к делу № 2-137/2012г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«27» апреля 2012 года а. Хакуринохабль
Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего - судьи Беданокова В.А.,
при секретаре Ачмизовой А.Ю.,
с участием помощника прокурора Шовгеновского района Даурова Т.П.,
истцов: Шовгенова Т.С., Шовгенова М.П., Шовгенову А.Х., Шовгенову С.М,, которая также является законным представителем несовершеннолетнего Шовгенов С.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
представителя ответчика администрации муниципального образования «Шовгеновский район» Джанчатова Т.А., действующего на основании доверенности от 10.01. 2012 года,
представителя ответчика Министерства строительства, транспорта, жилищно - коммунального хозяйства и дорожного хозяйства Республики Адыгея Холиной И. Г., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, Шебанец М. Р., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Главного управления МЧС России по Республике Адыгея Лотаковой З. Р., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шовгеновского района в интересах Шовгенова Т.С., Шовгенова М.П., Шовгенову А.Х., Шовгенову С.М,, Шовгенов С.М. к администрации муниципального образования «Шовгеновский район», ГУ МЧС РФ, Министерству строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о признании жилого дома, принадлежащего Шовгеновой Т.С. аварийным и непригодным для проживания, вследствие чрезвычайной ситуации, паводка, имевшего место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района; о признании Шовгеновой Т.С. имеющей право на получение именного государственного жилищного сертификата; об обязании ответчиков включить спорный жилой дом в сводный реестр жилых помещений непригодных для постоянного проживания, а Шовгенову Т.С. и членов ее семьи (Шовгенова М.П., Шовгенову А.Х., Шовгенову С.М,, Шовгенов С.М.) включить в дополнительный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района, Республики Адыгея, направив их в уполномоченные федеральные органы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шовгеновского района обратился в Шовгеновский районный суд в интересах Шовгенова Т.С., Шовгенова М.П., Шовгенову А.Х., Шовгенову С.М,, Шовгенов С.М. к администрации муниципального образования «Шовгеновский район», ГУ МЧС РФ, Министерству строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о признании жилого дома, принадлежащего Шовгеновой Т.С. аварийным и непригодным для проживания, вследствие чрезвычайной ситуации, паводка, имевшего место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района; о признании Шовгеновой Т.С. имеющей право на получение именного государственного жилищного сертификата; об обязании ответчиков включить спорный жилой дом в сводный реестр жилых помещений непригодных для постоянного проживания, а Шовгенову Т.С. и членов ее семьи (Шовгенова М.П., Шовгенову А.Х., Шовгенову С.М,, Шовгенов С.М.) включить в дополнительный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района, Республики Адыгея, направив их в уполномоченные федеральные органы, мотивируя свои доводы тем, что прокуратурой Шовгеновского района по результатам проведения проверки исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и в связи с поступлением обращения Шовгеновой Т.С. выявлены нарушения ее прав и прав членов ее семьи при оказании помощи при ликвидации последствий дождевого паводка, приведшего к разливу р. Фарс и имевшего место на территории Шовгеновского района в период ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время правовую основу возмещения ущерба, вследствие чрезвычайных ситуаций составляет Конституция РФ, ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», п. 15 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденную МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В частности, согласно ч.1 и 2 ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления, индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. При этом, в соответствии с п.2 пп.а) постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» органы исполнительной власти субъектов РФ при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ для ликвидации чрезвычайных ситуаций, могут обращаться в Правительство РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом данные бюджетные ассигнования выделяются органам исполнительной власти субъектов РФ в том числе для погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации. Исходя из положений данных нормативных правовых актов, основанием для включения жилых помещений как непригодных для постоянного проживания в сводный реестр и граждан в список на получение государственных жилищных сертификатов, в качестве лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации установление факта непригодности (аварийности) жилого помещения для постоянного проживания граждан непосредственно в результате воздействия стихийного бедствия. В соответствии с позицией Минфина РФ место нахождения поврежденного имущества в зоне, произошедшей чрезвычайной ситуации и его принадлежность гражданину, претендующему на получение финансовой помощи, могут быть подтверждены документами на право собственности гражданина на жилое помещение, в котором находилось поврежденное имущество, либо наличием у гражданина регистрации по месту нахождения поврежденного имущества. При этом, в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п. 20, 34 постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также постановление Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий действует на постоянной основе с учетом денежных средств, закладываемых в него ежегодно в соответствии с федеральным бюджетом. Соответственно, потребность в получении денежных средств из него при установлении факта нарушения права гражданина, закрепленного в ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. От чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в целом не может быть обусловлена какими - либо сроками, кроме сроков исковой давности, поскольку иное не вытекает из ГК РФ, указанного федерального закона и постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий». В этой связи основанием для получения указанных средств является уже не акт государственного органа, а решение суда. В соответствии с п.п. 33, 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: - ухудшения, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно - эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Кроме того, согласно п.п. 6,7 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ осуществляется Минфином РФ на основании решения правительства РФ, подготовленного МЧС РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата. Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт. Или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в МЧС РФ, которое после согласования списка направляется его в Минфин РФ для осуществления последующего погашения сертификатов. Внесение в утвержденный список изменений осуществляется в том же порядке. Также в соответствии с п.п.1,3,4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного МЧС РФ, Минстроем РФ и Минфином РФ во исполнение постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Для включения в списки пострадавших граждан РФ необходима справка органов местного самоуправления подтверждающего факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. При этом списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта РФ, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта РФ. С учетом изложенного и как следует из заявления Шовгеновой Т.С. и не оспаривается администрацией МО «Шовгеновский район» их домовладение, находящееся по адресу: а. <адрес> <адрес> находилось в зоне затопления. Факт принадлежности домовладения А.Х. Шовгенова Т.С. подтверждается информацией из похозяйственной книги администрации МО «Хатажукайское сельское поселение»(кн. №, стр. 43, л/сч. 162), а также сведениями из отделения ТИ по Шовгеновскому району филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РА. На момент паводка в домовладении было прописано 4 человека, являющихся родственниками и членами семьи собственника домовладения- Шовгеновой Т.С. По результатам деятельности межведомственной комиссии при администрации МО «Шовгеновский район» по вопросам ликвидации последствий дождевого паводка на <адрес> Шовгенова Т.С. с членами ее семьи (Шовгенов М.П., Шовгенову А.Х. Шовгенову С.М,) были включены в списки на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека. Между тем, в соответствующих актах данной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ вопрос об аварийности жилого дома решен не был, хотя вода его затапливала внутри и стояла в нем некоторое время после паводка, в связи с чем, начали развиваться негативные тенденции к разрушению пола, потолка и стен. В ходе прокурорской проверки с выходом на место было установлено, что в результате подмыва паводковыми водами дома <адрес> произошли существенные деформации стен, потолочных перекрытий и пола в значительной части дома, в связи с чем, было рекомендовано получить заключение специалиста в области строительства. Будучи несогласными с не признанием дома аварийным, пострадавшие провели строительно - техническую экспертизу от ДД.ММ.ГГГГ (независимый строительный эксперт Дурдыкулиев А.