решение о возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности



Дело № 2-11/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2011 года                            с. Шипуново

Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего                Ю.С.Давыдовой,

при секретаре                         Т.А.Правдиной,

с участием помощника прокурора         А.В.Зацепина,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Шипуновскому РЭС филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго», открытому акционерному обществу «МРСК Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго» о возложении обязанности по устранению нарушений правил пожарной безопасности,

Установил:

            Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам с требованиями о возложении обязанности по установлению автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в помещении подстанции – ПС <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>.

В обосновании своих требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ совместно с ТО ГПН по <адрес> проведена проверка соблюдения пожарной безопасности Шипуновского РЭС филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» в помещении подстанции – ПС <данные изъяты>, в ходе которой установлено, что здание подстанции не оснащено требуемой системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях. Данные нарушения создают непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, противоречат нормам и правилам пожарной безопасности - ППБ 01-03.

    В судебном заседании помощник прокурора требования поддержал в полном объеме, уточнив срок для установления пожарной сигнализации и системы оповещения – до ДД.ММ.ГГГГ, а также исключив из числа ответчиков – ОАО «МРСК Сибири».

Представитель ответчика – ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго» - А.Ю.Савинков, действующий на основании доверенности, требования не признал, полагал, что здание подстанции не относится к кабельным сооружениям, ПС оснащена первичными средствами пожаротушения, регулярно с персоналом проводятся противопожарные тренировки, имеются средства индивидуальной защиты для персонала и пожарной охраны, в связи с чем оснащение пожарной сигнализацией и системой оповещения людей здания подстанции нормами и правилами пожарной безопасности - ППБ 01-03 не предусмотрено.

Представитель третьего лица – ГУ МЧС РФ по АК в судебном заседании пояснил, что в результате совместной проверки органами пожназдора и прокуратуры в ДД.ММ.ГГГГ выявлено нарушение норм пожарной безопасности, а именно - на ПС <данные изъяты> отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, что создает угрозу жизни и здоровью людей. Здание подстанции является кабельным сооружением, подпадает под понятие «этаж», следовательно оснащение данного объекта пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре предусмотрено нормами и правилами пожарной безопасности - ППБ 01-03.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Согласно ст.ст. 1, 20, 34, 37, 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» нарушение требований – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности, меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы, правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Граждане имеют право на защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственник имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций и др.

В соответствии со ст.1 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица и гражданами в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды. Пунктом 3 Правил установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС) установлены Приказом МЧС РФ №315 от 18.06.2003 года. Настоящие Нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации. В силу п.14 Норм пожарной безопасности здания административно-бытового назначения входят в перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

В соответствии со ст. 84 ФЗ 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также в соответствии с приказом МЧС РФ от 20 июня 2003 г. N 323, утверждены нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)" (с изменениями от 7 февраля 2008 г.), предусмотрены требования к оборудованию зданий и сооружений системой оповещения людей о пожаре.

В ходе проверки установлено, что в сооружении ПС <данные изъяты> отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (НПБ 110-03 таблица 2 п.2.2.2), что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Довод ответчика о том, что отсутствие на объекте энергоснабжения - ПС <данные изъяты> автоматической пожарной сигнализации не является нарушением правил пожарной безопасности не состоятелен и опровергается информацией органов пожарного надзора, представленной прокурором в рамках в материалах данного дела. Согласно справке начальника ТО ГПН УГПН ГУ МЧС России по АК от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), помещение подстанции не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, что предусмотрено обязательными требованиями пожарной безопасности (ППБ 01-03 п.3, нормы пожарной безопасности НПБ 110-03 таблица п.2, 2.2). Данное нарушение зафиксировано и по результатам выездной проверки органов прокуратуры совместно с начальником ТО ГПН УГПН ГУ МЧС России по АК на предмет соблюдения законодательства в области пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

Из пояснений представителя ответчика следует, что в данный момент на ПС <данные изъяты> пожарная сигнализация отсутствует, имеются первичные средства пожаротушения.

В соответствии с приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №315 «Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" определены объекты, подлежащие оборудованию автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

Объекты, не относящиеся к государственному и муниципальному имуществу, перечисленные в пунктах 1, 2, 7 таблицы 1, пунктах 1 - 8 таблицы 2, пунктах 1 - 15,16.1, 17.1, 19, 20 таблицы 3, пунктах 1 - 8 таблицы 4 приложения настоящих норм допускается оборудовать АУПС без устройства АУПТ.

В соответствии с п.2 таблицы №2 к вышеуказанным объектам относятся кабельные сооружения электростанций. Под кабельными сооружениями в настоящих нормах понимаются тоннели, каналы, подвалы, шахты, этажи, двойные полы, галереи, камеры, используемые для прокладки электрокабелей (в том числе совместно с другими коммуникациями).

Согласно пояснениям представителя третьего лица, ПС <данные изъяты> относится к кабельным сооружениям и подпадает под понятие «этаж», при этом размер напряжения на ПС значения не имеет; кроме того, установление системы оповещения людей о пожаре является неотъемлемым требованием в рамках выполнения норм и правил пожарной безопасности, что предусмотрено приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №323 от 20 июня 2003 года, которым утверждены нормы пожарной безопасности и проектирования систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях (НПБ 104-03).

В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Решением Шипуновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу , оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.171-172), представление прокурора <адрес> в части возложения обязанности о необходимости оборудования ПС <данные изъяты> пожарной сигнализацией признано законным. Решение в порядке надзора ответчиком (который выступал в качестве заявителя по вышеуказанному делу) не обжаловано.

Из представленных представителем ответчика документов, фотоснимков не следует, что здание подстанции не подлежит оборудованию автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей, иных доказательств в обосновании своих возражения стороной ответчика не представлено.

На основании изложенного, исследовав в совокупности все доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о необходимости установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре на ПС <данные изъяты> соответствует требованиям пожарной безопасности и является законным.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ, ч.1 ст. 103 ГПК РФ. С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей.

Руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> к Шипуновскому РЭС филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго», открытому акционерному обществу «МРСК Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго» о возложении обязанности по устранению нарушения правил пожарной безопасности удовлетворить.

Возложить на Шипуновский РЭС (район электрических сетей) филиала открытого акционерного «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» обязанность по установлению автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре в помещении подстанции – ПС <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Шипуновский РЭС (район электрических сетей) филиала открытого акционерного «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Шипуновский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                             Ю.С.Давыдова

Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2011 года