№ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ст. Казанская «6» мая 2011 года Шолоховский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Мартыненко Г.А., при секретаре Щепелевой В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Верхнедонского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Солонцовское сельское поселение» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к обеспечению безопасности дорожного движения, и обязании установить дорожные знаки «Дети», «Пешеходный переход» и разметку «Зебра» вблизи <адрес>, установил: Прокурор Верхнедонского района Ростовской области, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Шолоховский районный суд Ростовской области с иском к Администрации муниципального образования «Солонцовское сельское поселение» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к обеспечению безопасности дорожного движения, и обязании установить дорожные знаки «Дети», «Пешеходный переход» и разметку «Зебра» вблизи <адрес>, сославшись на следующие обстоятельства. Прокуратурой Верхнедонского района в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. ст. 21, 23 ФЗ РФ № 2202-1 от 17.01.1992 года «О прокуратуре РФ», проведена проверка исполнения федерального законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельн6ости на территории Верхнедонского района Ростовской области. В ходе данной проверки в деятельности администрации МО «Солонцовское сельское поселение» выявлены нарушения федерального законодательства. В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно ФЗ РФ от 08.11.2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, к элементам обустройства которых относятся дорожные знаки. Содержание автомобильных дорог - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии со ст. 17 указанного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В соответствии со ст. 13 этого же Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, названными нормативными актами на органы местного самоуправления Солонцовского сельского поселения возложено осуществление дорожной деятельности на дорогах местного значения в границах сельского поселения, содержание автомобильных дорог, решение вопросов по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с п. 5 ст. 2 Устава муниципального образования «Солонцовское сельское поселение», принятого решением Собрания депутатов Солонцовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения Солонцовского сельского поселения относится и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Солонцовского сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Конвенцией ООН от 08.11.1968 года «О дорожных знаках и сигналах» (далее - Конвенция) в п. 12 раздела «В» предусмотрено, что для предупреждения о приближении к участку дороги, часто пересекаемому детьми, как, например, выход из школы или с площадки для игр, используется обозначение А. 12. Обозначение может быть обращено в противоположную сторону. Во исполнение данного положения Конвенции п. 1.23 приложения № 1 «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения РФ, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 (далее ПДД), установлено, что дорожный знак «Дети» обозначает участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей. Также указанным приложением № 1 к ПДД предусмотрен дорожный знак «Пешеходный переход». Согласно приложению № 2 к ПДД, горизонтальная разметка «Зебра» обозначает пешеходный переход. В соответствии с п.5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 года № 120-ст, знак 1.23 «Дети» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми, независимо от наличия пешеходных переходов. Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми. В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90-100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка. Согласно п. 6.2.17 этого же ГОСТа, разметку 1.14.1 и 1.14.2 «Зебра» применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. В соответствии с п. 5.6.24. ГОСТа знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Согласно п. 1.3 ПДД, участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Дорожный знак 1.23 «Дети» относится к предупреждающим знакам, знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» - к знакам особых предписании, разметка 1.14.1 и 1.14.2 «Зебра» - к горизонтальной разметке. Указанные знаки, а также горизонтальная разметка, информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что на территории Солонцовского сельского поселения рядом с дорогами местного значения расположены образовательные учреждения, а именно по <адрес>. Однако в нарушение требований вышеуказанных законов и нормативных правовых актов вблизи перечисленных образовательных учреждений отсутствуют дорожные знаки «Дети», «Пешеходный переход» и разметка «Зебра». Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и информацией ОГИБДД ОВД <данные изъяты>. Отсутствие соответствующих дорожных знаков и разметки делает фактически невозможным соблюдение указанных требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств, проезжающих мимо соответствующих образовательных учреждений, что ставит под угрозу безопасность несовершеннолетних, пользующихся услугами данных образовательных учреждений. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Круг несовершеннолетних лиц, воспитывающихся и обучающихся в указанных образовательных учреждениях, может меняться и его невозможно точно определить, в связи, с чем настоящий иск предъявляется прокурором в интересах неопределенного круга лиц. Истец прокурор Верхнедонского района Ростовской области уточнил заявленные исковые требования, просит признать незаконным бездействие администрации МО «Солонцовское сельское поселение», выразившееся в непринятии мер к обеспечению безопасности дорожного движения и обязать администрацию МО «Солонцовское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить дорожные знаки «Дети», «Пешеходный переход» и разметку «Зебра» вблизи <адрес>. Ответчик Администрация МО «Солонцовское сельское поселение» просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя. В своем письменном отзыве Администрация МО «Солонцовское сельское поселение» сообщает, что в данный момент нанести дорожную разметку и установить необходимые дорожные знаки не может, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете поселения. По предварительным подсчетам для установления дорожных знаков потребуется не менее <данные изъяты> руб., а также для установления разметки «Зебра» необходимо наличие асфальтированного дорожного покрытия, которое к настоящее время отсутствует вблизи <адрес>. Исковые требования прокурора Верхнедонского района в интересах неопределенного круга лиц Администрация признает законными (л.д.68, 64). Выслушав мнение истца, исследовав материалы данного дела и соответствующие нормативные акты, суд пришел к следующему выводу. К данным правоотношениям применима ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которой органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. При этом в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог являются дорожной деятельностью; ч. 3 ст. 15 данного Закона устанавливает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 5 ст. 2 Устава муниципального образования «Солонцовское сельское поселение» также установлено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Солонцовского сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации округа (л.д. 7-62). В соответствии с Постановлением Главы Верхнедонского района Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче имущества в муниципальную собственность Солонцовского сельского поселения» и другими документами (Актами о приеме –передачи, Реестра муниципального имущества), представленные истцом в судебном заседании, передано имущество в муниципальную собственность, в том числе и вышеперечисленные автомобильные дороги, на которых отсутствуют указанные дорожные знаки, приняты на баланс поселения. Как следует из информации ОВД <данные изъяты> отсутствуют дорожные знаки «Дети», «Пешеходный переход» и разметку «Зебра» вблизи <адрес> (л.д.6), что также подтверждается соответствующим Актом проверки, представленным истцом в судебном заседании. Вышеперечисленные учебные и дошкольные учреждения по информации отдела образования, представленной истцом в судебном заседании, являются действующими учреждениями. С учетом изложенных обстоятельств дела, суд считает, что уточненные исковые требования прокурора, заявленные в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Прокурора Верхнедонского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Солонцовское сельское поселение» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к обеспечению безопасности дорожного движения, и обязании установить дорожные знаки «Дети», «Пешеходный переход» и разметку «Зебра» вблизи <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО «Солонцовское сельское поселение», выразившееся в непринятии мер к обеспечению безопасности дорожного движения. Обязать администрацию МО «Солонцовское сельское поселение» установить дорожные знаки «Дети», «Пешеходный переход» и разметку «Зебра» вблизи <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в течение десяти дней. Судья: подпись