К.) в результате которой выявлено, что обследуемое здание полностью находилось в воде, в результате чего грунтовое основание под ленточным фундаментом подверглось неравномерным осадкам. Несущие стены здания, конструкции покрытия получили сквозные трещины с шириной раскрытия до 40 -50 мм и длиной до 3 метров. Произошли искривления стен и разрушение отдельных углов здания. В результате диффузии влага поднимаясь вверх, вызывала образование грибков на стенах, полах, и других элементах здания. Конструкции деревянных полов и другие элементы здания, находящиеся ниже уровня полов сильно влажны, имеются грибки. Горизонтальные гидроизоляции отсутствуют, поэтому грибки могут распространяться и выше по стенам здания, а наличие грибков в жилых помещениях вызывает нанесение вреда здоровью человека, что недопустимо по СанПиНам. Физический износ конструкций здания составляет 80 %. Таким образом, визуально - инструментальным обследованием выявлены серьезные недостатки по обеспечению безопасной эксплуатации данного здания жилого дома. Техническое состояние конструкций дома и здания в целом оценивается как неудовлетворительное. Категория технического состояния конструкций здания в целом оценивается как аварийное, характеризующееся повреждениями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, которые могут вызвать потерю устойчивости здания, капитальный ремонт технически невозможен и экономически нецелесообразен. Исходя из вышеизложенного эксперт сделал оценку, что безопасная эксплуатация обследуемого здания домовладения по адресу: а. <адрес> <адрес>, недопустима. Между тем, в ходе прокурорской проверки на основании поручения прокуратуры района межведомственной комиссией администрации МО «Шовгеновский район» ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование данного домовладения и согласно выводов комиссии, изложенных в акте обследования, заключении о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, комиссия приняла решение о пригодности данного жилого дома для проживания, и что он с учетом имеющихся повреждений подлежит капитальному ремонту. По мнение прокурора с данными выводами комиссия нельзя согласиться по указанным в акте строительно - технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (независимый строительный эксперт Дурдыкулиев А.К.) основаниям, поскольку имеющиеся у дома повреждения свидетельствуют о прогрессирующем характере их разрушительного воздействия. К тому же члены комиссии были проинформированы о наличии заключения независимого эксперта, однако его проигнорировали. Кроме того, наличие грибков в жилых помещениях вызывает нанесение вреда здоровью человека, что недопустимо по СанПиНам. В связи с изложенным, имело место повреждение жилого дома, по указанному адресу в результате воздействия паводковых вод, в связи с чем, его жилые помещения стали непригодными для постоянного проживания семьи Шовгеновых и соответственно согласно п.п. а) вышеуказанного постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № собственник дома Шовгенова Т.С. с учетом количества проживавших на момент паводка в обследованном доме членов семьи, имеет право на получение государственного жилищного сертификата и погашения его в установленном порядке. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор имеет право по обращению гражданина обратиться в суд с иском (заявлением) о защите его социальных прав. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения прокурора с данными исковыми требованиями в суд.
В ходе судебного заседании ДД.ММ.ГГГГ от помощника прокурора Шовгеновского района Даурова Т.П. поступило уточнение к исковому заявлению, из которого следует, что прокуратурой Шовгеновского района по результатам проведения проверки исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и в связи с поступлением обращения Шовгеновой т.С. выявлены нарушения ее прав и прав членов ее семьи при оказании помощи при ликвидации последствий дождевого паводка, приведшего к разливу р. Фарс и имевшего место на территории Шовгеновского района в период ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ. Ранее в первоначальном исковом заявлении было указано, что на момент паводка в домовладении проживало и было зарегистрировано 4 человека, являющихся родственниками и членами семьи собственника домовладения - Шовгеновой Т.С. Однако, в ходе судебного разбирательства было установлено, что в данном домовладении также проживает внук хозяйки домовладения - Шовгенов С.М., 2001 года рождения, который ранее был учтен при осуществлении выплат единой материальной помощи. Указанное обстоятельство требует уточнения исковых требований, в связи с необходимостью включения его в число соистцов.
В судебном заседании помощник прокурора Шовгеновского района Дауров Т.П. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении и в уточнении к исковому заявлению и просил суд признать жилой дом, принадлежащего Шовгеновой Т.С. аварийным и непригодным для проживания, вследствие чрезвычайной ситуации, паводка, имевшего место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района; признать Шовгенову Т.С. имеющей право на получение именного государственного жилищного сертификата; обязать ответчиков включить спорный жилой дом в сводный реестр жилых помещений непригодных для постоянного проживания, а Шовгенову Т.С. и членов ее семьи (Шовгенова М.П., Шовгенову А.Х., Шовгенову С.М,, Шовгенов С.М.) включить в дополнительный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района, Республики Адыгея, направив их в уполномоченные федеральные органы.
