решение от 19.03.2012 года.



                                                                                                к делу № 2-50/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«19» марта 2012 года                                                              а. Хакуринохабль

Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего - судьи Беданокова В.А.,

при секретаре Ачмизовой А.Ю.,

с участием представителя истицы Амирханова А.Б., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в реестре за Д-51, нотариусом Майкопского городского нотариального округа Васильевой Т.В.,

представителя ответчика администрации муниципального образования «Шовгеновский район» специалиста 1 категории отдела правового и кадрового обеспечения администрации МО «Шовгеновский район» Устовой Л.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Теучеж А. к администрации муниципального образования «Шовгеновский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании субсидиарно в пользу Теучеж А.М., состоящей в льготном списке администрации МО «Шовгеновский район» граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, составом три человека, социальную выплату на приобретение жилья в размере 1 255 500 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Теучеж А.М. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Шовгеновский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании субсидиарно в пользу Теучеж А.М., состоящей в льготном списке администрации МО «Шовгеновский район» граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, составом три человека, социальную выплату на приобретение жилья в размере 1 255 500 рублей, мотивируя свои доводы она является сиротой, распоряжением главы администрации МО «Шовгеновский район» от ДД.ММ.ГГГГ - р и на основании ст. 51,52 ЖК РФ истица была поставлена на жилищный учет в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи три человека. Родители истицы: отец - Шевоцуков М.Б., умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем была сделана запись акта о смерти за . Мать - Капитонова Л.А., умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актовой записью о смерти за . Закрепленного за истицей жилья не располагалось, с 2006 года она находилась на полном гособеспечении и обучалась в Майкопском государственном гуманитарно - техническом колледже АГУ и получала выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О материальном обеспечении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».ДД.ММ.ГГГГ между истицей и Теучеж Ю.Ю. был зарегистрирован брак отделом ЗАГС города Майкопа Управления ЗАГС Республики Адыгея. От данного брака у них имеется ребенок Теучеж А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Своего собственного жилья истица не имеет, какого - либо жилого помещения в собственности ни у нее, ни у членов ее семьи и приобрести его своими силами и за свой счет они не в состоянии, так как живут за чертой бедности. Справкой администрации муниципального образования «Шовгеновский район» от ДД.ММ.ГГГГ истица была включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и поставлена на жилищный учет комиссии при администрации МО «Шовгеновский район» с 14 ноября 2011 года. Распоряжением главы администрации МО «Шовгеновский район» от ДД.ММ.ГГГГ -р семья истицы Теучеж А.М. составом три человека была поставлена на жилищный учет граждан, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и была включена в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения. Конституция Российской Федерации в ст. 40 обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Тем самым определение круга лиц, имеющих право на предоставление бесплатного жилья, отнесено к компетенции законодателя, который в п.1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что дети - сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех типов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм. То есть, как считает истица право на получение жилья или социальной выплаты для его приобретения у нее возникло с момента признания ее сиротой и постановки на жилищный учет. Это право нарушено, и выражается в бездействии ответчика, так как жилое помещение, либо социальная выплата истице предоставлены не были, что нарушает ее Конституционные права как гражданина Российской Федерации, согласно которым истица имеет законное право на получение жилого помещения. Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).Таким образом установление какой - либо очередности при получении социальной выплаты на приобретение жилого помещения орган местного самоуправления не вправе устанавливать самостоятельно, тем более, если такое обстоятельство противоречит Федеральному законодательству. В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями и дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Пункт 1 ст. 8 дополнен также следующим абзацем «Дополнительные гарантии прав детей - сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество, а также жилое помещение устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации, и относятся к расходным обстоятельствам субъектов российской Федерации». Учитывая Закон РА от ДД.ММ.ГГГГ , Закон РА ДД.ММ.ГГГГ , Постановлением Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездная целевая субсидия на приобретение жилого помещения детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, предоставляются по решению глав муниципальных образований и городских округов Республики Адыгея с момента письменного обращения гражданина с заявлением в орган исполнительной власти по вопросу получения жилого помещения. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления государственных полномочий РА по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» средства, на приобретение жилого помещения устанавливаются с учетом средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемого Министерством Регионального развития Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея Министерство финансов Республики Адыгея выделяет муниципальным районам и городским округам Республики Адыгея субвенции на выдачу безвозмездных субсидий на приобретение жилого помещения детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, исходя из предусмотренных на эти цели средств республиканского бюджета Республики Адыгея и количества лиц данной категории, состоящих на учете на улучшение жилищных условий по месту их выявления и первичного устройства. Средства на предоставление безвозмездных субсидий на приобретение жилого помещения детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ежегодно предусматриваются отдельной строкой в республиканском бюджете Республики Адыгея из реальных возможностей республиканского бюджета Республики Адыгея и расчета потребности, предоставляемой в Министерство Финансов Республики Адыгея Министерством образования и науки Республики Адыгея с учетом средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья. В соответствии с приказом Министерства Регионального Развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на первый квартал 2012 года и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на первый квартал 2012 года» установлена цена (в рублях) одного квадратного метра жилой площади, для расчета размера субсидий на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета, и которая в Республике Адыгея равна 23250 рублей. С учетом приведенных выше норм формирование администрацией МО «Шовгеновский район» списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, а также на получение социальной выплаты, на приобретение жилого помещения не соответствует требованиям Федерального Законодательства и нарушает права граждан такой категории лиц, поскольку внеочередное предоставление жилья предполагает незамедлительное обеспечение жильем граждан из числа детей - сирот, и детей оставшихся без попечения родителей после наступления соответствующих обстоятельств. Органы государственной власти субъектов РФ вправе в соответствии законодательством РФ устанавливать региональные стандарты социальной площади жилья. Однако при перераспределении средств федерального бюджета между субъектами РФ Правительство РФ будет руководствоваться федеральным стандартом. Федеральный стандарт нормы площади жилья определяется, исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв.м. общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей их трех или более человек, 42 кв.м. - на семью из двух человек, 33 кв.м. - на одиноко проживающих граждан. Следовательно, региональный стандарт социальной нормы площади жилья не может быть ниже федерального. Таким образом, как считает истица, она имеет законное право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения из расчета состава семьи 3 (три) человека в размере 54 кв.м., что составляет сумму социальной выплаты равной 1255500 рублей.

