Дело № 2-180/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2011 годар.ц. Шипуново
Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Срыбных И.А.,
при секретаре Апариной О.И.,
с участием: помощника прокурора Шипуновского района Зацепина А.В.,
представителя третьего лица Симонова К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шипуновского района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Порожненского сельсовета <адрес>, с привлечением в качестве третьего лица ОВД по <адрес> о признании незаконным бездействия в части ненадлежащей организации зимнего содержания дорог в <адрес> и возложении обязанности надлежаще обеспечить организацию зимнего содержания автомобильных дорог на <адрес> в <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шипуновского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации Порожненского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия в части ненадлежащей организации зимнего содержания дорог в <адрес> и возложении обязанности надлежаще обеспечить организацию зимнего содержания автомобильных дорог на <адрес> в <адрес>.
Свои исковые требования прокурор мотивировал тем, что в результате проведенной прокуратурой Шипуновского района проверки по факту ненадлежащей организации зимнего содержания автомобильных дорог в <адрес>, было установлено, что в соответствии с п.5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится деятельность по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 ст.3 Устава МО «Порожненский сельсовет», вопросы организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно п. 6 ст.13 ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ч.1 ст.34 ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Согласно ч.2 ст.46 ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия (бездействия) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.
Органами местного самоуправления ненадлежащим образом исполняется возложенная на них обязанность по содержанию дорог, а именно, на улицах <адрес> имеется ямочность, коллейность, дорожное полотно покрыто снежным настом, имеется наледь. Обочины и тротуары не очищены от снега. Должностные лица, ответственные за очистку улиц <адрес>, не принимают мер для выполнения возложенных на них обязанностей.
Согласно акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, составленного должностными лицами ОГИБДД ОВД по <адрес> в <адрес> не очищена от снега, имеется ямочность, коллейность, снежный накат на проезжей части, что не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения».
В силу ч.3 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» утвержденного Постановление Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 221 - проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а так же поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их благоустройству.
В соответствии с п.3.1.7. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. №221 - на дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м.
После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.
Согласно п.3.1.8. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановление Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 221 - формирование снежных валов не допускается:
- на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
- ближе 5 м от пешеходного перехода;
- ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
- на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;
- на тротуарах.
В соответствии с п.3.1.9. СНИП 2.05.02-85 ГОСТР 50597-93 в городах и населенных пунктах уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует осуществлять с учетом интенсивности движения пешеходов после окончания снегопада или метели в сроки, приведенные в таблице:
Интенсивность движения пешеходов,чел./час | Время проведения работ, ч., не более |
Св. 250 | 1 |
От 100 до 250 | 2 |
До 100 | 3 |
Согласно статьи 12 указанного закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Требования ГОСТ Р-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Динамика дорожно-транспортных происшествий показывает увеличение (рост) ДТП, в том числе в зимний период.
Так, за 12 месяцев 2009 года на территории <адрес> зарегистрировано 268 ДТП, из них в зимний период - 57, из которых 228 ДТП с материальным ущербом, в которых 9 человек погибло, 54 человека получили телесные повреждения различной степени тяжести.
За 12 месяцев 2010 года на территории <адрес> зарегистрировано 295 ДТП, из которых 250 ДТП с материальным ущербом, в которых 14 человек погибло, 49 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести.
Имеются факты, сопутствующие ДТП, в связи с неудовлетворительным содержанием дорог должностным лицам выдано 56 предписаний об устранении выявленных недостатков.
Согласно ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» п. 4.5.1.1. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сутки.
В соответствии с п.4.5.1.2, в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений [3].
Пунктом 4.5.1.3 предусмотрено, что тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Согласно п. 4.5.1.4 пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна.
Статьей 1 ФЗ от 10.01.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст.12 указанного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Одной из составляющих надлежащего содержания дорог является надлежащая очистка от снега дорог и тротуаров (пешеходных дорожек).
Выявленные недостатки отрицательным образом влияют на безопасность дорожного движения, угрожают жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании помощник прокурора Шипуновского района Зацепин А.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объёме, просил признать незаконным бездействия в части ненадлежащей организации зимнего содержания дорог в <адрес> и возложить обязанность надлежаще обеспечить организацию зимнего содержания автомобильных дорог на <адрес> в <адрес>, обосновав свои требования доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Администрации Порожненского сельсовета <адрес> Говоркова Н.В., являющаяся главой муниципального образования, в судебное заседание не явилась, однако представила заявление о признании исковых требований прокурора <адрес> в полном объеме, просила суд принять признание иска ответчиком и рассмотреть дело в ее отсутствие, суду доверяет, отводов и ходатайств не имеет.
Представитель третьего лица – ОВД по <адрес> Симонов К.С. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, считая их обоснованными.
Суд, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, мнение представителя третьего лица, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39, 173 ГПК РФ, суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При признании иска ответчиком и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ответчика признала исковые требования, подала заявление о признании иска ответчиком, просила суд принять признание иска.
Данное обстоятельство не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем, следует принять признание иска ответчиком.
Руководствуясь ст.ст.39,173,194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Принять признание иска ответчиком, исковые требования прокурора Шипуновского района Алтайского края удовлетворить.
Признать незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Порожненский сельсовет» в части ненадлежащей организации зимнего содержания дорог в <адрес>.
Обязать Администрацию муниципального образования «Порожненский сельсовет» надлежащим образом обеспечить организацию зимнего содержания автомобильных дорог на <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Шипуновский районный суд в течение 10 дней.
ПредседательствующийИ.А.Срыбных