Дело № 2-633/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2011 года р.ц.Шипуново
Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Срыбных И.А.
при секретаре Апариной О.И.
с участием помощника прокурора Шипуновского района Зацепина А.В.,
представителей ответчиков Королевой З.Н., Пермяковой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шипуновского района в защиту интересов Ваганова П.Д. к <адрес>, Администрации Кузнечихинского сельсовета <адрес>, о возложении обязанности в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, об отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Шипуновского района обратился в Шипуновский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов Ваганова П.Д. к <адрес>, Администрации Кузнечихинского сельсовета <адрес>, о возложении обязанности в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, об отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной проверки по обращению КГП о нарушении жилищных прав Ваганова П.Д. установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ваганов П.Д. обратился в администрацию Кузнечихинского сельсовета с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией при администрации Кузнечихинского сельсовета, рассматривающей документы о регистрации граждан для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, обследованы жилищные условия, в которых проживает Ваганов П.Д. Комиссия установила, Ваганов П.Д. на праве собственности имеет 3-х комнатный дом, общей площадью 35 кв.м., дом деревянный, 1966 года постройки, в котором проживает один. Жилищной комиссией при администрации Кузнечихинского сельсовета принято решение, в соответствии с которым Ваганову П.Д. рекомендовано обратиться с заявлением в районную межведомственную комиссию по предоставлению инвалидам, участникам ВОВ, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ 1941-1945 годов единовременной выплаты на ремонт жилья для признания дома аварийным. Согласно положений Закона Алтайского края от 14.09.2006 года №92-ЗС, вопросы постановки на учет ветеранов и инвалидов относится к исключительной компетенции <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Ваганов П.Д. обратился с заявлением в районную межведомственную комиссию о проведении экспертной оценки физического износа здания и признания его непригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией обследованы жилищные условия Ваганова П.Д., которая установила, что дом является пригодным для дальнейшего проживания, процент его физического износа составляет 47,8%. Государственной жилищной инспекцией <адрес> на основании обращения КГП проведено обследование жилого помещения, в котором проживает Ваганов П.Д. По результатам обследования составлен акт визуального осмотра жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ и инспекцией сделан вывод, что Ваганов П.Д. нуждается в улучшении жилищных условий. В акте районной межведомственной комиссии не нашли свое отражение существенные дефекты и недостатки состояния жилого помещения, которые, напротив, указаны в акте, составленном представителем Государственной жилищной инспекции <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Ваганов П.Д. обратился в прокуратуру <адрес> с просьбой оказать помощь в составлении заявления на имя главы администрации <адрес> об оказании материальной помощи и постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес главы администрации <адрес> направлено вышеуказанное заявление Ваганова П.Д., а также внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с требованием поставить Ваганова П.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации <адрес> дан ответ о несогласии с данным представлением с мотивировкой, что Ваганову П.Д. необходимо обратиться в специализированную организацию для более глубокого и детального обследования несущих конструкций жилого дома. Ваганов П.Д. в соответствии с законодательством РФ относится к категории лиц, нуждающихся в особой социальной и правовой защите, является ветераном ВОВ, инвали<адрес> группы. Администрацией Кузнечихинского сельсовета <адрес> нарушаются требования Закона Алтайского края от 14.09.2006 года №92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», так как вопросы постановки на учет ветеранов и инвалидов относится к исключительной компетенции <адрес> нарушаются требования законодательства в связи с тем, что незаконно возлагают на Ваганова П.Д. обязанность по привлечению квалифицированных экспертов для проведения обследования жилого помещения, так как эксперты должны привлекаться органами местного самоуправления. Соответственно, администрацией <адрес> необоснованно отказано в удовлетворении представления прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанными действиями (бездействием) администрации <адрес> и администрации Кузнечихинского сельсовета <адрес> нарушаются интересы государства и иных лиц, которые в соответствии с законом имеют право на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Просит признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кузнечихинского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Ваганову П.Д. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; обязать жилищную комиссию при администрации Кузнечихинского сельсовета <адрес> в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Ваганову П.Д. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; признать незаконным требование администрации <адрес> о необходимости обращения Ваганова П.Д. в специализированную организацию для обследования жилого помещения; признать незаконным бездействие администрации <адрес> по постановке Ваганова П.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; обязать администрацию <адрес> в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу поставить Ваганова П.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Зацепин А.В. поддержал заявленные требования в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении и просил признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кузнечихинского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Ваганову П.Д. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; обязать жилищную комиссию при администрации Кузнечихинского сельсовета <адрес> в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Ваганову П.Д. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; признать незаконным требование администрации <адрес> о необходимости обращения Ваганова П.Д. в специализированную организацию для обследования жилого помещения; признать незаконным бездействие администрации <адрес> по постановке Ваганова П.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; обязать администрацию <адрес> в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу поставить Ваганова П.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Кроме того пояснил, что акт обследования жилищных условий Ваганова П.Д. составлен с нарушением требований законодательства, эксперт к обследованию не был привлечен органами местного самоуправления, процент износа дома выведен не специалистом и данные в нем не соответствуют действительности, так как согласно акта обследования был осмотрен фундамент дома, а на самом деле фундамент находится ниже уровня земли и его никто не осматривал, при этом не установили, есть ли вообще фундамент. Права Ваганова П.Д. нарушены, добровольно устранить данные нарушения органы местного самоуправления не желают.