В судебном заседании истица Шовгенова Т.С. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении и в уточнении к исковому заявлению и просила суд признать жилой дом, принадлежащий ей аварийным и непригодным для проживания, вследствие чрезвычайной ситуации, паводка, имевшего место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района; признать ее - Шовгенову Т.С. имеющей право на получение именного государственного жилищного сертификата; обязать ответчиков включить спорный жилой дом в сводный реестр жилых помещений непригодных для постоянного проживания, а ее - Шовгенову Т.С. и членов ее семьи (Шовгенова М.П., Шовгенову А.Х., Шовгенову С.М,, Шовгенов С.М.) включить в дополнительный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района, Республики Адыгея, направив их в уполномоченные федеральные органы.
В судебном заседании истец Шовгенов М.П. поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении и в уточнении к исковому заявлению и просил суд признать жилой дом, принадлежащего Шовгеновой Т.С. аварийным и непригодным для проживания, вследствие чрезвычайной ситуации, паводка, имевшего место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района; признать Шовгенову Т.С. имеющей право на получение именного государственного жилищного сертификата; обязать ответчиков включить спорный жилой дом в сводный реестр жилых помещений непригодных для постоянного проживания, а Шовгенову Т.С. и членов ее семьи (Шовгенова М.П., Шовгенову А.Х., Шовгенову С.М,, Шовгенов С.М.) включить в дополнительный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района, Республики Адыгея, направив их в уполномоченные федеральные органы.
В судебном заседании истица Шовгенова А.Х., которая также является законным представителем несовершеннолетнего Шовгенова С.М., поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении и в уточнении к исковому заявлению и просила суд признать жилой дом, принадлежащего Шовгеновой Т.С. аварийным и непригодным для проживания, вследствие чрезвычайной ситуации, паводка, имевшего место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района; признать Шовгенову Т.С. имеющей право на получение именного государственного жилищного сертификата; обязать ответчиков включить спорный жилой дом в сводный реестр жилых помещений непригодных для постоянного проживания, а Шовгенову Т.С. и членов ее семьи (Шовгенова М.П., Шовгенову А.Х., Шовгенову С.М,, Шовгенов С.М.) включить в дополнительный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района, Республики Адыгея, направив их в уполномоченные федеральные органы.
В судебном заседании истица Шовгенова С.М. подержала доводы, изложенные в исковом заявлении и в уточнении к исковому заявлению и просила суд признать жилой дом, принадлежащего Шовгеновой Т.С. аварийным и непригодным для проживания, вследствие чрезвычайной ситуации, паводка, имевшего место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района; признать Шовгенову Т.С. имеющей право на получение именного государственного жилищного сертификата; обязать ответчиков включить спорный жилой дом в сводный реестр жилых помещений непригодных для постоянного проживания, а Шовгенову Т.С. и членов ее семьи (Шовгенова М.П., Шовгенову А.Х., Шовгенову С.М,, Шовгенов С.М.) включить в дополнительный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района, Республики Адыгея, направив их в уполномоченные федеральные органы.