Представитель истицы по доверенности Амирханова А.Б. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме и просил суд удовлетворить их.

Истица Теучеж А.М., извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного заседания не явилась и не известила суд о причинах своей неявки. В связи с чем, в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ, судья счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие истицы Теучеж А.М.

Представитель ответчика - специалист 1 категории отдела правового и кадрового обеспечения администрации МО «Шовгеновский район» Устова Л.М. в судебном заседании признала исковые требования прокурора Шовгеновского района в полном объеме, о чем представила суду письменное заявление, которое также приобщено к материалам дела.

Ответчик - представитель Министерства образования и науки РА, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания не явился. Однако, первый заместитель Министра предоставила суду письменное заявление с просьбой рассмотреть данное дело в отсутствие их представителя и возражение на исковое заявление. При этом в возражении указала, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Финансовое обеспечение данных гарантий является расходным обязательством субъекта РФ. Согласно ст. 19 Федерального Закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» полномочиями республики Адыгея по обеспечению жильем детей сирот наделены городские округа и муниципальные районы Республики Адыгея. Пунктом 3 ст. 20 Федерального Закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. На основании статьи 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Постановлением кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, в соответствии с которым по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения. Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и плановый перио<адрес> 2014 годов» предусмотрены средства на обеспечение жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа не имеющих закрепленных жилых помещений, которые направлены в местные бюджеты. В местный бюджет муниципального образования «Шовгеновский район» направлено 2 831, 4 тыс. рублей. Кроме того, Министерство образования и науки Республики Адыгея являясь казенным учреждением, выполняет функции администратора субвенций местным бюджетам на выполнение государственных полномочий по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, предусмотренных вышеназванным законом о республиканском бюджете. Расходов на обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством по министерству образования и науки Республики Адыгея не предусмотрено.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Изучив представленные истицей письменные доказательства, выслушав пояснения сторон, принимая во внимание доводы заместителя Министра образования и науки Республики Адыгея, изложенные в письменном возражении, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд считает, что требования прокурора истицы Теучеж А.М. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в ходе судебного разбирательства Теучеж А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, .... <адрес> является сиротой, что подтверждается копией свидетельства о смерти матери- Капитоновой Л.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена актовая запись о смерти за (л.д.12); копией свидетельства о смерти отца - Шевоцуков М.Б., умершего ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти за (л.д.11). Теучеж А.М. не имеет закрепленного за ней жилого помещения, проживает по адресу: РА, <адрес>, где снимает квартиру. На основании распоряжения главы администрации МО «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ Теучеж А.М. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации МО «<адрес>» составом семьи три человека в льготной очереди на получение жилья. Однако, социальная выплата ей не предоставлена.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств.

Так, согласно копии свидетельства о рождении серии VIII - АГ , Шевоцукова А.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ, в ст. Брюховецкая .... <адрес>. В графе отец указан Шевоцуков М.Б., в графе мать указана Капитонова Л.А. (л.д. 13).

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной секретарем жилищной комиссии администрации МО «<адрес>» ...., Теучеж А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи из 3 человек состоит на учете жилищной комиссии при администрации МО «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).

Согласно копии распоряжения главы администрации МО «Шовгеновский район» Хуажева Н.Х. -р от ДД.ММ.ГГГГ Теучеж А.М. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации МО «<адрес>» составом семьи три человека в льготной очереди на получение жилья (л.д. 5).

Согласно копии справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ начальником .... ТИ по <адрес> Т..., по данным отделения ТИ по <адрес> филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по <адрес> за Теучеж А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ее несовершеннолетним сыном Теучеж А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, домовладение, квартира, земельный участок под застройку в <адрес> не числится (7).

