Решение Шолоховского районного суда



№ 2-283/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Казанская 06 июля 2012 года

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Демьяновой И.Б.,

при секретаре Мацегоровой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «ФИО4 и третьему лицу <адрес> о запрете деятельности по эксплуатации склада филиала ОАО «ФИО4» на земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты>м, находящемся в водоохраной зоне на правом берегу реки Дон на землях ФИО8 сельского поселения <адрес>,

установил:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ОАО ФИО4 и третьему лицу <адрес> о запрете деятельности по эксплуатации склада филиала ОАО «ФИО4 на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, находящемся в водоохраной зоне на правом берегу реки Дон на землях ФИО8 сельского поселения <адрес>,

В обоснование своего иска истец сослался на следующие обстоятельства.<адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, а также водного законодательства в деятельности филиала ОАО «ФИО4», расположенного по адресу: <адрес> <адрес>. Как было установлено, на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> передала ОАО ФИО4» земельный участок с кадастровым номером «земли промышленности», площадью <данные изъяты>.м, находящийся в водоохраной зоне, на правом берегу реки Дон на землях ФИО8 сельского поселения <адрес>, для производственной деятельности под скла<адрес>.

Договор заключен сроком на 10 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Росреестра по <адрес>. По условиям договора арендатор обязан соблюдать условия законодательства по водоохраной зоне. Кроме того, ст. 42 Земельного кодекса РФ установлена обязанность лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Несмотря на истечение срока договора, с ведома арендодателя на момент обращения прокурора в суд, вышеуказанный земельный участок продолжал использоваться филиалом ОАО ФИО4» в производственных целях для размещения продукции (угля).

С момента заключения договора аренды земельный участок с указанным кадастровым номером используется филиалом ОАО ФИО4» под склад угля. На земельном участке расположены кирпичное здание весовой размером 3х5 м, автомобильные весы и сторожка. С территории склада осуществляется отпуск угля населению. Территория земельного участка на всем протяжении не имеет твердого покрытия, а также специально оборудованных мест для движения и стоянки транспортных средств. На данном земельном участке допускаются движение и стоянка транспортных средств, в том числе погрузчиков, тракторов и грузовых автомобилей, что является нарушением требований ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ.

В ДД.ММ.ГГГГ по распоряжению директора филиала ФИО4, осуществляющего свои полномочия на основании Положения о филиале, приказа о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ и доверенности, выданной генеральным директором ОАО ФИО4» ДД.ММ.ГГГГ, сотрудниками филиала ФИО4 с использованием погрузчиков и иной техники осуществлен подвоз грунта и обустройство из него земляного вала в водоохраной зоне реки Дон на земельном участке с вышеуказанным кадастровым номером на расстоянии около 15 метров от береговой линии реки Дон для предотвращения затопления территории склада. Однако, в нарушение требований ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ филиалом продолжалась эксплуатация производственного объекта – склада без оборудования территории земельного участка сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения и засорения. В результате непринятия необходимых мер для оборудования данного производственного объекта сооружениями, обеспечивающими достаточную охрану водного объекта, вследствие подъема уровня воды в реке Дон, часть угля, размещенного на земельном участке, на момент проверки была подтоплена.

Подобное использование земельного участка с грубыми нарушениями требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, а также водного законодательства создает угрозу загрязнения водного объекта – реки Дон и может отрицательно повлиять на сохранность и воспроизводство водных биологических ресурсов.

Поскольку загрязнение водного объекта –реки Дон нарушает права и охраняемые интересы Российской Федерации, а также гарантированное статьей 42 Конституции РФ право каждого на благополучную окружающую среду, т.е. неопределенного круга лиц, пользующихся водным объектом, настоящее исковое заявление прокурором подано в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

Поэтому просит суд запретить деятельность по эксплуатации филиалом ФИО4» склада на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> метров, находящемся в водоохраной зоне на правом берегу реки Дон на землях <данные изъяты> сельского поселения <адрес> до устранения нарушений требований ч. 15 и ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, допущенных при использовании данного земельного участка.

Ответчик - ОАО ФИО4» представило суду письменный отзыв, где указано, что в настоящее время рассматривается вопрос о закреплении земельного участка кадастровый номер по адресу: <адрес> для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Вопрос о межевании указанного участка будет решен в месячный срок. В настоящее время прекращена поставка угля на территорию склада ФИО21 райтопсбыта, а имеющийся уголь вывозится в счет исполнения обязательств перед бюджетными организациями. (л.д.91). Представитель по доверенности ФИО4 просит предоставить срок до ДД.ММ.ГГГГ для устранения недостатков и вывоза остатков угля с территории данного земельного участка.