В судебном заседании представитель ответчика <адрес> Королева З.Н., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные исковые требования прокурора <адрес> не признала полностью и пояснила, что положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, установлены основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания. Для этих целей орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального фонда, в том числе вправе принимать решение о признании частных жилых помещений непригодными для проживания и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям. Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надёжности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, а также изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов. При оценке соответствия помещения установленным требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, санитарно-эпидемиологических и гигиенических нормативов. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям включает: приём и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано непригодным для проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим или не соответствующим требованиям Положения о пригодности или непригодности жилого помещения; составление акта обследования помещения в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования и составлении комиссией заключения на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте. В материалах дела имеется акт обследования помещения: <адрес> заключения, процент износа составляет 47,8% и <адрес> года постройки пригоден для дальнейшего проживания. Вагановым П.Д. акт обследования помещения в судебном порядке не обжаловался. Сам Ваганов П.Д. экспертов для обследования дома не привлек. В исковом заявлении прокурор просит признать незаконным решение жилищной комиссии при Администрации Кузнечихинского сельсовета и незаконным бездействие <адрес> о постановке Ваганова П.Д. на учет. Требования прокурора необоснованны, потому что жилищная комиссия Кузнечихинского сельсовета и <адрес> действуют на основании акта обследования межведомственной комиссии, к которому прилагаются соответствующие расчёты специалистов. Для того, чтобы оспорить акт обследования по существу, необходимо обосновать свои требования и возражения, представить доказательства, например, что процент износа дома не 47,8%, а больше, какие выявлены вредные факторы, влияющие на жизнь и здоровье. В исковом заявлении доводы, опровергающие вывод межведомственной комиссии, не приводятся. Акт межведомственной комиссии в настоящее время имеет юридическую силу, так как он составлен в соответствии с вышеназванным Положением, заинтересованными лицами не оспорен, решения суда о признании его незаконным не имеется. <адрес> не вправе поставить Ваганова П.Д. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как он не поставлен на учет по месту жительства. По какой причине в состав комиссии не был включен эксперт, она не знает. Ваганову П.Д. выделялись денежные средства для ремонта жилого дома.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Кузнечихинского сельсовета <адрес> Пермякова Л.М., являющаяся главой Администрации Кузнечихинского сельсовета <адрес>, исковые требования прокурора <адрес> не признала в полном объеме, пояснив, что полностью поддерживает доводы представителя <адрес> Королевой З.Н., они действовали на основании акта обследования межведомственной комиссии жилого дома Ваганова П.Д.
Суд, выслушав мнение помощника прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, считает заявленные требования прокурора подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что действительно ДД.ММ.ГГГГ Ваганов П.Д., являющийся участником Великой Отечественной войны, инвали<адрес> группы, обратился в администрацию Кузнечихинского сельсовета с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией при администрации Кузнечихинского сельсовета, рассматривающей документы о регистрации граждан для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, обследованы жилищные условия, в которых проживает Ваганов П.Д. В ходе обследования установлено, Ваганов П.Д. на праве собственности имеет 3-х комнатный дом, общей площадью 35 кв.м., дом деревянный, 1966 года постройки, в котором проживает один.
Жилищной комиссией при администрации Кузнечихинского сельсовета принято решение, в соответствии с которым Ваганову П.Д. рекомендовано обратиться с заявлением в районную межведомственную комиссию по предоставлению инвалидам, участникам ВОВ, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ 1941-1945 годов единовременной выплаты на ремонт жилья для признания дома аварийным.
Согласно ч.1 ст.1 Закона Алтайского края от 14.09.2006 года №92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, определенных <адрес> о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, указанных в части 2 настоящей статьи.
Таким образом, вопросы постановки на учет ветеранов и инвалидов относится к исключительной компетенции <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Ваганов П.Д. обратился с заявлением в районную межведомственную комиссию о проведении экспертной оценки физического износа здания и признания его непригодным для проживания.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией обследованы жилищные условия Ваганова П.Д., которая установила, что дом является пригодным для дальнейшего проживания, процент его физического износа составляет 47,8%. Процент физического износа дома Ваганова П.Д. определен ведущим специалистом комитета по строительству, архитектуре и ЖКХ МТА и начальником Шипуновского участка БТИ КВА.
