решение по делу об оспаривании неправомерных действий должностного лица



Дело№2-1164 /10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации 16 августа 2010 г.

г.Большой Камень

Шкотовский районный суд Приморского края

В составе председательствующего судьи Коршуновой Л. В.

При секретаре Циркуновой Н.Д..

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сидорчук Ю.А. об оспаривании неправомерных действий должностного лица,

УСТАНОВИЛ:

28.07.2010г. заявитель обратился в суд с настоящим заявлением об оспаривании неправомерных действий должностного лица Шкотовской КЭЧ района МО РФ (именуемому в дальнейшем, КЭЧ), указывая, что до 28.03.1995г. он проходил военную службу в в/ч Номер обезличен которая в настоящее время переформирована в в/ч Номер обезличен и был уволен с военной службы по состоянию здоровья(выслуга календарная составляет- 15 лет 6мес. и 20 дн.). Заявитель указывает, что после увольнения с военной службы, он изъявил желание участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», как гражданин, уволенный с военной службы по состоянию здоровья. Жилкомиссией в/ч Номер обезличен заявитель был признан нуждающимся в улучшении жилья путем получения жилищного сертификата и включен в список кандидатов на его получение. В настоящее время Шкотовская КЭЧ района МО РФ является довольствующим органом по отношению в в/ч Номер обезличен; КЭЧ отказывает в оформлении документов на получение ГЖС, мотивируя тем, что его нельзя поставить на компьютерный учет нуждающихся в улучшении жилья, т.к. он уволен с военной службы. Заявитель считает, что данный отказ нарушает его жилищные права, гарантированные ему п.13 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и п.п.5а,8 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральный целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы», утв. постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006г. Он просит суд, признать действия КЭЧ, связанные с отказом в его постановке на компьютерный учет и включении в список кандидатов на получение ГЖС - неправомерными и обязать устранить допущенное нарушение путем постановки его на компьютерный учет нуждающихся в улучшении жилья и включении в список кандидатов на получение ГЖС, как гражданина, уволенного с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы которого, в календарном исчислении, составляет 10 лет и более.

В судебное заседание заявитель Сидорчук Ю.А. не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом; в ходатайстве от 30.06.10г. просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица-Шкотовской КЭЧ района МО РФ Рожко Н.В. полагает, что требования заявителя основаны на законе, однако полагает, что права заявителя нарушила в/ч где он проходил военную службу; вины КЭЧ в непостановке его на компьютерный учет нет, т.к. в настоящее время он уволен с военнойслужбы.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что служебное жилое помещение по адресу: ... - было предоставлено заявителю по ордеру от 27.07.1992г., в котором он проживает до настоящего времени. Состав семьи 1 чел. Заявителем подписано обязательство от 23.06.10 о сдаче жилья МО РФ в течение 2-х месячного срока со дня приобретения им жилья посредством реализации ГЖС, которое утверждено в/ч Номер обезличен.Согласно распоряжения Правительства РФ №752-р от 01.06.2000г.( действовало до 14.09.2009г.)указанное жилье входило в состав закрытого военного городка Номер обезличен в ....

Согласно выписки из приказа №38 от 12.04.1995г. в/ч Номер обезличен - Сидорчук Ю.А. уволен с военной службы в отставку по ст.49ч.1 п.»А», в связи с признанием его негодным к военной службе и выслуга в календарном исчислении составляет 15лет.6мес и 20дн.

Из представленных заявителем рапорта от 02.06.10г. в адрес командира в/ч Номер обезличен о включении его в программу участников ГЖС на 2004-2010г. и выписки из протокола №153 от 01.06.2010г. Жилищной комиссией в/ч Номер обезличен ... гарнизона, заявитель был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий путем получения жилищного сертификата и включен в список кандидатов на его получение.

Статьей 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства (в ред.№225-Фз от 01.12.08г.). Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации- а именно: Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».Военнослужащий вправе выбрать предоставление ему такого жилья путем получения ГЖС, согласно Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральный целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы», утв. постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006г.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Только при наличии указанных в законе условий (наличие выслуги, увольнение с военной службы по одному из перечисленных оснований и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства) военнослужащие вправе рассчитывать на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.

В соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом п. 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством РФ.

Правительство РФ Постановлением от 6 сентября 1998 г. N 1054 утвердило соответствующие Правила. Анализ норм, содержащихся в Правилах, показывает, что они соответствуют редакции ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", действовавшей до 1 января 2005 г. Между тем в связи с принятием ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ указанная статья претерпела существенные изменения. Согласно п. 2 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 г., противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции РФ ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат (Определение Верховного суда РФ от 14.04.2009г.№ 2н-9/09).

Согласно п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими квартирно-эксплуатационными частями (КЭЧ) районов с ведением списков очередников, карточек учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащим, в том числе с помощью автоматизированной системы учета.

Следовательно, КЭЧ,- полагает суд, обязан решать вопрос об учете военнослужащих, признанных нуждающимся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), в том числе и по избранному им месту жительства после увольнения с военной службы (указанный в п.13 ст.15 ФЗ О статусе военнослужащих- порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих-граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе-абзац второй указанного п.13).

Оценивая изложенные обстоятельства, суд исходит из того, что предоставленное Сидорчук Ю.А. право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета осталось нереализованным, он имеет календарную выслугу в ВС РФ более 15 лет, проживал в закрытом военном городке в служебной квартире, не имеет иного жилья на территории РФ- с учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства Сидорчук Ю.А. являлся нуждающимся в получении жилья, в связи с чем, обоснованно просил КЭЧ поставить его на электронный учет по этому основанию. Однако суд считает законным отказ заинтересованного лица в постановке заявителя на компьютерный учет по указанному основанию в июне 2010г.(исх.№1117/4 от 29.06.10г.), т.к. Инстукцией предусмотрено ведение учета лиц нуждающихся в получении жилья,- только военнослужащих.

Т.к. государством не выполнены гарантии о предоставлении военнослужащим жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», но учитывая законное право истца, удовлетворяет его заявление в части обязания КЭЧ поставить заявителя на компьютерный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий путем получения ГЖС.

Руководствуясь ст.ст.254, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Сидорчук Ю.А. об оспаривании неправомерных действий должностного лица,- удовлетворить частично.

Обязать ФГУ «Шкотовской КЭЧ района» поставить на компьютерный учет Сидорчук Ю.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и включении его в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, в связи с избранием им постоянного места жительства после увольнения с военной; в остальной части заявления -отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморском краевом суде в течение 10 дней через Шкотовский райсуд.

Стороны могут ознакомиться с решением в окончательном виде – 21.08.10г.

Судья: Л.В.Коршунова.