В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования «Шовгеновский район» Джанчатов Т.А., возражал против удовлетворения искового заявления прокурора Шовгеновского района и при этом пояснил, что действительно домовладение Шовгеновой Т.С. подверглось затоплению в мае 2011 года в результате паводка в Республике Адыгея. Главой администрации МО «Шовгеновский район» была создана межведомственная комиссия при администрации МО «Шовгеновский район» по вопросам ликвидации последствий дождевого паводка на р. Фарс. В результате деятельности данной комиссии было обследование домовладение, расположенное по адресу: а. <адрес> <адрес> и составлен акт. В связи с этим, Шовгенова Т.С. с членами ее семьи (Шовгенов М.П., Шовгенову А.Х., Шовгенову С.М,, Шовгенов С.М.) были включены в списки на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей. Кроме того. Джанчатов Т.А. пояснил, что по результатам обследования домовладения, расположенного по адресу: РА, <адрес>, а. <адрес>, <адрес>. 18, межведомственной комиссией было составлено заключение о том, что вышеуказанное домовладение пригодно для проживания после проведения капитального ремонта. В связи с этим, просит суд отказать истцам в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика Главного Управления МЧС России по <адрес>, Лотакова З.Р. возражала против удовлетворения искового заявления прокурора Шовгеновского района в защиту интересов Шовгенова Т.С., Шовгенова М.П., Шовгенову А.Х., Шовгенову С.М,, Шовгенов С.М. к администрации муниципального образования «Шовгеновский район», ГУ МЧС РФ, Министерству строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о признании жилого дома, принадлежащего Шовгеновой Т.С. аварийным и непригодным для проживания, вследствие чрезвычайной ситуации, паводка, имевшего место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района; о признании Шовгеновой Т.С. имеющей право на получение именного государственного жилищного сертификата; об обязании ответчиков включить спорный жилой дом в сводный реестр жилых помещений непригодных для постоянного проживания, а Шовгенову Т.С. и членов ее семьи (Шовгенова М.П., Шовгенову А.Х., Шовгенову С.М,, Шовгенов С.М.) включить в дополнительный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района, Республики Адыгея, направив их в уполномоченные федеральные органы, мотивируя тем, что в мае 2011 года в а. Кабехабль произошла чрезвычайная ситуация - дождевой паводок, в результате которого пострадали домовладения граждан. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», по обращению Главы Республики Адыгея, Правительством Российской федерации были даны поручения о подготовке документов, связанных с выделением бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий для финансового обеспечения мероприятий по ликвидации последствий паводка, произошедшего на территории Республики Адыгея в мае 2011 года. Главой администрации МО «Шовгеновский район» была создана межведомственная комиссия при администрации МО «Шовгеновский район» по вопросам ликвидации последствий дождевого паводка на р. Фарс. В результате деятельности данной комиссии было обследование домовладение, расположенное по адресу: а. <адрес> <адрес> и составлен акт. В связи с этим, Шовгенова Т.С. с членами ее семьи (Шовгенов М.П., Шовгенову А.Х., Шовгенову С.М,, Шовгенов С.М.) были включены в спискина получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей. Просила суд отказать истцам в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представители ответчика Министерства строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Холина И.Г. и Шебанец М.Р. возражали против удовлетворения искового заявления, мотивируя тем, что действительно в мае 2011 года в а. Кабехабль произошла чрезвычайная ситуация - дождевой паводок, в результате которого пострадало домовладение Шовгеновой Т.С. В связи с чем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», по обращению Главы Республики Адыгея, Правительством Российской федерации были даны поручения о подготовке документов, связанных с выделением бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий для финансового обеспечения мероприятий по ликвидации последствий паводка, произошедшего на территории Республики Адыгея в мае 2011 года. В соответствии с данными поручениями на основании списков граждан, лишившихся жилья в результате паводка в мае 2011 года и актов обследования домовладений, признанных неподлежащими восстановлению составленных муниципальными образованиями Республики Адыгея, Министерство строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства РА осуществляло подготовку документов на получение государственных жилищных сертификатов гражданами, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации - паводка, произошедшего в мае 2011 года на территории Республики Адыгея. Согласно вышеуказанного Постановления Главой администрации МО «<адрес>» была создана межведомственная комиссия при администрации МО «<адрес>» по вопросам ликвидации последствий дождевого паводка на <адрес>, которая обследовала домовладение, расположенное по адресу: а. <адрес> и составила акт. В связи с чем, А.