Дело № 2-134/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2011 годар.ц. Шипуново
Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Срыбных И.А.,
при секретаре Апариной О.И.,
с участием: помощника прокурора Шипуновского района Богомаз Е.В.,
представителя ответчика Куликова Д.В.,
представителя третьего лица СКС,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шипуновского района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Шипуновского сельсовета <адрес>, с привлечением в качестве третьего лица ОВД по <адрес> о признании незаконным бездействия в части ненадлежащей организации зимнего содержания дорог в <адрес> и возложении обязанности надлежаще обеспечить организацию зимнего содержания автомобильных дорог на <адрес> в <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шипуновского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации Шипуновского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия в части ненадлежащей организации зимнего содержания дорог в <адрес> и возложении обязанности надлежаще обеспечить организацию зимнего содержания автомобильных дорог на <адрес> в <адрес>.
Свои исковые требования прокурор мотивировал тем, что в результате проведенной прокуратурой Шипуновского района проверки по факту ненадлежащей организации зимнего содержания автомобильных дорог в <адрес>, было установлено, что в соответствии с п.5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится деятельность по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 ст.3 Устава МО «Шипуновский сельсовет», вопросы организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно п. 6 ст.13 ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ч.1 ст.34 ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Согласно ч.2 ст.46 ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия (бездействия) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.
Органами местного самоуправления ненадлежащим образом исполняется возложенная на них обязанность по содержанию дорог, а именно, на улицах <адрес> имеется ямочность, коллейность, дорожное полотно покрыто снежным настом, имеется наледь. Обочины и тротуары не очищены от снега. Должностные лица, ответственные за очистку улиц <адрес>, не принимают мер для выполнения возложенных на них обязанностей.
Согласно акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, составленного должностными лицами ОГИБДД ОВД по <адрес> в <адрес> не очищены от снега, имеется ямочность, коллейность, снежный накат на проезжей части, что не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения».
В силу ч.3 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» утвержденного Постановление Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 221 - проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а так же поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их благоустройству.
В соответствии с п.3.1.7. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. №221 - на дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м.
После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.
Согласно п.3.1.8. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановление Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 221 - формирование снежных валов не допускается:
- на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
- ближе 5 м от пешеходного перехода;
- ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
- на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;
- на тротуарах.
В соответствии с п.3.1.9. СНИП 2.05.02-85 ГОСТР 50597-93 в городах и населенных пунктах уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует осуществлять с учетом интенсивности движения пешеходов после окончания снегопада или метели в сроки, приведенные в таблице:
Интенсивность движения пешеходов,чел./час | Время проведения работ, ч., не более |
Св. 250 | 1 |
От 100 до 250 | 2 |
До 100 | 3 |
Согласно статьи 12 указанного закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Требования ГОСТ Р-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Динамика дорожно-транспортных происшествий показывает увеличение (рост) ДТП, в том числе в зимний период.
Так, за 12 месяцев 2009 года на территории Шипуновского района зарегистрировано 268 ДТП, из них в зимний период - 57, из которых 228 ДТП с материальным ущербом, в которых 9 человек погибло, 54 человека получили телесные повреждения различной степени тяжести.
За 12 месяцев 2010 года на территории Шипуновского района зарегистрировано 295 ДТП, из которых 250 ДТП с материальным ущербом, в которых 14 человек погибло, 49 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести.
Имеются факты, сопутствующие ДТП, в связи с неудовлетворительным содержанием дорог должностным лицам выдано 56 предписаний об устранении выявленных недостатков.
Согласно ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» п. 4.5.1.1. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сутки.
В соответствии с п.4.5.1.2, в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений [3].
Пунктом 4.5.1.3 предусмотрено, что тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Согласно п. 4.5.1.4 пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна.
Статьей 1 ФЗ от 10.01.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст.12 указанного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Одной из составляющих надлежащего содержания дорог является надлежащая очистка от снега дорог и тротуаров (пешеходных дорожек).
Выявленные недостатки отрицательным образом влияют на безопасность дорожного движения, угрожают жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании помощник прокурора Шипуновского района Богомаз Е.В. уточнила заявленные исковые требования, просила возложить на муниципальное образование Шипуновский сельсовет обязанность надлежаще обеспечить организацию зимнего содержания автомобильных дорог на <адрес> в <адрес>, обосновав свои требования доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика – муниципального образования Администрации Шипуновского сельсовета <адрес> Куликов Д.В., являющийся главой муниципального образования, в судебном заседании признал уточненные исковые требования прокурора <адрес>, представил заявление о признании исковых требований прокурора <адрес> в полном объеме, просил принять признание иска ответчиком.
Представитель третьего лица – ОВД по <адрес> СКС в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, считая их обоснованными.
Суд, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, мнение представителя ответчика и представителя третьего лица, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39, 173 ГПК РФ, суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При признании иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика признал исковые требования, просил суд принять признание иска.
Данное обстоятельство не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, следует принять признание иска ответчиком.
Руководствуясь ст.ст.39,173,194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять признание иска ответчиком, исковые требования прокурора Шипуновского района Алтайского края удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Шипуновский сельсовет» надлежащим образом обеспечить организацию зимнего содержания автомобильных дорог на <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Шипуновский районный суд в течение 10 дней.
ПредседательствующийИ.А.Срыбных