Дело № 2-610/2010
13 октября 2010 года р.ц. Шипуново
Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Срыбных И.А.,
при секретаре Апариной О.И.,
с участием: помощника прокурора Шипуновского района Богомаз Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Р» <адрес> о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласования ее с территориальным органом государственного пожарного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шипуновского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МДОУ детский сад «Р» <адрес> о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласования ее с территориальным органом государственного пожарного надзора, мотивируя свои требования тем, что в результате проведенной прокуратурой <адрес> проверки соблюдения требований пожарной безопасности в МДОУ детский сад «Р» установлены нарушения.
Согласно Устава МДОУ детский сад «Р» создано в целях обеспечения воспитания, обучения, присмотра, ухода и оздоровления детей. В силу п.1.3 Устава МДОУ обеспечивает охрану и укрепление психического и физического здоровья ребенка. Руководитель МДОУ на местах обучает педагогический коллектив и вспомогательный персонал в объеме пожарно-технического минимума и инструктажа, однако специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора, отсутствует. Одной из основных функций системы обучения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности.
Между тем согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.
Статьей 25 названного Федерального закона установлено, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Приказом МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с п.4 названных Норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум).
Согласно пунктам 31,34,35,39,40,51,52,53 Норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя, организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.
По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации.
Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.
Отсутствие в МДОУ специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора, представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него ст.25 Федерального закона №69-ФЗ обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму работников МДОУ, создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность воспитанников, педагогов и работников учреждения и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.
Круг лиц, в защиту интересов которых выступает прокурор, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать ввиду систематического изменения состава воспитанников и персонала МДОУ. Следовательно, возможность привлечь лиц к участию в деле в качестве заявителей, решить права каждого из граждан при разрешении дела отсутствует.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Подавая заявление в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов граждан, прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В силу ст.6 ФЗ «О пожарной безопасности и п.6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, обязанность по контролю за соблюдением пожарной безопасности входит в компетенцию Государственной противопожарной службы, которые не наделяют органы государственного пожарного надзора правом обращаться в суд с требованиями об устранении нарушений правил пожарной безопасности, не ограничивают полномочия прокурора по обращению в суд.
Просит возложить на МДОУ детский сад «Р» <адрес> обязанность разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Богомаз Е.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении, просила возложить на МДОУ детский сад «Р» <адрес> обязанность разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика МДОУ детский сад «Р» <адрес> Коломеец И.Г. в судебное заседание не явилась, однако представила заявление о признании исковых требований прокурора <адрес> в полном объеме, просила принять признание иска ответчиком и рассмотреть дело в ее отсутствие, суду доверяет, отводов не имеет, ходатайствовала о снижении размера государственной пошлины до минимально возможного в связи с тяжелым материальным положением учреждения.
Суд, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39, 173 ГПК РФ, суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При признании иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ответчика признала исковые требования, просила суд принять признание иска.
Данное обстоятельство не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, следует принять признание иска ответчиком.
В соответствии с ч.2 ст.333.20 НК РФ (с изменениями на ДД.ММ.ГГГГ), суды общей юрисдикции…, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.
Учитывая тяжелое финансовое положение ответчика, суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, до минимально возможного.
Руководствуясь ст.ст.39,103,173,194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Шипуновского района Алтайского края удовлетворить.
Принять признание иска ответчиком.
Возложить на муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Р» <адрес> обязанность разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ответчика муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Р» <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Шипуновский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий И.А.Срыбных