Х. Шовгенова Т.С. и члены ее семьи (Шовгенов М.П., Шовгенову А.Х., Шовгенову С.М,, Шовгенов С.М.) были включены в списки на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей. Кроме того, по результатам обследования домовладения, расположенного по адресу: РА, <адрес>, <адрес> <адрес>. 18, межведомственной комиссией было составлено заключение о том, что вышеуказанное домовладение пригодно для проживания после проведения капитального ремонта. В связи с изложенным, просили суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, а также представленные сторонами письменные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствие с абзацем 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно пп. «а» п. 12. Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются в целях погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В соответствие с п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
В судебном заседании установлено, что в период с 23 по ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> в а. <адрес> Республики Адыгея, был подтоплен паводковыми водами на территории Республики Адыгея, что не оспаривается ответчиками. В следствие указанного паводка и согласно строительно-технической экспертизе от ДД.ММ.ГГГГ, общая оценка технического состояния конструкций при обследовании жилого дома <адрес>, в а. <адрес> - как аварийное, характеризующееся повреждениями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушениями, которые могут вызвать потерю устойчивости здания. Физический износ конструкций здания оценивается в порядке 80%. В связи со значительным физическим и моральным износом здания жилого дома капитальный ремонт с доведением конструкций с учетом требований по нагрузкам, сейсмоустойчивости, теплоустойчивости и СаНПиН технически невозможен. Причиной аварийного состояния объекта экспертизы является длительное подтопление и переувлажнение паводковыми и ливневыми водами основания фундамента с потерей последним несущей способности, что также повлияло на проявление и развитие деформации и повреждения других несущих и ограждающих конструктивных элементов здания (л.д. 65-77).
Согласно заключения технической экспертизы по обследованию технического состояния конструкций здания одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: РА, <адрес>, а. <адрес> <адрес> обследуемый объект - одноэтажный жилой дом находился целиком в воде, в связи с чем, образовались трещины во всех несущих конструкциях, шириной до 40 -50 мм и длиной до 3 метров. Произошли искривления несущих стен и разрешения отдельных углов здания. Физический износ конструкций, вызванный затоплением здания данного жилого дома составляет 80%. В результате диффузий влага, поднимаясь вверх по стене, вызывает образование грибков. Конструкции деревянных полов влажные, выглядываются следы образования грибков, наблюдаются и многие другие дефекты. Техническое состояние конструкций здания и здания в целом оценивается как неудовлетворительное. Категория технического состояния конструкций здания оценивается как аварийное, характеризующееся повреждениями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, которые могут вызвать потерю устойчивости здания. В связи со значительным физическим и моральным износом здания жилого дома капитальный ремонт с доведением конструкций с учетом требований по нагрузкам, сейсмоустойчивости, теплоустойчивости и СаНПиН технически невозможен. Безопасная эксплуатация обследуемого здания жилого дома недопустима (л.д.55-59) и данное обстоятельство ответчиками не оспаривается.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной главой администрацией МО «Хатажукайское сельское поселение» Карабетовым К.А. следует, что по учету администрации МО «Хатажукайское сельское поселение» домовладение площадью 72 кв.м., хозпостройки и земельный участок мерой 0, 25 га, находящийся в а. Кабехабль, по <адрес>, Республики Адыгея зарегистрированы на праве личной собственности за Шовгенова Т.С., что удостоверяется похозяйственной книгой №, стр. 43, л/сч. 162 (л.д. 26).
Кроме того, указанное обстоятельство, подтверждается копией технического паспорта на жилой до индивидуального жилищного фонда, из которого также следует, что жилой дом, расположенный по адресу: РА, <адрес>, а. <адрес>, <адрес>, принадлежит на праве собственности Шовгенова Т.С. (л.д.13-16).
Из адресной справки ТП ОФМС РФ по <адрес> в <адрес>, следует, что в а. <адрес>, по <адрес>, зарегистрирована и проживает: Шовгенова Т.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.27).
