решение о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, включении периодов в стаж для назначения досрочной пенсии



                                        Дело № 2-585/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2011 года                                 с.Шипуново

Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего              Ю.С.Давыдовой,

при секретаре                                Т.А.Правдиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Андрузского Е.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, включении периодов в стаж для назначения досрочной пенсии,

Установил:

Андрузский Е.М. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес>, просил возложить на ответчика обязанность включить в стаж его педагогической деятельности период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в УПФ с ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование заявленных требований указывал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с приложением необходимых документов. Комиссией по вопросам рассмотрения реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в <адрес> отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с тем, что в его педагогический стаж не засчитаны вышеуказанный период службы.

Полагает, что спорный период подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, на основании постановления Совета министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г., которое предусматривало, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В судебном заседании Андрузский Е.М. требования поддержал в полном объеме.

Представитель ГУ УПФ РФ в Шипуновском районе – Горбункова Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, представила письменный отзыв, согласно которому требования ответчик не признал в полном объеме. Согласно позиции ответчика, возможность зачета периода службы в Вооруженных Силах СССР в соответствии с постановлением Совета Министров от 17.12.1959г. № 1397 предусмотрена только в случае, если требуемый педагогический стаж (2/3) выработан на дату отмены данного постановления. К моменту окончания действия данного постановления необходимый стаж истцом не был выработан, а потому основания для включения оспариваемого периода в специальный стаж отсутствуют.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.

        В соответствии со ст.27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ граждане приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

        Подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2008) предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

    Служба в составе Вооруженных Сил СССР, которую в спорный период проходил истец, не предусмотрена вышеуказанными нормативными актами, как подлежащая включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Из материалов дела следует, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР, относятся к периодам работы до установления нового правого регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

     Вместе с тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения прав.

Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утв. пост. Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе, выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР (п.п. «а,г» п. 1 Положения).

При этом пунктом 4 данного Положения предусмотрено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

2/3 от 25 лет составляет 16 лет 8 месяцев.

Как усматривается из материалов дела спорный период Андрузского Е.М. составляет время службы в составе Вооруженных Сил СССР – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).

На дату обращения Андрузского Е.М. с заявлением о назначении досрочной пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) стаж его педагогической работы, без учета спорного периода, составлял 23 года 14 дней, что подтверждено ответчиком в решении п.4 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии (л.д.5).

Таким образом, педагогический стаж работы истца на момент обращения за назначением пенсии составил более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а потому истец имел право на включение спорных периодов работы в специальный стаж.

Доводы ответчика о том, что 2/3 необходимого стажа должно быть выработано на момент отмены ранее действовавшего нормативно – правового акта, основаны на неверном толковании норм материального права.

Вышеприведенный пункт 4 Положения определяет исчисление периодов работы на момент возникновения права на пенсию. Иное поставило бы истца в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше.

С учетом включения спорных периодов в специальный стаж у Андрузского Е.М. имелся необходимый специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости на день его обращения с заявлением о назначении пенсии, т.е. – более 25 лет.

То обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о праве истца на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило его в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедших на пенсию раньше, не должно нарушать его прав. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

На основании изложенного суд полагает необходимым включить в стаж работы истца время службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 1 месяц 3 дня).

В силу п.19 ст.333.36 НК РФ, ответчик освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем судебные расходы с пенсионного органа взысканию не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                                                    РЕШИЛ:

            Исковые требования Андрузского Е.М. удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <адрес> в <адрес> от    ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии в части не включения в стаж Андрузского Е.М. для назначения трудовой пенсии время службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 1 месяц 3 дня).

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) <адрес> в <адрес> засчитать в специальный стаж    Андрузского Е.М. период службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 1 месяц 3 дня).

     Признать право Андрузского Е.М. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

            В остальной части иска отказать.

            Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Шипуновский районный суд Алтайского в течение 10 дней.

Судья                                          Ю.С.Давыдова