решение по делу об устранении нарушений жилищных прав



Дело№2-989 /10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации 22 июля 2010 г.

г.Большой Камень

Шкотовский районный суд Приморского края

В составе председательствующего судьи Коршуновой Л. В.

При секретаре Циркуновой Н.Д..

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчаренко В.Н. к Шкотовской КЭЧ района МО РФ об устранении нарушений жилищных прав,

УСТАНОВИЛ:

13.04.2010г. истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику Шкотовской КЭЧ района МО РФ (именуемому в дальнейшем, КЭЧ), указывая, что до 03.10.2002г. он проходил военную службу в в/ч № в <адрес> и уволен с военной службы в запас (выслуга календарная составляет- 27 лет 1мес. и 2 дн.). Истец указывает, что по месту службы он был обеспечен служебным жилым помещением в закрытом военном гарнизоне по адресу: <адрес> на состав семьи 3 чел., в котором проживает до настоящего времени. При его увольнении с военной службы на него в в/ч были заведены карточки учета жилых помещений, предоставленных военнослужащему, а также он был включен в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата. Указанные документы были подписаны командиром и скреплены печатью в/ч, но в дальнейшем в/ч не направила указанные документы в КЭЧ для внесения его в базу данных для постановки на компьютерный учет. Решением жилищной комиссии в/ч № от 10.10.2009г. он был признан нуждающимся в предоставлении жилья путем получения жилищного сертификата и включен в список кандидатов на отселение из закрытого военного гарнизона. 31.05.10г. истец подал ответчику заявление о постановке его и членов его семьи на компьютерный учет для получения государственного жилищного сертификата на территории ПК, но 17.06.10г. КЭЧ отказала ему в постановке на компьютерный учет, в связи с чем, он не может реализовать свое право, предоставленное ФЗ «О статусе военнослужащих»- право на обеспечение жильем за счет МО РФ. Истец считает, что данный отказ нарушает его жилищные права, гарантированные ему п.13 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и п.п.5а,8 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральный целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы», утв. постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006г. Истец просит суд, признать действия КЭЧ, связанные с отказом в его постановке на компьютерный учет - неправомерными и обязать устранить допущенное нарушение путем постановки его на компьютерный учет.

В судебном заседании представитель истца Овчаренко В.Н. по доверенности Овчаренко Л.Д., на иске настаивала. Пояснила, что первоначальные документы о нуждаемости истца в предоставлении ему жилья в избранном месте жительстве <адрес> оказались в военно-учетном деле истца в <адрес> военкомате.

В судебное заседание представитель ответчика Шкотовской КЭЧ района МО РФ не явился о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом; в письменном отзыве от 21.07.10г. указывает на несогласие с иском, полагает, что права истца нарушила в/ч №,не представившая документы истца на компьютерный учет до его увольнения из ВС РФ.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, жил.пл. 30,5 кв.м., общей- 50,7кв.м, - было предоставлено истцу на с/с 3 человека согласно договору о найме служебного жилого помещения № 286 от 01.06.2009г.(ордер МО РФ №8950 от 30.12.1989г.), в котором он проживает до настоящего времени, Согласно распоряжения Правительства РФ №752-р от 01.06.2000г.( действовало до 14.09.2009г.)указанное жилье входило в состав закрытого военного городка № в <адрес>. Из справки В/ч № от 26.10.2009г. № следует, что Овчаренко В.Н. проходил военную службу по контракту в в/ч № с 24.06.89г. по 03.10.2002г. и проживает на территории закрытого военного городка № села <адрес> по адресу:<адрес>