Из адресной справки ТП ОФМС РФ по <адрес> в <адрес>, следует, что в а. <адрес> по <адрес>, проживают: Шовгенов М.П., 1970 года рождения, Шовгенову А.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Шовгенову С.М,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.28).
Кроме того, факт того, что вышеуказанные лица проживали в указанном доме на момент паводка в мае 2011 года подтверждается копиями их паспортов (л.д. 29-34) и копией свидетельства о рождении несовершеннолетнего Шовгенов С.М. (л.д.94).
В соответствие с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с ч.1 ст.12, ч.1 ст. 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, то есть истец должен доказывать факты лежащие в основании его требований, а ответчик факты, обосновывающие его возражения против иска. Состязательный процесс характеризуется возложением бремени доказывания на лиц, участвующих в деле. Судом были созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Согласно ч.3 ст.67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
По мнению суда истцы доказали, что жилой дом расположенный по адресу: <адрес>, а. <адрес> <адрес> является аварийным и неподлежащим восстановлению в последствие паводка, в связи, с чем следует признать жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, аварийным и непригодным для проживания, вследствие чрезвычайной ситуации, паводка, имевшего место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района; признать Шовгенову Т.С. имеющей право на получение именного государственного жилищного сертификата; обязать ответчиков включить спорный жилой дом в сводный реестр жилых помещений непригодных для постоянного проживания, а Шовгенову Т.С. и членов ее семьи - Шовгенова М.П., Шовгенову А.Х., Шовгенову С.М,, Шовгенов С.М. включить в дополнительный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района, Республики Адыгея, направив их в уполномоченные федеральные органы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Шовгеновского района в интересах Шовгенова Т.С., Шовгенова М.П., Шовгенову А.Х., Шовгенову С.М,, Шовгенов С.М. к администрации муниципального образования «Шовгеновский район», ГУ МЧС РФ, Министерству строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о признании жилого дома, принадлежащего Шовгеновой Т.С. аварийным и непригодным для проживания, вследствие чрезвычайной ситуации, паводка, имевшего место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района; о признании Шовгеновой Т.С. имеющей право на получение именного государственного жилищного сертификата; об обязании ответчиков включить спорный жилой дом в сводный реестр жилых помещений непригодных для постоянного проживания, а Шовгенову Т.С. и членов ее семьи (Шовгенова М.П., Шовгенову А.Х., Шовгенову С.М,, Шовгенов С.М.) включить в дополнительный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района, Республики Адыгея, направив их в уполномоченные федеральные органы, удовлетворить.
Признать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а. <адрес> <адрес>, принадлежащий на праве собственности Шовгенова Т.С., аварийным и непригодным для проживания, вследствие чрезвычайной ситуации, паводка, имевшего место в мае 2011 года на территории <адрес>.
Признать Шовгенова Т.С. имеющей право на получение именного государственного жилищного сертификата в связи с непригодностью принадлежащего ей на праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а. <адрес> <адрес>, для постоянного проживания в результате чрезвычайной ситуации - паводка на р. Фарс в май 2011 года.
Обязать администрацию МО «Шовгеновский район», ГУ МЧС РФ по РА, Министерство строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея включить жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а. <адрес> <адрес> в сводный реестр жилых помещений непригодных для постоянного проживания, разрушенных в результате чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением паводковыми водами на территории Республики Адыгея с 23 по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию МО «Шовгеновский район», ГУ МЧС РФ по РА, Министерство строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея включить Шовгенова Т.С., Шовгенова М.П., Шовгенову А.Х., Шовгенову С.М,, Шовгенов С.М. в дополнительный список граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в мае 2011 года на территории Шовгеновского района, Республики Адыгея, направив их в уполномоченные федеральные органы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Шовгеновский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Шовгеновского
районного суда Беданоков В.А.