к делу № 2-294/2012г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации «10» октября 2012 года а. Хакуринохабль Шовгеновский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего - судьи Барчо Р.А., при секретаре Ачмизовой А.Ю., с участием старшего помощника прокурора Шовгеновского района Гук В.К. истицы Шорова М.З., представителя ответчика - администрации муниципального образования «Шовгеновский район» начальника отдела правового и кадрового обеспечения администрации МО «Шовгеновский район» Джанчатова Т.А., действующего по доверенности от 10.01.2012 года, рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Шовгеновского района в интересах Шорова М.З. к администрации муниципального образования «Шовгеновский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании субсидиарно в пользу Шоровой М.З. социальной выплаты для приобретения жилого помещения в соответствии с порядком определенным Постановлением кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011 года № 219 «О порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» в размере 1001700 рублей, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шовгеновского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Шорова М.З. к администрации муниципального образования «Шовгеновский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании субсидиарно в пользу Шоровой М.З. социальной выплаты для приобретения жилого помещения в соответствии с порядком определенным Постановлением кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011 года № 219 «О порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» в размере 1001700 рублей, мотивируя свои доводы тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Шовгеновского района по обращению Шоровой М.З., установлено, что она с 03.07.2012 года состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации Шовгеновского района и включена в льготный список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи два человека. Однако, до настоящего времени Шоровой М.З. социальная выплата на приобретение жилого помещения не предоставлена. В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех типов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм. Федеральным законом от 22.08.2004 года №122-ФЗ внесены изменения в Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся с расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ст. 1 Закона Республики Адыгея «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» и п.30 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011 № 219 «О порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений», предусмотрено, что обеспечение жильем детей - сирот осуществляется путем приобретения жилья муниципальными образованиями на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц на условиях проведения торгов в установленном Федеральном законом «о размещении заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» порядке. Приобретенное органами местного самоуправления жилье должно быть пригодным для постоянного проживания, при этом общая площадь жилья в расчете на 1 члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. Средства на обеспечение жильем детей - сирот должны ежегодно предусматриваться в Республиканском фонде компенсаций республиканского бюджета Республики Адыгея. Согласно п.3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Соответственно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. На основании ч.2, 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств, санкционирование оплаты денежных обязательств, подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Главным распорядителем средств по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Согласно ст. 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств, обеспечивает результативность, целевой характер использования бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьей. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: предъявляемые в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательным подведомственных бюджетных учреждений. Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра - на семьи из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. При таких обстоятельствах Министерству образования и науки Республики Адыгея следует выделить денежные средства администрации МО «Шовгеновский район» в размере 1001700 рублей для приобретения жилья на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц на условиях проведения торгов для предоставления Шоровой М.З. в составе семьи из 2 человек. Участвующий по делу старший помощник прокурора Шовгеновского района Гук В.В. в судебном заседании поддержал исковые требования прокурору Шовгеновского района и просил суд взыскать субсидиарно в пользу Шоровой М.З. социальную выплату для приобретения жилого помещения в соответствии с порядком определенным Постановлением кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011 года № 219 «О порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» в размере 1001700 рублей. Истица по делу Шорова М.З. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме и просила суд взыскать субсидиарно в пользу нее социальную выплату для приобретения жилого помещения в соответствии с порядком определенным Постановлением кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011 года № 219 «О порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» в размере 1001700 рублей. Представитель ответчика - начальник отдела правового и кадрового обеспечения администрации МО «Шовгеновский район» Джанчатов Т.А, возражал против удовлетворения исковых требований прокурора Шовгеновского район и при этом пояснил, что по данному исковому заявлению администрация МО «Шовгеновский район» не считает себя ответчиком. Кроме этого, представитель ответчика пояснил, что Федеральным законом №122 от 22.08.2004 года внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, в том числе и в Федеральный Закон от 21.12.1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Статья 5 вышеупомянутого закона: Финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Согласно подпункту 2 п.2 Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея №74 от 21 апреля 2009 года финансирование расходов, связанных с обеспечением жильем детей сирот, за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея. На момент обращения Шоровой М.