Согласно справки военного комиссара <адрес>а ПК за №30 от 16.09.2009г., майор запаса Овчаренко В.Н.состоит на воинском учете в данном ВК с 17.10.2002г. и его выслуга лет в ВС РФ составляет (на 03.10.02г.) – 27лет,1мес,2дня-календарная. Из представленных представителем истца подлинных документов- две карточки учета жилых помещений предоставляемых военнослужащему (ф.5 Прил. к Инструкции,п.23), истец поставлен на учет 10.09.89г.., войсковой частью № -в качестве нуждающегося в жилье-категория: отселение из закрытого военного гарнизона. Указанная карточка имеет отметку о проверке данных, внесенных в карточку при ее заполнении по состоянию на 15.05.2001г. и 15.02.2002, с подлинной подписью командира и печатью войсковой части № и истца, а подпись начальника Шкотовской КЭЧ- в обоих карточках отсутствует.<данные изъяты> нуждающегося в жильений предоставляемых военнослужащемуодило в состав закрытого военного городка№

Установлено, что по заявлению истца от 21.09.09г., решением жилищной комиссии войсковой части № 10.10.2009г., истец был признан нуждающимся в улучшении условий - получении жилья по избранному после увольнения месту жительства -<адрес>, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилкомиссии №.

Статьей 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства (в ред.№225-Фз от 01.12.08г.). Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации- а именно: Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».Военнослужащий вправе выбрать предоставление ему такого жилья путем получения ГЖС, согласно Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральный целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы», утв. постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006г.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Только при наличии указанных в законе условий (наличие выслуги, увольнение с военной службы по одному из перечисленных оснований и признание нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту жительства) военнослужащие вправе рассчитывать на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.

В соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства. При этом п. 14 этой статьи предусматривалось, что порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в нем, определяется Правительством РФ.

Правительство РФ Постановлением от 6 сентября 1998 г. N 1054 утвердило соответствующие Правила. Анализ норм, содержащихся в Правилах, показывает, что они соответствуют редакции ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", действовавшей до 1 января 2005 г. Между тем в связи с принятием ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ указанная статья претерпела существенные изменения. Согласно п. 2 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.Нормы Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 г., противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции РФ ч. 2 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат (Определение Верховного суда РФ от 14.04.2009г.№ 2н-9/09).

Согласно п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими квартирно-эксплуатационными частями (КЭЧ) районов с ведением списков очередников, карточек учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащим, в том числе с помощью автоматизированной системы учета.

Следовательно, ответчик, полагает суд, обязан решать вопрос об учете военнослужащих, признанных нуждающимся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), в том числе и по избранному им месту жительства после увольнения с военной службы (указанный в п.13 ст.15 ФЗ О статусе военнослужащих- порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих-граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе-абзац второй указанного п.13).

Оценивая изложенные обстоятельства, суд исходит из того, что предоставленное Овчаренко В.Н.. право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета осталось нереализованным, он имеет календарную выслугу в ВС РФ 27лет, проживал в закрытом военном городке в служебной квартире, не имеет иного жилья на территории РФ- с учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства Овчаренко В.Н. являлся нуждающимся в получении жилья, в связи с чем, обоснованно просил ответчика поставить его на электронный учет по этому основанию. Однако суд считает законным отказ ответчика в постановке истца на компьютерный учет по указанному основанию в июне 2010г., т.к. в/часть № не выполнила своей обязанности по представлению всех необходимых ответчику документов для постановки на компьютерный учет в 2002г., при увольнении истца с военной службы, но учитывая законное право истца, удовлетворяет его иск в части обязания ответчика поставить истца на компьютерный учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в связи с избранием им постоянного места жительства после увольнения с военной службы или путем получения ГЖС.

Руководствуясь ст.ст.98,100, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Овчаренко В.Н. к ФГУ «Шкотовской КЭЧ района» МО РФ об устранении нарушений жилищных прав,- удовлетворить частично.

Обязать ФГУ «Шкотовской КЭЧ района поставить на компьютерный учет Овчаренко В.Н. в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в связи с избранием им постоянного места жительства после увольнения с военной службы или путем получения государственного жилищного сертификата, в остальной части иска-отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморском краевом суде в течение 10 дней через Шкотовский райсуд.

Стороны могут ознакомиться с решением в окончательном виде – 28.07.10г.

Судья: Л.В.Коршунова.