Определение о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг.



Дело № 12-50/10О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 октября 2010 года с. Шипуново

Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Ю.С.Давыдовой,

при секретаре Т.А.Правдиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования Шипуновский район Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка № 1 Шипуновского района Алтайского края от 30 ноября 2009 года по делу по иску Притчиной Т.В. к муниципальному унитарному предприятию ТС «Ш», муниципальному образованию «ШР» <адрес>, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации <адрес>, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации <адрес>, Министерству финансов Р о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг по отоплению за период с июля 2006 года по май 2007 года,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально Притчина Т.В. обратилась к мировому судье судебного участка № 1 Шипуновского района с исковым заявлением к МУП ТС «Ш», о взыскании излишне уплаченных сумм за оказание коммунальных услуг по отоплению в сумме <данные изъяты> рублей, мотивируя свои исковые требования тем, что она работает в МУЗ «Ц» в должности фельдшера отделения скорой медицинской помощи, проживает в квартире с центральным отоплением по адресу <адрес>.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по май 2007 года она вносила плату за предоставленные услуги по отоплению МУП ТС «Ш» в размере <данные изъяты> рублей, как специалист, проживающий на селе, получала социальную поддержку, которая составила <данные изъяты> рублей. С учетом вычета социальной поддержки она уплатила в кассу МУП ТС «Ш» <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, что является излишне выплаченной суммой и подлежит возврату истцу.

В ходе рассмотрения дела мировым судьей в качестве соответчиков по делу привлечены МО <адрес> в лице администрации <адрес>, комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации <адрес>, комитет администрации <адрес> по финансам, налоговой и кредитной политике, Министерство финансов Российской Федерации, а также третьи лица - муниципальное учреждение здравоохранения «Ц» и Управление социальной защиты населения по <адрес>.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Шипуновского района Алтайского края от 30 ноября 2009 года исковые требования Притчиной Т.В. удовлетворены, - с комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации <адрес> за счет казны муниципального образования «ШР» в пользу Притчиной Т.В. в возмещение расходов по оплате коммунальных услуг по отоплению за период с июля 2006 года по май 2007 года взыскано <данные изъяты> рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ МО <адрес> в лице администрации <адрес> была подана апелляционная жалоба на решение мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ответчик просит решение мирового судьи отменить, принять новое решения об отказе в удовлетворении исковых требований, считая, что решение мирового судьи вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на следующее.

Мировым судьей при рассмотрении дела было установлено, что истица, работая в должности фельдшера отделения скорой помощи МУЗ «Ц» и проживая в сельской местности в квартире с центральным отоплением, до ДД.ММ.ГГГГ пользовалась льготой по предоставлению жилья с бесплатным отоплением и освещением, которая после указанной даты компенсировалась не полностью.

Однако, заявитель считает, что при принятии решения мировым судьей неверно был истолкован закон, подлежащий применению, что и привело к принятию неверного решения.

Ссылаясь на положения ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и ст. 59 ЖК РФ, ответчик поадлагает, что медицинские работники, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, что необходимо рассматривать, как льготу, предоставляемую в натуральной форме.

Нормы, предусматривавшие предоставление льгот по отоплению и освещению в натуральной форме в отношении медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, установленных ранее частью 2 ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан, утратили свою силу.

Частью 2 статьи 2 Закона предусмотрено, что ежемесячной денежной выплатой заменяются льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и приобретению твердого топлива, предоставлявшиеся в соответствии с Федеральным законом до 1 января 2005 года специалистам, работающим и проживающим в сельской местности.

Действующим федеральным законодательством не предусмотрен порядок получения ежемесячной денежной выплаты, установления ее размера, в том числе ее минимального либо максимального пределов, а тем более в размере потребленных теплоресурсов.

В соответствии с п. 2 ст. 153 Закона РФ № 122-ФЗ от 22.08.2004 года, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены, в то время как размер финансирования в период 2005-2008 годы не уменьшался.

В судебное заседание суда Притчина Т.В., будучи надлежаще уведомленной о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители ответчиков, в суд не явились, надлежаще уведомлены, о причинах неявки суду не сообщили. Представитель администрации <адрес> представил заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, просил решение мирового судьи отменить.

Изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения мирового судьи.

В судебном заседании установлено, что Притчина Т.В. работает в МУЗ «Ц» в должности фельдшера отделения скорой медицинской помощи, проживает в квартире с центральным отоплением по адресу <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ пользовалась льготой в виде предоставления бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением.

Постановлением ВЦИК СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках», постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05 июля 1968 года № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране», жилищным Кодексом РСФСР и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 было установлено право на предоставление и пользование бесплатного жилья с отоплением и освещением медицинским работникам, проживающим в сельской местности.

Пунктом 10 постановления ВЦИК СНК РСФСР от 10 июня 1930 года было предусмотрено предоставление соответствующими местными исполкомами (по местно-бюджетным учреждениям) и подлежащими учреждениями, предприятиями и организациями бесплатных квартир с отоплением и освещением в натуре квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельской местности и рабочих поселках.

Согласно ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, введенного в действие с 1 января 1984 года, специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливается Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.

Пунктом 20 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 Советам Министров республик, краевым (областным) исполкомам было предписано разработать и осуществить мероприятия по обеспечению всех проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках врачей, провизоров и среднего медицинского и фармацевтического персонала и проживающих с ними членов семей бесплатными квартирами с отоплением и освещением.

