Дело №2-75\2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
с.Шипуново24 февраля 2011 года
Судья Шипуновского районного суда Алтайского края Червяк О.А., при секретаре Никижиной О.С., с участием заместителя прокурора Шипуновского района Медведева И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шипуновского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Шипуновская сельхозтехника» о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шипуновского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Шипуновская сельхозтехника» о возложении на ответчика обязанности разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму и согласовать ее с территориальным органом государственного пожарного надзора до ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности в ОАО «Шипуновская сельхозтехника» установлено отсутствие специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора, на основании которой руководитель на местах должен обучать коллектив в объеме пожарно-технического минимума и инструктажа.
Между тем, согласно ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.
Согласно ст.25 названного закона, обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденным соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованным в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Пунктом 9 Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ № 868 от 11.07.2004 года, предусмотрено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями.
Приказом МЧС России № 645 от 12.12.2007 года утверждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с п.4 указанных Норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее пожарно-технический минимум).
Согласно пунктам 31, 34, 35, 39, 40, 51, 52, 53 Норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре. Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на её руководителя, обучение организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства. По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации. Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ организаций, не находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется территориальными органами государственного пожарного надзора.
Отсутствие в ОАО «Шипуновская сельхозтехника» специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора, представляет собой неисполнение ответчиком возложенной на него ст.25 Федерального закона № 69-ФЗ обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения и, следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму работников ОАО «Шипуновская сельхозтехника», создаются условия, при которых ответчик не может гарантировать безопасность работников, ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.
В судебном заседании заместитель прокурора Шипуновского района Медведев И.Ю. обратился с письменным заявлением об отказе от иска и прекращении производства по делу, в связи с добровольным удовлетворением заявленных требований ответчиком.
Последствия отказа от иска и принятия его судом, предусмотренные ч.1 ст.39, ст.221 ГПК РФ, согласно которым в случае принятия судом отказа от иска, производство по делу прекращается определением суда, повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, прокурору разъяснены и понятны, что подтверждается его письменным заявлением.
Отказ от иска прокурора Шипуновского района в данном случае не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.
Представитель ответчика – генеральный директор ОАО «Шипуновская сельхозтехника» Виноградов В.А. просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель третьего лица – Главного управления МЧС РФ по Алтайскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил.
С учетом изложенного, у суда имеются основания для принятия отказа прокурора от иска и прекращения производства по делу.
Руководствуясь ст.ст.173, 220 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Принять отказ прокурора Шипуновского района от иска.
Производство по гражданскому делу по иску прокурора Шипуновского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Шипуновская сельхозтехника» о возложении обязанности по разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласовании ее с территориальным органом государственного пожарного надзора, - прекратить.
Определение может быть обжаловано в частном порядке в Алтайский краевой суд через Шипуновский районный суд в течение 10 дней.
СудьяО.А. Червяк