Представитель третьего лица – по доверенности от администрации МО «<адрес>» ФИО22. исковые требования прокурора полагает подлежащими удовлетворению, и просит суд предоставить ответчику срок для устранения недостатков и нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, и поясняет, что в настоящее время рассматривается вопрос о закреплении земельного участка кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, ст.<адрес>, для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок. Проведено межевание земельного участка с уточнением площади и границ земельного участка. Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения ФИО23 по <адрес>» земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет. Отделом имущественных и земельных отношений <адрес> подготавливается проект постановления <адрес> о предоставлении в аренду земельного участка ОАО ФИО4» под склад угля.( л.д.95).

Выслушав и изучив мнение сторон, исследовав материалы данного гражданского дела и соответствующие нормативные акты, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Согласно ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч.1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В соответствии с ч. 3 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации за пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохраной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии. Частью 4 этой же статьи установлено, что ширина водоохраной зоны рек и ручьев устанавливается для рек или ручьев в зависимости от их протяженности:

1)до десяти километров –в размере 50метров;

2) от 10 до 50 км –в размере ста метров;

3) от 50 км и более –в размере 200м.

Частью15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

В соответствии с ч.16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Частью 1 ст. 34 Федерального закона РФ от 10.01.2002года № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» определено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Федерального закона РФ « Об охране окружающей природной среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 39 Федерального закона РФ « Об охране окружающей природной среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среду, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Как следует из материалов представленных суду, на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> передала ФИО25» земельный участок с кадастровым номером категории «земли промышленности», площадью <данные изъяты>, находящийся в водоохраной зоне, на правом берегу реки Дон на землях ФИО8 сельского поселения <адрес>, для производственной деятельности под скла<адрес>. ( л.д.28-32).

Договор заключен сроком на 10лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирован в установленном порядке в Управлении Росреестра по <адрес>. По условиям договора арендатор обязан соблюдать условия законодательства по водоохраной зоне. ( л.д. 28-32).

Кроме того, чт. 42 Земельного кодекса РФ установлена обязанность лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Действительно, несмотря на истечение срока договора, с ведома арендодателя, вышеуказанный земельный участок продолжал использоваться филиалом ОАО «ФИО4» в производственных целях для размещения продукции (угля). На земельном участке расположены кирпичное здание весовой размерами 3х5метром, автомобильные весы и сторожка. С территории склада осуществляется отпуск угля населению. Территория земельного участка на всем протяжении не имеет твердого покрытия, а также специально оборудованных мест для движения и стоянки транспортных средств. На данном участке допускаются движение и стоянка транспортных средств, в том числе погрузчиков, тракторов и грузовых автомобилей, что является нарушением требований ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ. В результате не принятия необходимых мер для оборудования данного производственного объекта сооружениями, обеспечивающими достаточную охрану водного объекта, вследствие подъема уровня воды в реке Дон, часть угля, размещенного на земельном участке с кадастровым номером 61:07:146-3:00:00, на момент проверки проведенной прокуратурой района, была подтоплена. ( Акт на л.д.7-10, фототаблица на л.д.11-27).

Подобное использование земельного участка с грубыми нарушениями требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды, а также водного законодательства создает угрозу загрязнения водного объекта –реки Дон и может отрицательно повлиять на сохранность и воспроизводство водных биологических ресурсов.

Оценивая все обстоятельства дела, суд пришел к выводу о том, что уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

На момент рассмотрения иска от ответчика поступило ходатайство-информация о том, что в настоящее время прекращена поставка угля на территорию склада № 2 ФИО28, а имеющийся уголь вывозится в счет исполнения обязательств перед бюджетными организациями. Учитывая запасы угля 538тонн угля (7,5 выгона) имеющиеся на складе, просят предоставить срок до 01.10.2012года для вывоза угля с территории склада. Данное ходатайство подлежит удовлетворению по изложенным в нем обстоятельствам.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ОАО ФИО4 и третьему лицу <адрес> о запрете деятельности по эксплуатации склада филиала ОАО ФИО4 на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты>, находящемся в водоохраной зоне на правом берегу реки Дон на землях ФИО8 сельского поселения <адрес> до устранения нарушений требований ч. 15 и ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, допущенных при использовании данного земельного участка - удовлетворить.

Запретить деятельность по эксплуатации филиалом ОАО «ФИО25» склада на земельном участке с кадастровыи номером , площадью <данные изъяты> метра, находящемся в водоохраной зоне на правом берегу реки Дон на землях ФИО8 сельского поселения <адрес> до устранения нарушений требований ч. 15 и ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, допущенных при использовании данного земельного участка.

Предоставить филиалу ОАО ФИО4» срок до ДД.ММ.ГГГГ для устранения нарушений требований ч. 15 и ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, допущенных при использовании вышеуказанного земельного участка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в месячный срок со дня провозглашения решения.

Судья подпись