Решение от 07.04.2011 года о признании незаконным бездействия.



К делу № 2-101/ 2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«07» апреля 2011 года а. Хакуринохабль

Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего, судьи Дударевой М. М.,

при секретаре Аташуковой Д.Б.,

с участием заявителя, помощника прокурора Шовгеновского района Хагуровой Л.В.,

представителя заинтересованного лица: ... администрации Муниципального образования «Джерокайское сельское поселение» Шовгеновского района Нагарокова К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шовгеновского района в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействие главы администрации муниципального образования «Джерокайское сельское поселение» Шовгеновского района, нарушающим права неопределенного круга лиц на создание условий гарантирующих безопасность для жизни и здоровья граждан при эксплуатации подвесного пешеходного моста, в части не принятия мер по постановке на учет недвижимого имущества, расположенного на территории данного муниципального образования как бесхозяйного и обязании его обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет данного имущества как бесхозяйное в срок до 01.09.2011 года,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шовгеновского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным, не соответствующим требованиям части 3 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

В ходе судебного разбирательства прокурор участвующий по делу, полностью поддержала вышеизложенные доводы, и уточнил свои требования, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, указав, что, по его мнению, в данном случае, незаконным бездействием главы администрации нарушаются права неопределенного круга лиц, установленные ч. 1 ст. 20 и 41 Конституции Российской Федерации, на создание условий, гарантирующих безопасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, граждан, при эксплуатации подвесного пешеходного моста. Кроме того, она пояснила, что прокуратуре Шовгеновского района стало известно о вышеуказанном бездействии администрации МО «Джерокайское сельское поселение » в ходе обследования висячих пешеходных мостов Шовгеновского района, когда на запрос прокурора, 27.01.2011 года из администрации района пришел ответ, за подписью главы исх. № 79, из которого следовало, что подвесной пешеходный мост через реку Фарс по ..., им на баланс не передавался, кроме того из копии ответа заместителя начальника Кошехабльского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея от 28.01.2011 года исх. №8, поступившей в прокуратуру района 31.01.2011 года вх. 123, 7/1-2011, следует, что данный мост ни за кем не числится и он не поставлен как бесхозяйный на учет, поэтому прокурор района обратился в суд в сроки, установленные ст. 256 ГПК РФ на обжалование бездействия вышеуказанного главы администрации.

Заинтересованное лицо, ... администрации МО «Джерокайское сельское поселение» Нагароков К.А., полностью признал требования прокурора, о чем предоставил суду письменное заявление и пояснил, что бездействие главы администрации связано в отсутствием денежных средств для регистрации пешеходного моста в качестве бесхозяйного.

В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействия ) органов местного самоуправления возлагаются на орган, который совершил оспариваемые действия (бездействия).

Выслушав доводы прокурора, объяснения главы администрации МО «Джерокайское сельское поселение», исследовав представленные доказательства в их совокупности, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Суд считает, что в данном случае обращение прокурора Шовгеновского района обусловлено необходимостью обеспечения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, граждан, которые пользуются данным подвесным пешеходным мостом.

Как усматривается из копии ответа заместителя начальника Кошехабльского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея от 28.01.2011 года исх. №8, поступившей в прокуратуру района 31.01.2011 года вх. 123, 7/1-2011о том, что указанный мост не состоит у них на учете, ни как бесхозяйный, ни как имеющий собственника. Следовательно, о вышеуказанном бездействии главы администрации сельского поселения прокурору Шовгеновского района стало известно 31.01.2011 года (л. д. 15).

Таким образом, суд считает, что заявление прокурора подано в установленный ст.256 ГПК РФ срок, и подлежит рассмотрению в Шовгеновском районном суде.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 и ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В ходе судебного разбирательства установлено, что недвижимое имущество - висячий пешеходный мост через реку Фарс, по .., расположен на территории МО «Джерокайское сельское поселение», однако, в настоящее время не имеет собственника, то есть является бесхозяйным, требует капитального ремонта. Согласно заключения, ООО Кубань Инновация», в ходе обследования висячего моста, проведенного по поручению прокурора Шовгеновского района, выявлены следующие недостатки: деревянный настил моста находится в неудовлетворительном состоянии; отсутствует антикоррозийная защита металлических конструкций моста и несущих тросов; отсутствует жесткое крепление подвесов к несущим тросам, что может привести к соскакиванию их троса; концы несущих тросов закреплены на расстоянии около 1,5 м от земли, что приводит к расшатыванию опор; на всем протяжении моста отсутствует перильное ограждение (л. д. 18-23). Однако, в течение длительного времени администрация МО «Джерокайское сельское поселение » Шовгеновского района, РА не предпринимает каких-либо действий для того, чтобы обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной этого объекта.

Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на висячий пешеходный мост, который не имеет собственника, составляют положения ст. 225 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 года №51-ФЗ, согласно которой бесхозяйной является вещь не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую, собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечению года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п.3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131- ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ », к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Кроме того, п. 5 ч.1 ст.14 указанного Закона, предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. В п.3 и п.5 ст.3 устава МО «Джерокайское сельское поселение » содержатся аналогичные положения.

