Дело №2-1616/2011 Р Е Ш Е Н И Е г.Большой Камень 26.07.2011 г. Именем Российской Федерации Шкотовский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Индиченко П.Н., при секретаре Черненко Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению СЕМИЛЕТКО А.В. об оспаривании решения администрации городского округа ЗАТО Большой Камень, У С Т А Н О В И Л: Семилетко А.В. обратился в суд с настоящим заявлением, указав, что зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, в котором, кроме него, проживают еще несколько человек – членов его семьи. Он длительное время страдает тяжелым заболеванием – <данные изъяты>, в связи с чем имеет право на внеочередное получение муниципального жилого помещения на условиях социального найма. Однако соответствующее его заявление было оставлено администрацией городского округа ЗАТО Большой Камень без удовлетворения. Отказ был мотивирован тем, что органы местного самоуправления до настоящего времени не наделены полномочиями по внеочередному обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающими некоторыми видами хронических заболеваний. Полагая, что в предоставлении жилого помещения ему было отказано необоснованно, Семилетко А.В. просил суд обязать администрацию городского округа предоставить ему жилье в соответствии с требованиями ФЗ «<данные изъяты>». В судебном заседании заявитель на своем требовании настаивал, ссылаясь на приведенные в заявлении доводы. Представитель администрации городского округа ЗАТО Большой Камень просила оставить заявление без удовлетворения, суду пояснила, что истец, страдающим тяжелым хроническим заболеванием, действительно, относится к категории граждан, которым жилье в соответствии с действующим законодательством должно предоставляться вне очереди. Вместе с тем, обеспечение жильем категории граждан, к которой относится истец, к ведению органов местного самоуправления не отнесено. Разрешение вопросов о внеочередном предоставлении жилья лицам, страдающим <данные изъяты>, находится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Пункт 3 ч.2 ст.57 ЖК РФ предусматривает внеочередное предоставление жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации (п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ). Постановлением Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 года утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Одним из заболеваний, предусмотренных в Перечне, является <данные изъяты> (п.1). Вопросы социальной защиты таких больных, в том числе в жилищной сфере, урегулированы в специальном законе – ФЗ №№ от ДД.ММ.ГГГГ г. в редакции ФЗ №№ от ДД.ММ.ГГГГ г. "<данные изъяты>". Согласно п.5 ст.14 данного Закона право на внеочередное получение жилья – с учетом права на дополнительную жилую площадь – имеют больные <данные изъяты>, проживающие в квартирах, в которых нельзя выделить отдельную комнату больному <данные изъяты>, в квартирах коммунального заселения, общежитиях. В судебном заседании установлено, что Семилетко А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, наблюдается в медицинском учреждении по месту жительства как страдающий тяжелой формой хронического заболевания, входящего в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. №378. Данное обстоятельство подтверждается имеющейся в материалах дела справкой <данные изъяты> №№ от ДД.ММ.ГГГГ г. и представителем администрации городского округа не оспаривается. Семилетко А.В. зарегистрирован и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, состоящем из двух жилых комнат, общей площадью 48,6 кв.м, жилой – 29,8 кв.м. Согласно справке <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г., совместно с Семилетко А.В. в данном жилом доме также зарегистрированы и проживают граждане ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3 – члены семьи заявителя. На основании протокола заседания городской общественной комиссии по жилищным вопросам администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от ДД.ММ.ГГГГ г., утвержденного постановлением администрации ГО ЗАТО Б.Камень от ДД.ММ.ГГГГ г. №№, Семилетко А.В., признанный малоимущим на основании постановления администрации ГО ЗАТО Б.Камень от ДД.ММ.ГГГГ г. №№, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории «малоимущие граждане». В соответствии со ст.57 ч.3 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления; решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Возражая против иска, представитель ответчика считает, что внеочередное предоставление жилых помещений органами местного самоуправления из муниципального жилищного фонда указанной категории лиц без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями и передачи им необходимых материальных финансовых средств является нарушением имущественных прав муниципальных образований, ограничивает их самостоятельность в решении вопросов местного значения, а потому противоречит Конституции Российской Федерации. Вместе с тем, такая интерпретация законодательства на законе не основана. При решении данного вопроса суд принимает во внимание следующие обстоятельства. В силу ст.ст.12, 130 ч.1 и 132 ч.1 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абз.10 ч.1 ст.2, п. 6 ч. 1 ст.14, п.6 ч.1 ст.16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (п.1 ч.1 и п.3 ч.2 ст.50). Аналогичные положения закреплены и в ст.14 ч.1 и ст.19 ч.2 п.3 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от 16.12.1997 г. №20-П, определения от 15.02.2005 г. №17-О, от 5.03.2009 г. №376-О-П). При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст.ст.135 – 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п.5 ч.1 ст.55, ст.ст.60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации"). В целях реализации положений ст.40 ч.3 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, ч.2 ст.49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда. Содержащееся в п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п.4 ч.1 ст.51), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Таким образом, данное законоположение, направленное на реализацию положений ст.1 ч.1, ст.7 ч.1, 17, 18, 19 частей 1 и 2, 40 ч.3 и 41 ч.1 Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее компетенцию администрации городского округа ЗАТО Большой Камень. Соответственно, требование Семилетко А.В. о признании незаконным оспариваемого решения главы городского округа является правомерным. Согласно ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение. При этом в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным отказ администрации городского округа ЗАТО Большой Камень Приморского края в предоставлении вне очереди жилого помещения Семилетко А.В.. Обязать администрацию городского округа ЗАТО Большой Камень устранить в полном объеме допущенное нарушение права Семилетко А.В. на получение вне очереди жилого помещения на условиях социального найма; об исполнении решения сообщить в суд и гражданину не позднее чем в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия его судом в окончательной форме, то есть с 29.07.2011 г., путем подачи кассационной жалобы через Шкотовский районный суд. Судья Индиченко П.Н.