решение о возложении обязанности надлежаще обеспечить организацию зимнего содержания дорог



Дело № 2-153/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2011 годар.ц. Шипуново

Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Срыбных И.А.,

при секретаре Апариной О.И.,

с участием: помощника прокурора Шипуновского района Зацепина А.В.,

представителя третьего лица Симонова К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Войковского сельсовета <адрес>, с привлечением в качестве третьего лица ОВД по <адрес> о признании незаконным бездействия в части ненадлежащей организации зимнего содержания дорог в <адрес> и возложении обязанности надлежаще обеспечить организацию зимнего содержания автомобильных дорог на <адрес> в <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации Войковского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия в части ненадлежащей организации зимнего содержания дорог в <адрес> и возложении обязанности надлежаще обеспечить организацию зимнего содержания автомобильных дорог на <адрес> в <адрес>.

Свои исковые требования прокурор мотивировал тем, что в результате проведенной прокуратурой <адрес> проверки по факту ненадлежащей организации зимнего содержания автомобильных дорог в <адрес>, было установлено, что органами местного самоуправления ненадлежащим образом исполняется возложенная на них обязанность по содержанию дорог, а именно, на улицах <адрес> имеется ямочность, коллейность, дорожное полотно покрыто снежным настом, имеется наледь. Обочины и тротуары не очищены от снега. Должностные лица, ответственные за очистку улиц <адрес>, не принимают мер для выполнения возложенных на них обязанностей. Согласно акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, составленного должностными лицами ОГИБДД ОВД по <адрес> в <адрес> не очищена от снега, имеется ямочность, коллейность, снежный накат на проезжей части, что не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения».

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Зацепин А.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объёме, просил признать незаконным бездействия в части ненадлежащей организации зимнего содержания дорог в <адрес> и возложить обязанность надлежаще обеспечить организацию зимнего содержания автомобильных дорог на <адрес> в <адрес>, обосновав свои требования доводами, изложенными в исковом заявлении.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации Войковского сельсовета <адрес> не явился по неизвестной суду причине, хотя был надлежащим образом уведомлен о времени и месте проведения заседания, своих доводов по поводу заявленных исковых требований и по поводу неявки в судебное заседание суду не представил.

Исходя из положений ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившегося представителя ответчика Администрации Войковского сельсовета <адрес>.

Представитель третьего лица – ОВД по <адрес> Симонов К.С. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора, считая их обоснованными.

Суд, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, мнение представителя третьего лица, считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится деятельность по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 ст.3 Устава МО «Войковский сельсовет», вопросы организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности отнесены к вопросам местного значения сельского поселения.

Согласно п. 6 ст.13 ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно ч.1 ст.34 ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Согласно ч.2 ст.46 ФЗ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия (бездействия) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.

В судебном заседании установлено, что органами местного самоуправления действительно ненадлежащим образом исполняется возложенная на них обязанность по содержанию дорог, а именно, на улицах <адрес> имеется ямочность, коллейность, дорожное полотно покрыто снежным настом, имеется наледь. Обочины и тротуары не очищены от снега. Должностные лица, ответственные за очистку улиц <адрес>, не принимают мер для выполнения возложенных на них обязанностей.

Согласно акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, составленного должностными лицами ОГИБДД ОВД по <адрес> в <адрес> не очищена от снега, имеется ямочность, коллейность, снежный накат на проезжей части, что не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения».

Главе Администрации Войковского сельсовета инспектором ОГИБДД ОВД по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вручено предписание об устранении нарушений требований ФИО6 50597-93 по очистке <адрес> в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако данное предписание не исполнено, что послужило основанием для обращения в суд.

В силу ч.3 Государственного стандарта Российской Федерации ФИО6 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» утвержденного Постановление Госстандарта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № - проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а так же поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их благоустройству.

В соответствии с п.3.1.7. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. №221 - на дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м.

После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.

Согласно п.3.1.8. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановление Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 221 - формирование снежных валов не допускается:

- на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;

- ближе 5 м от пешеходного перехода;

- ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;

- на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;

- на тротуарах.

В соответствии с п.3.1.9. СНИП 2.05.02-85 ГОСТР 50597-93 в городах и населенных пунктах уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует осуществлять с учетом интенсивности движения пешеходов после окончания снегопада или метели в сроки, приведенные в таблице:

Интенсивность движения пешеходов,чел./час Время проведения работ, ч., не более
Св. 250 1
От 100 до 250 2
До 100 3

Согласно статьи 12 указанного закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Требования ГОСТ Р-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Динамика дорожно-транспортных происшествий показывает увеличение (рост) ДТП, в том числе в зимний период.

Так, за 12 месяцев 2009 года на территории <адрес> зарегистрировано 268 ДТП, из них в зимний период - 57, из которых 228 ДТП с материальным ущербом, в которых 9 человек погибло, 54 человека получили телесные повреждения различной степени тяжести.

За 12 месяцев 2010 года на территории <адрес> зарегистрировано 295 ДТП, из которых 250 ДТП с материальным ущербом, в которых 14 человек погибло, 49 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести.

Имеются факты, сопутствующие ДТП, в связи с неудовлетворительным содержанием дорог должностным лицам выдано 56 предписаний об устранении выявленных недостатков.

Согласно ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» п. 4.5.1.1. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сутки.

В соответствии с п.4.5.1.2, в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений [3].

Пунктом 4.5.1.3 предусмотрено, что тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.

Согласно п. 4.5.1.4 пешеходные дорожки располагают за пределами земляного полотна.

Статьей 1 ФЗ от 10.01.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст.12 указанного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Одной из составляющих надлежащего содержания дорог является надлежащая очистка от снега дорог и тротуаров (пешеходных дорожек).

Выявленные недостатки отрицательным образом влияют на безопасность дорожного движения, угрожают жизни и здоровью граждан.

При таких обстоятельствах, исследовав в своей совокупности представленные доказательства, суд считает заявленные исковые требования прокурора <адрес> к Администрации Войковского сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия в части ненадлежащей организации зимнего содержания дорог в <адрес> и возложении обязанности надлежаще обеспечить организацию зимнего содержания автомобильных дорог на <адрес> в <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Признать незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Войковский сельсовет» в части ненадлежащей организации зимнего содержания дорог в <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования «Войковский сельсовет» надлежащим образом обеспечить организацию зимнего содержания автомобильных дорог на <адрес> в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Шипуновский районный суд в течение 10 дней.

ПредседательствующийИ.А.Срыбных