В судебном заседании КВА допрошен в качестве свидетеля и пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он один раз был в доме Ваганова П.Д. с комиссией специалистов из <адрес>. Присутствовал представитель пожарного надзора, ГСГ, СЛП, МТА Они осмотрели дом визуально. Дом старой постройки, имеются прогибы крыши, дом старый снаружи и изнутри. Расчеты по износу все делала МТА согласно таблиц. Проценты износа крыши, фундамента и других элементов здания МТА ставила по таблице приложения 2 ВСН 53-86(р). Он помнит, что у фундамента была неравномерная осадка, трещины, подлит в нескольких местах. Если осматривать фундамент, то необходимо разбирать цоколь, а они поставили процент износа фундамента по цоколю, не исследуя сам фундамент.
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошена МТА, которая пояснила, что действительно ДД.ММ.ГГГГ она в составе комиссии выезжала в <адрес>, где осматривали жилой дом Ваганова П.Д. Дом старой постройки, но крепкий, пригоден для жилья. Все основные несущие конструкции повреждений не имели, дому просто требовался ремонт. Дом осматривали визуально, специальных измерений не производили. Она действительно подписала таблицу определения физического износа дома Ваганова П.Д. Данную таблицу должен был делать КВА Тот пришел к ней и попросил сделать таблицу. Она только ставила в таблицу цифры, которые диктовал КВА Процент износа каждого элемента дома по таблице КВА ставил примерный. Точных измерений никто не производил, эксперты при осмотре не присутствовали. Фундамент записали вообще со слов хозяина дома, так как фундамент находится ниже уровня земли.
Государственной жилищной инспекцией <адрес> на основании обращения КГП проведено обследование жилого помещения, в котором проживает Ваганов П.Д. По результатам обследования составлен акт визуального осмотра жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ. В акте осмотра нашли свое отражение дефекты и недостатки состояния жилого помещения, которые не указаны в акте осмотра районной межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, отметка верха фундамента находится ниже отметки земли, визуально осмотреть не представляется возможным, отмостка отсутствует; на крыше имеется прогиб стропильных ног, повреждение, смещение, отсутствие отдельных элементов; 2 оконных проема в юго-западной стене снаружи зашиты металлическими листами, с внутренней стороны проемы заполнены ватными матами.
По результатам данного осмотра Государственной жилищной инспекцией <адрес> направлено ДД.ММ.ГГГГ сообщение прокурору <адрес> по вопросу отказа органом местного самоуправления в предоставлении Ваганову П.Д. мер социальной поддержки для улучшения жилищных условий. Согласно данного сообщения следует, что в акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ отражена горизонтальная деформация стен дома. Заключение о влиянии гниения и деформации бревенчатых стен на несущую способность конструкций, надежности жилого дома и обеспечения безопасности пребывания граждан в нем делает специализированная организация. Такого заключения в межведомственной комиссии нет.
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошен ГСГ, который пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он участвовал в комиссии при осмотре дома Ваганова П.Д., участника Великой отечественной войны, на пригодность дома для проживания. Кто из специалистов ещё был, не помнит, был представитель БТИ, архитектуры района. Он в этом доме бывал и раньше, Ваганов П.Д. обращался за материальной помощью в <адрес> на ремонт дома, так как тому необходимо было заменить электропроводку и кровлю крыши. Проводку Ваганов поменял недавно, а крышу так и не сделал, хотя тому были выделены деньги, видимо истрачены были не по назначению. После осмотра был составлен акт обследования помещения, дом признала комиссия пригодным для дальнейшего проживания, хотя требуется ремонт, стены и кровлю необходимо подремонтировать. Ваганов П.Д. постоянно следил за домом, стены побелены, покрашены, наклеены обои. Эксперт в комиссию не привлекался. Они визуально осмотрели дом, эксперту платить нужно, а они оплатить не могут, так как в <адрес> нет денег. Он считал, что оплата эксперту производится за счет Ваганова П.Д. Если бы комиссия усомнилась в пригодности дома для проживания, то конечно вызвали бы эксперта.
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошен СВГ, который пояснил, что в связи с обращением КГП ДД.ММ.ГГГГ он выехал в <адрес>, где в составе комиссии осмотрел жилой дом участника Великой Отечественной войны, инвалида 2 группы Ваганова П.Д. Данный дом ранее был осмотрен межведомственной комиссией, но он обнаружил ряд недостатков, которые внес в свой акт и которые не были внесены в акт предыдущего обследования. Эксперты к обследованию межведомственной комиссией не привлекались. На основании его осмотра руководитель Государственной жилищной инспекции <адрес> инициировал обращение к прокурору <адрес> для принятия мер реагирования по восстановлению нарушенных прав Ваганова П.Д.
