решение по делу по иску о признании договора социального найма жилого помещения недействительным



Дело № 2 – 1490 / 2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Большой Камень 29 ноября 2010 года

Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Аркадьевой Е.П.,

с участием истцов Никулина С.А., Никулиной И.Ю.,

представителя ответчика по доверенности Калашник Т.О.,

при секретаре Циркуновой Н.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никулина С.А., Никулина И.Ю. к администрации Штыковского сельского поселения Шкотовского муниципального района о признании договора социального найма жилого помещения недействительным, возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Никулин С.А., Никулина И.Ю. обратились в суд с иском к ответчику, указав, что согласно протоколу жилищной комиссии администрации Штыковского сельского поселения Шкотовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № их семье, состоящей из четырех человек, предоставлена квартира по адресу: <адрес> до появления наследников умерших собственников жилья, заключен типовой договор социального найма жилого помещения. Однако ответчик не подготовил указанную квартиру для вселения жильцов и проживания: в квартире отсутствуют рамы и двери, пол и потолок сгнили, на кухне остались следы пожара, дом шлаколитой, фундамента нет, стены имеют трещины. Наймодатель не передал по акту предоставленную квартиру, не исполнил обязательства по своевременному ремонту сданного внаем помещения, не передал документы на квартиру. Просят обязать администрацию Штыковского сельского поселения поставить данную квартиру на муниципальный учет в течение двух месяцев, произвести капитальный ремонт жилого помещения, сдать квартиру по акту с соответствующими документами до 01 декабря 2010 года или предоставить другую квартиру, пригодную для проживания.

В судебном заседании 01 октября 2010 года истцы изменили предмет иска, просили признать договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и обязать администрацию Штыковского сельского поселения в соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ предоставить им на состав семьи из четырех человек благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям ст. 50 Жилищного кодекса РФ.

В судебном заседании 29 ноября 2010 года истцы Никулин С.А., Никулина И.Ю. на удовлетворении иска настаивали.

Представитель ответчика – администрации Штыковского сельского поселения Шкотовского муниципального района по доверенности Калашник Т.О. с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Так, истцами не представлены документы, подтверждающие их право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в порядке ином, чем установлено ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ. В списке очередников семья Никулиных, согласно времени подачи заявлений и постановки на учет, значится под номером 12. В настоящее время весь муниципальный жилой фонд поселения заселен, свободных жилых помещений не имеется. Оспариваемый истцом договор социального найма является ничтожной сделкой, однако с момента её заключения истек предусмотренный ч. 1 ст. 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности для оспаривания сделки. Просит в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав пояснения истцов, представителя ответчика, изучив представленные материалы, приходит к следующему.

На основании решения жилищной комиссии администрации Штыковского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) Никулину С.А. выделена пустующая квартира в <адрес> до момента появления наследников умерших собственников жилья.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Штыковского сельского поселения Шкотовского муниципального района (наймодатель) и Никулиным С.А. (наниматель) был заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи: жена Никулина И.Ю., дочь А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Наниматель и указанные члены его семьи зарегистрированы по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ, в дальнейшем в указанном жилом помещении был зарегистрирован сын истцов – Б..

Однако указанная сделка – договор социального найма жилого помещения не соответствует требованиям закона и, в силу ст. 168 Гражданского кодекса, является ничтожной.

Так, согласно ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения только собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда может являться стороной по сделке, которая обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных данным Кодексом.

Однако, жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставленное Никулиным по договору социального найма, не является собственностью Штыковского сельского поселения Шкотовского муниципального района, что подтверждается справкой главы администрации № 291 от 20.09.2010 г., справкой главного бухгалтера № 341 от 11 октября 2010 г., передаточным актом от 15 сентября 2010 г., в соответствии с которым в муниципальную собственность Штыковского сельского поселения была передана только часть жилого дома по адресу: <адрес>.

Установлено, что собственниками квартиры <адрес> на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ являлись Е. и С., которые проживали в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ года и по день смерти каждый (Е. предположительно по ДД.ММ.ГГГГ год, С.. по ДД.ММ.ГГГГ год).

Указанный в данном договоре адрес жилого помещения: <адрес> соответствует адресу: <адрес>, что подтверждается справками главы администрации № 368 от 29 октября 2010 года, № 369 от 29 октября 2010 года, выпиской из похозяйственной книги № 3.

Кроме этого, договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ является срочным, жилое помещение предоставлено во временное пользование нанимателю на срок до предъявления наследниками прав на наследуемое имущество, что следует из пунктов 1 и 12 Договора, тогда как, в силу ч. 2 ст. 60 Жилищного кодекса РФ, договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса, основанием заключения соответствующего договора социального найма является решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований данного Кодекса.

Из договора социального найма жилого помещения следует, что основанием для его заключения послужило решение жилищной комиссии администрации Штыковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, однако договор социального найма жилого помещения заключен ДД.ММ.ГГГГ, то есть раньше, чем было принято соответствующее решение.

Таким образом, договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса, был заключен в отсутствие решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятого с соблюдением требований данного Кодекса.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения, что следует из ч. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ.

Согласно ч. 2 ст. 167 Гражданского кодекса, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Частью 1 ст. 181 Гражданского кодекса установлено, что срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Поскольку исполнение сделки – договора социального найма жилого помещения началось, по мнению суда, с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента регистрации истцов в жилом помещении по адресу: <адрес>, срок исковой давности к моменту предъявления иска (16 сентября 2010 г.) истек.

Требование о возложении на администрацию Штыковского сельского поселения обязанности предоставить истцам на состав семьи из четырех человек благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям ст. 50 Жилищного кодекса РФ, также не подлежит удовлетворению в силу следующего.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Из части 2 указанной статьи следует, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

К категориям граждан, указанным в части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, истцы Никулины не относятся.

С заявлением на имя и.о. главы администрации о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Никулин С.А. обратился 15 августа 2005 г.

Из журнала регистрации заявлений граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, следует, что Никулин С.А. состоит в очереди под номером <данные изъяты> при этом датой поступления заявления является 12 июля 2006 г.

В зале суда установлено, что Никулин С.А. 12 июля 2006 г. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращался, а обратился с таким заявлением 15 августа 2005 г., следовательно Никулин С.А. должен состоять в очереди под номерами <данные изъяты> или <данные изъяты>, исходя из времени подачи гражданами заявлений.

Поскольку гражданам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении ранее, чем Никулин С.А., жилье не предоставлялось, оснований для возложения на администрацию Штыковского сельского поселения Шкотовского муниципального района обязанности предоставить Никулину С.А. с составом семьи четыре человека жилое помещение по договору социального найма не имеется.

Более того, такие основания отсутствовали и при вынесении решения жилищной комиссией администрации Штыковского сельского поселения Шкотовского муниципального района Приморского края ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), на основании которого между администрацией и Никулиным С.А. и был заключен договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку граждане, вставшие на учет в 1999, 2003, 2004, 2005 годах ещё не были обеспечены жилыми помещениями. Жилое помещение Никулину С.А. было предоставлено с нарушением порядка очередности, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Никулина С.А., Никулиной И.Ю. к администрации Штыковского сельского поселения Шкотовского муниципального района о признании договора социального найма жилого помещения недействительным, возложении обязанности предоставить жилое помещение – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд с подачей жалобы в Шкотовский районный суд в течение 10 дней со дня составления решения в его окончательной форме.

С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться 06 декабря 2010 года.

Решение изготовлено с применением компьютера.

Судья Е.П. Аркадьева