Дело № 2-796/10
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
14 декабря 2010 годар.ц.Шипуново
Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Срыбных И.А.,
при секретаре Апариной О.И.,
с участием помощника прокурора Шипуновского района Зацепина А.В.,
представителя ответчика Гаращенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шипуновского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Шипуновский элеватор» с.Шипуново Шипуновского района о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласования ее с территориальным органом государственного пожарного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шипуновского района обратился в Шипуновский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Шипуновский элеватор» с.Шипуново Шипуновского района о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласования ее с территориальным органом государственного пожарного надзора, мотивируя свои исковые требования тем, что в результате проведенной прокуратурой Шипуновского района проверки соблюдения требований пожарной безопасности в ОАО «Шипуновский элеватор» с.Шипуново установлены нарушения.
Руководитель на местах обучает педагогический коллектив и вспомогательный персонал в объеме пожарно-технического минимума и инструктажа, однако специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора, в ОАО «Шипуновский элеватор» отсутствует.
Между тем согласно ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.
Статьей 25 названного Федерального закона установлено, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом президента РФ №868 от 11.07.2004, определено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Приказом МЧС России № 645 от 12.12.2007 утверждены Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с п.4 названных Норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум).
Согласно пунктам 31,34,35,39,40,51,52,53 Норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя, организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.
По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации.
Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.
Отсутствие в ОАО «Шипуновский элеватор» специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора, представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него ст.25 Федерального закона №69-ФЗ обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму работников учреждения, создаются условия, при которых учреждение не может гарантировать безопасность воспитанников, педагогов и работников учреждения и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.
Круг лиц, в защиту интересов которых выступает прокурор, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать ввиду систематического изменения состава воспитанников и персонала учреждения. Следовательно, возможность привлечь лиц к участию в деле в качестве заявителей, решить права каждого из граждан при разрешении дела отсутствует.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Подавая заявление в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов граждан, прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В силу ст.6 ФЗ «О пожарной безопасности и п.6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 №820, обязанность по контролю за соблюдением пожарной безопасности входит в компетенцию Государственной противопожарной службы, которые не наделяют органы государственного пожарного надзора правом обращаться в суд с требованиями об устранении нарушений правил пожарной безопасности, не ограничивают полномочия прокурора по обращению в суд.
Просит возложить на ОАО «Шипуновский элеватор» с.Шипуново Шипуновского района обязанность разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до 20.12.2010 года.
В судебном заседании помощник прокурора Шипуновского района Зацепин А.В. отказался от заявленных исковых требований о возложении обязанности на ОАО «Шипуновский элеватор» с.Шипуново по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласования ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до 20.12.2010 года, пояснив, что ответчик добровольно до рассмотрения дела по существу устранил указанные нарушения, разработал программу и согласовал ее с территориальным органом государственного пожарного надзора 10.12.2010 года. Просил суд принять отказ от иска и прекратить производство по делу, последствия отказа истца от иска ему разъяснены и понятны.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «Шипуновский элеватор» <адрес> Гаращенко А.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, не возражал против принятия судом отказа помощника прокурора Шипуновского района Зацепина А.В. от иска и прекращения производства по делу, пояснив, что действительно ответчик добровольно до рассмотрения дела по существу устранил указанные прокурором нарушения, разработал программу и согласовал ее с территориальным органом государственного пожарного надзора ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. ст. 39, 173 ГПК РФ, суд принимает отказ истца от иска, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39,173, 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, судья,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Принять отказ истца от иска, прекратить производство по гражданскому делу № г. по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Шипуновский элеватор» <адрес> о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласования ее с территориальным органом государственного пожарного надзора, в связи с отказом от иска.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течении 10 дней со дня вынесения путем подачи кассационной жалобы через Шипуновский районный суд Алтайского края.
СудьяИ.А.Срыбных