З. в администрацию МО «Шовгеновский район» с просьбой о выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения субвенции на счет администрации не поступало, в связи, с чем, приобрести ей жилое помещение не представилось возможным. В настоящее время на счет администрации муниципального образования «Шовгеновский район» денежные средства для социальных выплат на приобретение жилых помещений детям - сиротам, состоящим на учете жилищной комиссии при администрации муниципального образования «Шовгеновский район» так же не поступали. Ответчик - представитель Министерства образования и науки РА, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания не явился. Однако, первый <данные изъяты> К предоставила суду письменное заявление с просьбой рассмотреть данное дело в отсутствие их представителя и возражение на исковое заявление. При этом в возражении указала, что Министерство образования и науки Республики Адыгея не признает исковые требования прокурора по следующим основаниям. В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а так же в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Финансовое обеспечение данных гарантий является расходным обязательством субъекта РФ. Согласно ст. 19 Федерального Закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации. Законом Республики Адыгея от 08.04.2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей сирот наделены городские округа и муниципальные районы Республики Адыгея. Пунктом 3 ст. 20 Федерального Закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. На основании статьи 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта РФ расходуются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Постановлением кабинета Министров Республики Адыгея от 24.10.2011 года №219 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, в соответствии с которым по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения. Пунктами 18 и 19 вышеназванного Порядка установлено: субвенции на обеспечение жильем детей - сирот предоставляются местным бюджетам в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, предусмотренных на указанные цели в Республиканском фонде компенсации республиканского бюджета Республики Адыгея. В случае если средства, предусмотренные в Республиканском фонде компенсаций республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение жильем детей - сирот на текущий год, исчерпаны, недостающий объем финансовых средств на эти цели предусматривается в Республиканском фонде компенсаций республиканского бюджета Республики Адыгея на следующий год. Законом Республики Адыгея от 28.12.2011 года № 56 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрены средства на обеспечение жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа не имеющих закрепленных жилых помещений, в объеме 40 200 рублей, которые направлены в местные бюджеты. В местный бюджет муниципального образования «Шовгеновский район» направлено 5 207, 4 тыс. рублей. Законом Республики Адыгея от 28.12.2011 года № 56 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» Министерство образования и науки Республики Адыгея определено администратором субвенций местным бюджетам на выполнение государственных полномочий по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, предусмотренных вышеназванным законом о республиканском бюджете в Республиканском фонде компенсаций. Расходов на обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, по Министерству образования и науки Республики Адыгея не предусмотрено. Изучив представленные прокурором письменные доказательства, выслушав пояснения сторон, принимая во внимание доводы первого заместителя Министра образования и науки Республики Адыгея, изложенные в письменном возражении, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд считает, что требования прокурора Шовгеновского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно требованиям ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, такое заявление может быть подано прокурором, если гражданин обратился к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Как установлено в ходе судебного разбирательства Шорова М.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, Республики Адыгея, является сиротой, поскольку отец истицы - Ш..., решением Кошехабльского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении своей дочери Шорова М.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать Ш..., решением Майкопского городского суда РА от ДД.ММ.ГГГГ, лишена родительских прав в отношении дочери Шорова М.З. С ДД.ММ.ГГГГ Шорова М.З. состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации Шовгеновского района и включена в льготный список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи два человека. Шорова М.З. не имеет закрепленного за ней жилого помещения, проживает по адресу: РА, <адрес>, на съемной квартире. Однако социальная выплата ей не предоставлена. Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств. Согласно копии свидетельства о рождении № № от 10.12.2009 года, выданного отделом ЗАГС <адрес>, Управление ЗАГС Республики Адыгея, Шорова М.З., родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, Республики Адыгея, о чем в книге регистрации актов о рождении произведена запись за №, в графе отец указан - Ш..., в графе мать указана - Ш... (<адрес>). Согласно копии паспорта серии №, выданного Территориальным пунктом ОФМС по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Шорова М.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, Республики Адыгея, зарегистрирована и проживает по адресу: РА, <адрес> (л.д.9). Согласно копии свидетельства о рождении № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом ЗАГС <адрес>, Управление ЗАГС Республики Адыгея, Хююю, родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, Республики Адыгея, о чем в книге регистрации актов о рождении произведена запись за №, в графе отец указан - Х..., в графе мать указана - Шорова М.З. (<адрес>). Из копии решения Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Ш..., лишен родительских прав в отношении дочери Шорова М.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.17-20). Из копии решения Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Ш..., лишена родительских прав в отношении дочери Шорова М.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.21-23). Из копии справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной главой администрации МО «Заревское сельское поселение» К..., следует, что Шорова М.