниципальную собственность и обеспечению безопасности до настоящего времени, не принято. Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем выполнении администрацией МО «Заревское сельское поселение» мер по решению вопросов по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории района, тем самым, нарушются законные интересы неопределенного круга лиц, - жителей района, на защиту жизни, здоровья, имущества. Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Пунктами 23, 26 части 1 статьи 3 Устава муниципального образования «Заревское сельское поселение» Республики Адыгея (принят решением Совета народных депутатов муниципального образования «Заревское сельское поселение» от 18.01.2006 года № 3) к вопросам местного значения отнесено организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. В соответствии со статьями 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др. Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит гидротехническое сооружение. В этой связи отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования Заревское сельское поселение Шовгеновского района Республики Адыгея, необращение администрации данного сельского поселения в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ. Суд не находит оснований для возложения обязанности зарегистрировать данное гидротехническое сооружение на администрацию МО «Шовгеновский район» Республики Адыгея, поскольку согласно п. 15, 20 ч.3 ст.50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также п.15, 20 ст.72 Устава данного муниципального образования, в собственности муниципального образования района, могут находиться пруды, расположенные на территориях двух и более поселений или межселенной территории муниципального образования; а также имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на этих водных объектах, охраны их жизни и здоровья. Таким образом, суд приходит к выводу, что имеются достаточные основания для удовлетворения исковых требований прокурора и возложения на администрацию муниципального образования «Заревское сельское поселение» обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйное имущество – гидротехническое водосбросное, водоспускное и водовыпускное сооружение ...... пруда, расположенное по адресу: Республика Адыгея, Шовгеновский район, в границах муниципального образования «Заревское сельское поселение», находящееся примерно в ...... При вынесении решения по делу, суд также учитывает, что представитель МО « Заревкое сельское поселение» полностью признал исковые требования прокурора. Суд разъяснил сторонам последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ч.2 ГПК РФ, а именно удовлетворение изложенного и нем требования. В данном случае, признание требования прокурора не нарушает прав и законных интересов других лиц, поэтому суд принимает от представителя МО «Заревское сельское поселение» ФИО5 признание исковых требований прокурора. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым направить копию решения по данному делу в течение трех дней со дня вступления его в законную силу главе администрации Муниципального образования «Заревское сельское поселение» для устранения допущенного нарушения закона, а также обязать главу администрации сообщить Шовгеновскому районному суду Республики Адыгея об исполнении данного решения не позднее 01.12.2010 года. Учитывая положения п.6 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, поскольку исковые требования прокурора признаны обоснованными, суд считает необходимым взыскать с администрации МО «Заревское сельское поселение» за счет ее бюджета госпошлину в размере 4000 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Удовлетворить исковые требования прокурора Шовгеновского района Республики Адыгея. Обязать администрацию муниципального образования «Заревское сельское поселение» Шовгеновского района Республики Адыгея обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйное имущество – гидротехническое водосбросное, водоспускное и водовыпускное сооружение ....... пруда, расположенное по адресу: ... ......... Взыскать с администрации Муниципального образования «Заревское сельское поселение» за счет бюджета данного муниципального образования в доход государства пошлину четыре тысячи рублей. Направить копию настоящего решения в течение трех дней со дня вступления его в законную силу главе администрации Муниципального образования «Заревское сельское поселение» для устранения допущенного нарушения закона. Обязать главу администрации Муниципального образования «Заревское сельское поселение» сообщить Шовгеновскому районному суду Республики Адыгея об исполнении данного решения не позднее 01.12.2010 года. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Шовгеновский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: Судья Шовгеновского районного суда М. М. Дударева