ДД.ММ.ГГГГ Ваганов П.Д. обратился в прокуратуру <адрес> с просьбой оказать помощь в составлении заявления на имя главы администрации <адрес> об оказании материальной помощи и постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес главы администрации <адрес> направлено вышеуказанное заявление Ваганова П.Д., а также внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с требованием поставить Ваганова П.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации <адрес> дан ответ о несогласии с данным представлением с мотивировкой, что Ваганову П.Д. необходимо обратиться в специализированную организацию для более глубокого и детального обследования несущих конструкций жилого дома.
Согласно п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Приложением № и приложением № вышеуказанного Положения предусмотрено составление акта обследования помещения и дача заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания при участии приглашенных экспертов.
Таким образом, положения действующего законодательства предусматривают обязанность органов местного самоуправления при создании комиссии по оценке жилых помещений в необходимых случаях привлекать к работе в комиссии квалифицированных экспертов проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
В связи с изложенным, суд считает необоснованными и противоречащими законодательству доводы представителей ответчиков о том, что квалифицированных экспертов должен был привлечь сам Ваганов П.Д. Соответственно, исковые требования прокурора в этой части суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решением жилищной комиссии при администрации Кузнечихинского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Ваганову П.Д. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании акта обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ и заключения межведомственной комиссии.
В силу п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Исследовав представленный акт обследования помещения №5 от 30 апреля 2010 года и заключение межведомственной комиссии в совокупности с иными доказательствами по делу, суд приходит к выводу о признании вышеуказанного акта обследования противоречащем требованиям действующего законодательства, а заключение межведомственной комиссии преждевременным, так как органами местного самоуправления при создании межведомственной комиссии не приглашены в состав комиссии квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса, при этом их участие в данной случае является необходимым, так как с учетом выявленных недостатков жилого дома для дачи заключения межведомственной комиссии необходимо было заключение экспертов о влиянии гниения и деформации бревенчатых стен на несущую способность конструкций, надежности жилого дома и обеспечения безопасности пребывания граждан в нем. Определение процента износа жилого дома выполнено не квалифицированными экспертами, а как установлено в судебном заседании, членами межведомственной комиссии в примерном соотношении по таблицам, при этом дана оценка износу отдельных элементов строения даже без их визуального осмотра.
Таким образом, суд считает необходимым признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кузнечихинского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Ваганову П.Д. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязать жилищную комиссию при администрации Кузнечихинского сельсовета <адрес> отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Ваганову П.Д. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Исковые требования прокурора района о выполнении данных действий администрацией Кузнечихинского сельсовета в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу суд считает необоснованными и считает необходимым в этой части требований отказать ввиду того, что Ваганов П.Д. относится к категории лиц, нуждающихся в особой социальной и правовой защите, является ветераном Великой Отечественной войны, инвали<адрес> группы, проживает один в жилом доме, имеющем ряд недостатков, при этом в доме отсутствует холодное и горячее водоснабжение, канализация.
Ваганов П.Д. в соответствии с законодательством РФ относится к категории лиц, нуждающихся в особой социальной и правовой защите, является ветераном Великой Отечественной войны, инвали<адрес> группы. Администрацией Кузнечихинского сельсовета <адрес> нарушаются требования Закона Алтайского края от 14.09.2006 года №92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», так как вопросы постановки на учет ветеранов и инвалидов относится к исключительной компетенции <адрес>.
В соответствии с п.2 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники получения денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Согласно п.3 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ч.11 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, субсидии предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и Федеральным законом от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы, являются высшей ценностью.
Бездействием администрации <адрес> и администрации Кузнечихинского сельсовета <адрес> нарушаются интересы Ваганова П.Д., который в соответствии с законом имеет право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с чем суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> о признании незаконным бездействие администрации <адрес> по постановке Ваганова П.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем суд считает преждевременными и не подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора <адрес> о возложении на администрацию <адрес> обязанности в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу поставить Ваганова П.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как в данном случае для постановки Ваганова П.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий необходимо проведение обследования жилого помещения и с учетом мнения квалифицированных экспертов разрешить вопрос о постановке Ваганова П.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или нет.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет, в связи с чем, с ответчиков администрации <адрес> и администрации Кузнечихинского сельсовета <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.103,194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Шипуновского района удовлетворить частично.
Признать незаконным решение жилищной комиссии при администрации Кузнечихинского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Ваганову П.Д. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Обязать жилищную комиссию при администрации Кузнечихинского сельсовета <адрес> отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Ваганову П.Д. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Признать незаконным требование администрации <адрес> о необходимости обращения Ваганова П.Д. в специализированную организацию для обследования жилого помещения.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес> по постановке Ваганова П.Д. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с ответчика администрации Кузнечихинского сельсовета <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Взыскать с ответчика администрации <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Шипуновский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
Судья И.А.Срыбных
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.