З., проживает в домовладении, расположенном по адресу: РА, <адрес>, вместе с сыном Хююю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается похозяйственной книгой №, лицевой счет № (л.д.7). Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, следует, что в Едином Государственном реестре прав записи о регистрации прав на Шорова М.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающую по адресу: РА, <адрес>, отсутствуют (л.д.13). Из копии постановления № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации МО «Кошехабльский район» Т.., следует, что несовершеннолетняя Шорова М.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, определена в госучреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.15). Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной директором школы - интернат Т... следует, что Шорова М.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно находилась на содержании в ГОУ «Адыгейская республиканская школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на полном государственном обеспечении (л.д.14). Согласно копии справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником отдела ТИ по Шовгеновскому району по данным отделения ТИ по Шовгеновскому району филиал ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Адыгея за Шоровой М.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, домовладение, квартира и земельный участок под застройку не числятся (л.д.12). Согласно копии справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной начальником отдела ТИ по Кошехабльскому району по данным отделения ТИ по Кошехабльскому району филиал ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Республике Адыгея за Шоровой М.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, домовладение, квартира и земельный участок под застройку не числятся (л.д.11). Согласно копии распоряжения главы администрации МО «Шовгеновский район» Хуажева Н.Х. №-р от ДД.ММ.ГГГГ, Шорова М.З. поставлена на учет жилищной комиссии при администрации МО «Шовгеновский район» в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.6). Согласно копии распоряжения главы администрации МО «Шовгеновский район» Хуажева Н.Х. №-р от ДД.ММ.ГГГГ, Шорова М.З. включена в список претендентов на получение социальной выплаты (л.д.6). В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст.10 Федерального законаРФ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Согласно п.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Согласно п.1 ст.8 Федерального закона на основании ФЗ РФ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети - сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Соответственно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах переданных им на эти цели финансовых средств. Статьей 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой и попечительством» муниципальное образование «Шовгеновский район» наделено государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством. В целях реализации гарантии права на жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 октября 2011 года №219 утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений. В силу п. 5 Порядка предусмотрено, что объем расходов на приобретение жилья определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 кв. м. общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех или более человек, 42 кв.м. - на семью из двух человек, 33 кв. м. - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п.5 приложения №1 к Порядку, предоставление выплат осуществляется органом местного самоуправления за счет средств, поступающих в виде субвенций из республиканского бюджета Республики Адыгея на обеспечение жильем детей - сирот. Пунктом 10 этого же Порядка по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением №1 к вышеуказанному Порядку. На основании частей 2 и 3 ст. 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Главным распорядителем указанных расходов является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Согласно статье 158 БК РФ главный распорядитель распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; обеспечивает результативность, целевой характер исполнения бюджетных средств; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; осуществляет иные полномочия в соответствии с указанной статьей. Главный распорядитель федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам к Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному акту. При таких обстоятельствах, суд считает, что ответственность по обеспечению жильем Шоровой М.З. относящейся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть возложена на администрацию МО «Шовгеновский район». Вместе с тем, суд считает, что Министерство образования и науки Республики Адыгея должно нести субсидиарную ответственность по настоящему иску. Таким образом, доводы, изложенные в письменном возражении на исковое заявление Министерства образования и науки Республики Адыгея, суд считает несостоятельными и не основанными на законе. Учитывая, что Приказом Министерства Регионального Развития Российской Федерации от 29.03.2012 года № 143 «О нормативе стоимости квадратного метра общей площади жилья на второй квартал 2012 года установлена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в Республике Адыгея - 23850 рублей, и в связи с чем, Шоровой М.З. подлежит социальная выплата в размере 1001700 рублей, из расчета 23850 х 42 кв. м. При таких обстоятельствах, суд считает, что Шорова М.З. имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в размере 1001700 рублей, которая подлежит взысканию в его пользу с администрации МО «Шовгеновский район» за счет субвенций муниципальных районов на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Шовгеновского района в интересах Шорова М.З. к администрации муниципального образования «Шовгеновский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья удовлетворить. Взыскать с администрации муниципального образования «Шовгеновский район» за счет субвенций, предоставляемых Министерством образования и науки Республики Адыгея бюджету муниципального образования «Шовгеновский район» на обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения и субсидиарно с Министерства образования и науки Республики Адыгея в пользу Шоровой М.З. социальную выплату в размере 1001700 (один миллион тысяча семьсот) рублей на приобретение жилого помещения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Шовгеновский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2012 года. Судья Шовгеновского районного суда Барчо Р.А.