Дело №2-645\2010
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
с.Шипуново 25 октября 2010 года
Судья Шипуновского районного суда Алтайского края Червяк О.А., при секретаре Маликовой Л.В., с участием помощника прокурора Шипуновского района Богомаз Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шипуновского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Н» о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шипуновского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МОУ «Н» о возложении на ответчика обязанности разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности в МОУ «Н» установлены нарушения.
Согласно п. 1.10 Устава МОУ «Н», школа несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за качество образования и его соответствие федеральным государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, способностям и интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
Руководитель МОУ на местах обучает педагогический коллектив и вспомогательный персонал в объеме пожарно-технического минимума и инструктажа, однако специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора, отсутствует.
Между тем, согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.
В соответствии со ст.25 названного закона обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденным соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованным в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Пунктом 9 Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, определено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.
Приказом МЧС России № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с п.4 указанных Норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее пожарно-технический минимум).
Согласно пунктам 31, 34, 35, 39, 40, 51, 52, 53 Норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на её руководителя, обучение организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.
По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации.
Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.
Отсутствие в МОУ специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора представляет собой неисполнением учреждением возложенной на него ст.25 Федерального закона № 69-ФЗ обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму работников МОУ, создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность воспитанников, педагогов и работников учреждения и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.
Круг лиц, в защиту интересов которых выступает прокурор, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать в виду систематического изменения состава воспитанников и персонала МОУ. Следовательно, возможность привлечь лиц к участию в деле в качестве заявителей, решить права каждого из граждан при разрешении дела, отсутствует. Подавая заявление в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов граждан, прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Шипуновского района Богомаз Е.В. обратилась с письменным заявлением об отказе от иска и прекращении производства по делу, в связи с добровольным удовлетворением заявленных требований.
Последствия отказа от иска и принятия его судом, предусмотренные ч.1 ст.39, ст.221 ГПК РФ, согласно которым в случае принятия судом отказа от иска, производство по делу прекращается определением суда, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, прокурору разъяснены и понятны, что подтверждается его письменным заявлением.
Отказ от иска прокурора Шипуновского района в данном случае не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.
Представитель ответчика – директор МОУ «Н» Калинина Л.А. просила рассмотреть дело без её участия.
С учетом изложенного, у суда имеются основания для принятия отказа прокурора от иска и прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст.ст.173, 220 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Принять отказ прокурора Шипуновского района от иска.
Производство по гражданскому делу по иску прокурора Шипуновского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Н» о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора, - прекратить.
Определение может быть обжаловано в частном порядке в Алтайский краевой суд через Шипуновский районный суд в течение 10 суток.
Судья О.А. Червяк