Решение о возложении обязанности надлежаще обеспечить организацию зимнего содержания автомобильных дорог



Дело № 2-132/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 февраля 2011 годар.ц. Шипуново

Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Срыбных И.А.,

при секретаре Апариной О.И.,

с участием: помощника прокурора Шипуновского района Богомаз Е.В.,

представителя ответчика Хренова В.Е.,

представителя третьего лица СКС,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Первомайского сельсовета <адрес>, с привлечением в качестве третьего лица ОВД по <адрес> о признании незаконным бездействия в части ненадлежащей организации зимнего содержания дорог в <адрес> и возложении обязанности надлежаще обеспечить организацию зимнего содержания автомобильных дорог на <адрес> в <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шипуновского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации Первомайского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия в части ненадлежащей организации зимнего содержания дорог в <адрес> и возложении обязанности надлежаще обеспечить организацию зимнего содержания автомобильных дорог на <адрес> в <адрес>.

Свои исковые требования прокурор мотивировал тем, что в результате проведенной прокуратурой <адрес> проверки по факту ненадлежащей организации зимнего содержания автомобильных дорог в <адрес>, было установлено, что в соответствии с п.5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится деятельность по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 ст.3 Устава МО «Первомайский сельсовет», вопросы организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.

Согласно п. 6 ст.13 ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно ч.1 ст.34 ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Согласно ч.2 ст.46 ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия (бездействия) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.

Органами местного самоуправления ненадлежащим образом исполняется возложенная на них обязанность по содержанию дорог, а именно, на улицах <адрес> имеется ямочность, коллейность, дорожное полотно покрыто снежным настом, имеется наледь. Обочины и тротуары не очищены от снега. Должностные лица, ответственные за очистку улиц <адрес>, не принимают мер для выполнения возложенных на них обязанностей.

Согласно акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, составленного должностными лицами ОГИБДД ОВД по <адрес> в <адрес> не очищены от снега, имеется ямочность, коллейность, снежный накат на проезжей части, что не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения».

В силу ч.3 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» утвержденного Постановление Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 221 - проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а так же поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их благоустройству.

В соответствии с п.3.1.7. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. №221 - на дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м.

После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.

Согласно п.3.1.8. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановление Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 221 - формирование снежных валов не допускается:

- на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;

- ближе 5 м от пешеходного перехода;

- ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;

- на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;

- на тротуарах.

В соответствии с п.3.1.9. СНИП 2.05.02-85 ГОСТР 50597-93 в городах и населенных пунктах уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует осуществлять с учетом интенсивности движения пешеходов после окончания снегопада или метели в сроки, приведенные в таблице:

Интенсивность движения пешеходов,чел./час Время проведения работ, ч., не более
Св. 250 1
От 100 до 250 2
До 100 3

Согласно статьи 12 указанного закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Требования ГОСТ Р-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Динамика дорожно-транспортных происшествий показывает увеличение (рост) ДТП, в том числе в зимний период.

Так, за 12 месяцев 2009 года на территории <адрес> зарегистрировано 268 ДТП, из них в зимний период - 57, из которых 228 ДТП с материальным ущербом, в которых 9 человек погибло, 54 человека получили телесные повреждения различной степени тяжести.

За 12 месяцев 2010 года на территории <адрес> зарегистрировано 295 ДТП, из которых 250 ДТП с материальным ущербом, в которых 14 человек погибло, 49 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести.

Имеются факты, сопутствующие ДТП, в связи с неудовлетворительным содержанием дорог должностным лицам выдано 56 предписаний об устранении выявленных недостатков.

Согласно ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» п. 4.5.1.1. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сутки.

В соответствии с п.4.5.1.2, в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений [3].

Пунктом 4.5.1.3 предусмотрено, что тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Согласно п. 4.5.1.4 пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна.

Статьей 1 ФЗ от 10.01.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст.12 указанного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Одной из составляющих надлежащего содержания дорог является надлежащая очистка от снега дорог и тротуаров (пешеходных дорожек).

Выявленные недостатки отрицательным образом влияют на безопасность дорожного движения, угрожают жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Богомаз Е.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, просила признать незаконным бездействия в части ненадлежащей организации зимнего содержания дорог в <адрес> и возложить обязанность надлежаще обеспечить организацию зимнего содержания автомобильных дорог на <адрес> в <адрес>, обосновав свои требования доводами, изложенными в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Администрации Первомайского сельсовета <адрес> Хренов В.Е., являющийся главой муниципального образования, в судебном заседании признал заявленные исковые требования прокурора <адрес>, представил заявление о признании исковых требований прокурора <адрес> в полном объеме, просил принять признание иска ответчиком.

Представитель третьего лица – ОВД по <адрес> СКС в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, считая их обоснованными.

Суд, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, мнение представителя ответчика и представителя третьего лица, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39, 173 ГПК РФ, суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

При признании иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных исковых требований.

В судебном заседании представитель ответчика признал исковые требования, просил суд принять признание иска.

Данное обстоятельство не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, следует принять признание иска ответчиком.

Руководствуясь ст.ст.39,173,194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Принять признание иска ответчиком, исковые требования прокурора Шипуновского района Алтайского края удовлетворить.

Признать незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Первомайский сельсовет» в части ненадлежащей организации зимнего содержания дорог в <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования «Первомайский сельсовет» надлежащим образом обеспечить организацию зимнего содержания автомобильных дорог на <адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Шипуновский районный суд в течение 10 дней.

ПредседательствующийИ.А.Срыбных