Решением исполнительного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов от 14 ноября 1984 года N 323 в соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР был определен перечень категорий специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих и иных поселках, порядок и нормы бесплатного предоставления им жилых помещений с отоплением и освещением, куда вошли, в том числе, врачи, провизоры, средний медицинский и фармацевтический персонал (пункт 4 приложения N 1 к решению исполкома от 14 ноября 1984 года N 323).

Тем же решением на органы здравоохранения и просвещения, а также предприятия и организации, имеющие медицинские учреждения и учреждения просвещения, возлагалась обязанность оплачивать жилищно-эксплуатационным организациям всю жилую площадь (включая излишки), предоставленную в пользование вышеуказанным работникам, в одинарном размере, а на исполнительные комитеты районных, поселковых и сельских Советов народных депутатов - предоставлять топливо на фактически предоставленную жилую площадь специалистам (кроме ветеринарных работников и киномехаников) и совместно проживающим с ними членам их семей (приложение N 2).

Аналогичное право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей было закреплено в ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1.

Согласно письму Минздрава России от 29 мая 2000 года № 2510/6018-32 «Об источниках финансирования льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг», льготы по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства предусматривались при определении Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на соответствующий год. Адресное распределение средств, поступающих в регионы из названного фонда, осуществлялось местными органами власти, учитывая, что Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации не решал задачу финансирования отдельных статей расходов бюджетов территорий.

Федеральным законом от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 14 мая 1928 года "Об оплате жилых помещений в городах и рабочих поселках" и от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" признаны утратившими силу.

Статьей 2 Федерального закона от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Данный закон наделил субъекты Российской Федерации правом на установление размера, порядка и условий возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг данной категории граждан, направлен на формирование механизма внебюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот.

Согласно подпункту «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 625 «Об изменении, приостановлении действия и признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров СССР и Правительства Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации актов ЦК КПСС и Совета Министров СССР в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год» постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» признано недействующим на территории Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан были внесены изменения.

В частности, часть вторая названной статьи Основ признана утратившей силу.

Тем же Законом ст. 63 Основ дополнена частями 4, 5 и 6, согласно которым меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

Таким образом, исходя из положений пункта 1 статьи 155 Федерального закона N 122-ФЗ с 1 января 2005 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 07 февраля 2008 года № 383-О-П указал, что установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права и льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01 января 2005 года на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Аналогичная позиция нашла свое отражение в Определении Конституционного Суда РФ № 129-О-П от 01.03.2007 года, согласно которому, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Таким образом, муниципальное учреждение здравоохранения «Шипуновская ЦРБ», где работает Притчина Т.В., входит в систему муниципальных учреждений и финансируется за счет средств бюджета муниципального образования.

Ст. 2 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Жилищный кодекс РСФСР признан утратившим силу с 1 марта 2005 года. Тем самым установленный ранее порядок реализации права медицинских работников на получение натуральных льгот с 1 января 2005 года не подлежит применению ввиду того, что регламентировавшие его нормативные правовые акты утратили свою силу.

Поскольку с 01 января 2005 года действующим законодательством не предусмотрено предоставление специалистам муниципальных учреждений здравоохранения, проживающих в сельской местности, льготы в натуре в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением, а установлена их замена денежными выплатами, мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что такие выплаты должны соответствовать объему тех льгот, которые имели место по состоянию на 31 декабря 2004 года, то есть должны составлять 100% оплаты услуг за отопление и освещение, а не ограничиваться нормативами потребления названных коммунальных услуг.

Расходы Притчиной Т.В. по оплате отопления за период с июля 2006 года по май 2007 года, за вычетом социальной поддержки, составили <данные изъяты> рублей.

Размер социальной поддержки медицинским работникам из бюджета Алтайского края не может обеспечить ранее достигнутый уровень предоставления льгот Притчиной Т.В., который в 2004 году выражался в предоставлении бесплатного отопления, тогда как в период с июля 2006 года по май 2009 года составил 29,99 % от суммы коммунальных платежей по отоплению.

Исходя из изложенного, мировым судьей сделан правильный вывод об обоснованности заявленных исковых требований о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг по отоплению и взыскании с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике излишне уплаченной суммы равной <данные изъяты> рублей.

Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции, излишне уплаченные коммунальные платежи, в том числе и ставшие предметом рассмотрения по настоящему делу, были перечислены истице ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением и сторонами не оспаривалось, а потому, отмена состоявшегося и исполненного судебного решения не согласуется с принципом правовой определенности и недопустимости вмешательства в право пользования полученным по решению суда имуществом, закрепленным в ст. 6 Конвенции и ст. 1 Протокола к ней.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения мирового судьи от 30 ноября 2009 года.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 327-330 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка № 1 Шипуновского района Алтайского края от 30 ноября 2009 года по делу по иску Притчиной Т.В. к муниципальному унитарному предприятию ТС «Ш», муниципальному образованию «Ш» <адрес>, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации <адрес>, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации <адрес>, Министерству финансов Р о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг по отоплению за период с июля 2006 года по май 2007 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования Шипуновский район Алтайского края – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья Шипуновского

районного суда Ю.С.Давыдова