Согласно копии справки, выданной ДД.ММ.ГГГГ начальником .... <адрес> отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», по данным отделения .... <адрес> отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Краснодпрскому краю за Теучеж А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ее несовершеннолетним сыном Теучеж А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, домовладение, квартира, земельный участок под застройку в Брюховецком районе не числится (8).

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> следует, что за Теучеж Ю.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют (л.д.14).

Из справки, выданной начальником Управления строительства ЖКХ и архитектуры МО «<адрес>» от 12.12.2011 года следует, что информация о наличии земельного участка, под строительство жилого дома принадлежащем домовладении на имя Теучеж Ю.Ю. отсутствует (л.д.15).

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея (Кошехабльский ....) следует, что за Теучеж А.Ю., 11.06.2011 года рождения в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют (л.д.18).

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея (Кошехабльский ....) следует, что за Теучеж А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют (л.д.19).

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданного 12.12.2011 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю следует, что за Теучеж А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав этого субъекта отсутствуют (л.д.20).

Согласно копии свидетельства о рождении I- АЗ , выданного .... <адрес> .... Республики Адыгея Теучеж А.Ю., родился 11.06.2011 года в <адрес>, Республики Адыгея, о чем составлена запись акта о рождении за , в графе отец значится Теучеж Ю.Ю., в графе мать - Теучеж А. (л.д.9).

Из копии свидетельства о заключении брака I-АЗ , выданного .... <адрес> .... Республики Адыгея, следует, что Теучеж Ю.Ю. и Шевоцукова А.М. заключили брак 13.08.2010 года, о чем составлена запись акта о заключении брака за (л.д.10).

Из копии свидетельства о смерти II-АГ , выданного .... района Краснодарского края 20.09.2006 года, следует, что Шевоцуков М.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер 16.09.2006 года в <адрес>, .... района, Краснодарского края, о чем составлена запись акта о смерти за (л.д.11).

Из копии свидетельства о смерти II-АГ , выданного .... <адрес> 06.07.2004 года, следует, что Капитонова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла 20.06.2004 года в <адрес>, .... <адрес>, о чем составлена запись акта о смерти за (л.д.12).

Из копии справки, выданной председателем комиссии по опеке и попечительству администрации МО «<адрес>» от 19.05.2011 года, следует, что Теучеж А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и закрепленного за ней жилья в <адрес> нет (л.д.16).

Из справки, выданной директором Майкопского государственного гуманитарно - технического колледжа № 97 от 19.05.2011 года, следует, что Шевоцукова А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучалась в Майкопском государственном гуманитарно - техническом колледже Адыгейского государственного университета (студента из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) находилась на полном государственном обеспечении в колледже и с сентября 2006 года по июнь 2008 года получала выплаты в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07 ноября 2005 года № 659 «О материальном обеспечении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д.17).

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Согласно п.1 ст.8 Федерального закона на основании ФЗ РФ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Соответственно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

Статьей 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Шовгеновский район» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством.

В целях реализации гарантии права на жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 октября 2011 года №219 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

В силу п. 5 Порядка предусмотрено, что объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 кв. м. общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех или более человек, 42 кв.м. - на семью из двух человек, 33 кв. м. - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.5 приложения к Порядку, предоставление выплат осуществляется органом местного самоуправления за счет средств, поступающих в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение жильем детей - сирот.

Пунктом 10 этого же Порядка по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением к вышеуказанному Порядку.

На основании частей 2 и 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея.

Согласно статье 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; обеспечивает результативность, целевой характер исполнения бюджетных средств; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьей.

Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному акту.

При таких обстоятельствах, суд считает, что ответственность по обеспечению жильем Теучеж А.М. относящейся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть возложена на администрацию МО «Шовгеновский район». Вместе с тем, суд считает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея должно нести субсидиарную ответственность по настоящему иску.

Учитывая, что Приказом Министерства Регионального Развития Российской Федерации от 09.12.2011 года № 299 «О нормативе стоимости квадратного метра общей площади жилья на первый квартал 2012 года и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий кварта 2011 года» установлена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в Республике Адыгея - 23 250 рублей, и в связи с чем, Теучеж А.М. подлежит социальная выплата в размере 1255500 рублей, из расчета 23250 х 54 кв. м.

При вынесении решения по делу, суд учитывает также, что ответчик- администрация муниципального образования «Шовгеновский район» полностью признала исковые требования истицы Теучеж А.М.

При таких обстоятельствах, суд считает, что Теучеж А.М. имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в размере 1255500 рублей, которая подлежит взысканию в ее пользу с администрации МО «Шовгеновский район» за счет субвенций муниципальных районов на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые Теучеж А. к администрации муниципального образования «Шовгеновский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворить.

Взыскать с администрации муниципального образования «Шовгеновский район» за счет субвенций, предоставляемых Министерством образования и науки Республики Адыгея бюджету муниципального образования «Шовгеновский район» на обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Теучеж А. социальную выплату в размере 1255500 (один миллион двести пятьдесят пять тысяч пятьсот) рублей на приобретение жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Шовгеновский районный суд в месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.      

Судья Шовгеновского

районного суда                                                                                        Беданоков В.А.