При этом, в соответствии с ст. 12 ГПК РФ, суд создает условия, в том числе, для правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Как следует из п.2 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», понятие автомобильная дорога означает- объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Пунктом 3 ст.3 данного Закона, дано определение понятию искусственные дорожные сооружения - это сооружения, предназначенные для движения, как транспортных средств, так и пешеходов в местах, которые являются препятствием для такого движения (в том числе мосты и подобные сооружения).

Согласно указанному понятию, подвесной пешеходный мост через реку Фарс, расположенный по ..., является искусственным дорожным сооружением. При таких обстоятельствах, при рассмотрении и разрешении данного гражданского дела, применимы положения Федерального закона от ... №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ».

Кроме того, ч.3 ст. 15 того же Закона, регламентировано, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечиваются уполномоченными органами местного самоуправления.

По смыслу ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание дорог, в том числе и искусственных дорожных сооружений (в данном случае подвесного пешеходного моста), осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов, в целях поддержания, бесперебойного движения по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а так же также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Таким образом, эксплуатация подвесного пешеходного моста через реку Фарс, расположенного по .., должна обеспечивать безопасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, граждан, пользующихся данным мостом.

Администрацией МО «Джерокайское сельское поселение» каких-либо мер по постановке указанного пешеходного моста на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, принятию в муниципальную собственность и обеспечению безопасности до настоящего времени, не принято.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация сельского поселения не создает условия, гарантирующие безопасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, граждан, при эксплуатации вышеуказанного моста. Тем самым нарушает права неопределенного круга лиц, установленные частью 1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и ч.1 ст. 20 и 41 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления в территориальный орган Федеральной регистрационной службы.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что имеется достаточно данных свидетельствующих о том, что администрация МО «Джерокайское сельское поселение» незаконно бездействует, чем нарушает вышеуказанные права неопределенного круга лиц.

При вынесении решения по делу, суд также учитывает, что представитель главы администрации МО «Джерокайское сельское поселение» полностью признал требования прокурора.

Суд разъяснил сторонам последствия признания заявления, предусмотренные ст. 173 ч.2 ГПК РФ, а именно удовлетворение изложенного в нем требования. В данном случае, признание требования прокурора не нарушает прав и законных интересов других лиц, поэтому суд принимает от ... администрации МО «Джерокайское сельское поселение» Нагарокова К.А. признание требований прокурора.

В связи с изложенным, суд полагает необходимым признать заявление прокурора обоснованным, а также признать незаконным, не соответствующим требованиям части 3 ст. 225 ГК РФ, бездействие главы администрации муниципального образования «Джерокайское сельское поселение» Шовгеновского района, заключающееся в не принятии мер по постановке на учет подвесного пешеходного моста через реку Фарс, расположенного в данном муниципальном образовании по ... в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея в качестве бесхозяйного, нарушающим права неопределенного круга лиц, установленные частью 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и ч. 1 ст. 20 и 41 Конституции Российской Федерации, на создание условий, гарантирующих безопасность жизни и здоровья неопределенного круга лиц, граждан, при эксплуатации подвесного пешеходного моста, и обязать главу администрации муниципального образования «Джерокайское сельское поселение» Шовгеновского района обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, о постановке на учет в качестве бесхозяйного, подвесного пешеходного моста через реку Фарс, расположенного в данном муниципальном образовании по .... Учитывая то, что подготовка необходимой документации потребует определенного времени, суд считает рациональным предоставить главе администрации МО «Джерокайское сельское поселение» срок, для устранения указанных нарушений до 01 сентября 2011 года.

В соответствии с ч.2 и 3 ст. 258 ГПК РФ суд полагает необходимым направить копию решения по данному делу в течение трех дней со дня вступления его в законную силу главе администрации Муниципального образования «Джерокайское сельское поселение» для устранения допущенного нарушения закона, а также обязать главу администрации сообщить Шовгеновскому районному суду об исполнении данного решения не позднее 02 сентября 2011 г..

На основании изложенного, руководствуясь 258 ГПК РФ, ст. ст. 194- 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать заявление прокурора Шовгеновского района обоснованным.

Признать незаконным, не соответствующим требованиям части 3 ст. 225 ГК РФ, бездействие главы администрации муниципального образования «Джерокайское сельское поселение» Шовгеновского района, заключающееся в не принятии мер по постановке на учет подвесного пешеходного моста через реку Фарс, расположенного в данном муниципальном образовании по ..., в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея в качестве бесхозяйного, нарушающим права неопределенного круга лиц, установленные частью 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и ч. 1 ст. 20 и 41 Конституции Российской Федерации, на создание условий, гарантирующих безопасность жизни и здоровья неопределенного круга лиц, граждан, при эксплуатации подвесного пешеходного моста.

Обязать главу администрации муниципального образования «Джерокайское сельское поселение» Шовгеновского района обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, о постановке на учет в качестве бесхозяйного, подвесного пешеходного моста через реку Фарс, расположенного в данном муниципальном образовании по ..., в срок до 01 сентября 2011 года.

Направить копию настоящего решения в течение трех дней со дня вступления его в законную силу главе администрации муниципального образования «Джерокайское сельское поселение» Шовгеновского района для устранения допущенного нарушения закона, то есть для его исполнения.

Обязать главу администрации Муниципального образования «Джерокайское сельское поселение» сообщить Шовгеновскому районному суду об исполнении данного решения не позднее 02 сентября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея через Шовгеновский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 08.04.2011 года.

Судья Шовгеновского района

Республики Адыгея Дударева М. М.