Решение о возложении обязанности по обеспечению поддержания нормативного запаса топлива в течение отопительного периода 2011-2012 годов.



Дело № 2-761/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2011 года р.ц. Шипуново

Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего Миляева О.Н.

при секретаре Батуриной М.В.

с участием: помощника прокурора Шипуновского района Алтайского края Кремера С.В.,

представителя ответчика Медведевой И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Шипуновского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шипуновского района Алтайского края о возложении обязанности по обеспечению поддержания нормативного запаса топлива в течение отопительного периода 2011-2012 годов,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился прокурор Шипуновского района в интересах неопределенного круга лиц с иском об обязании Администрации Шипуновского района сформировать сорокапятидневный нормативный запас топлива незамедлительно по вступлении решения суда в законную силу.

В обоснование исковых требований прокурор указал на то, что прокуратурой района проведена проверка подготовки к отопительному сезону 2011-2012 годов, в ходе которой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется запас твердого топлива в количестве 880 тонн угля, что составляет запас на отопительный период продолжительностью менее 45 дней.

Муниципальный контракт на поставку угля для нужд муниципального образования Шипуновский район на 2011-2012 года заключен ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты>

Денежные средства на оплату угля не выделялись.

Согласно п. 3.5 контракта, покупатель производит оплату по мере поставки угля в его адрес на основании счет-фактуры в течение 30 дней с момента получения угля.

Согласно графику, первая поставка угля должна была быть произведена в августе 2011 года, однако на момент обращения прокурора в суд уголь по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ не поступал.

Ссылаясь на Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», прокурор указывает на то, что к вопросам местного значения относятся вопросы по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах прохождения отопительного периода 2010-2011 годов и мероприятиях по подготовке к осенне-зимнему периоду 2011-2012 годов» срок готовности объектов топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период определен ДД.ММ.ГГГГ. Данным постановлением рекомендовано органам местного самоуправления обеспечить к началу отопительного периода 2011-2012 годов нормативный запас топлива, объем которого, согласно Приказу Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 66 «Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных», для расчета размера нормативного запаса топлива принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу – 45 суток, по жидкому – 30 суток.

В процессе рассмотрения дела судом прокурор уточнил заявленные исковые требования, просил обязать Администрацию Шипуновского района обеспечить на территории района поддержание нормативного запаса топлива не менее 1932 тонн, на протяжении всего отопительного периода 2011-2012 годов, обосновав, изложенными выше доводами.

В судебном заседании помощник прокурора Кремер С.В. поддержал заявленные исковые требования, с учетом их уточнения, в полном объеме по доводам, изложенным в иске, дополнив тем, что при расчете нормативного запаса топлива, поддержание которого прокурор просит обеспечить, была принята во внимание информация заместителя начальника Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, согласно которой на отопительный период 2011-2012 годов объем угля для нужд социальной сферы Шипуновского района составляет 9,4 тысяч тонн, нормативная продолжительность отопительного периода составляет 219 суток. Соответственно при делении общего объема угля, необходимого району на рассматриваемый отопительный период на количество суток нормативной продолжительности данного периода и умножении на сорок пять суток, было получено необходимое количество тонн твердого топлива для поддержания нормативного запаса, что и составило 1932 тонны.

Заключив муниципальный контракт на поставку угля, Администрация района приняла на себя обязательство по обеспечению Шипуновского района углем на отопительный период 2011-2012 годов.

Представитель ответчика Медведева И.П. исковые требования не признала, пояснив, что согласно муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному Администрацией муниципального образования Шипуновский район с <данные изъяты> <данные изъяты>», Администрация выступила при заключении контракта в качестве заказчика, а <данные изъяты> - поставщика угля покупателям, каковыми являются сельские поселения Шипуновского района и муниципальные организации. Расчет за поставленный уголь осуществляется покупателями, указанными в разнарядке на поставки угля, график поставки угля определяет также покупатель по согласованию с поставщиком. Заказчик же (Администрация района) выступает лишь в качестве гаранта такой оплаты, что также предусмотрено данным контрактом, согласно разделу 4 которого, заказчик обеспечивает заключение в установленный срок покупателями муниципальных контрактов и договоров на поставки угля в объеме, предусмотренном в разнарядке на поставки угля; гарантирует своевременную оплату покупателями поставленного угля, в случае ликвидации и (или) банкротства покупателя, а также в случае просрочки оплаты покупателями, заказчик обязуется оплатить полученный покупателями уголь в полном объеме.

Полномочия по заключению муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> Администрации района были делегированы Администрациями сельсоветов Шипуновского района, муниципальными учреждениями и организациями на основании заключенных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым Администрации сельсоветов, муниципальные учреждения и организации (заказчики по соглашениям) поручили Администрации района заключать от их имени и в их интересах соглашение о проведении совместных торгов с Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края, являвшимся организаторов торгов. То есть, Администрация района от имени сельских поселений заключила от их имени и в их интересах лишь соглашение о проведении совместных торгов, направила заказчикам (Администрациям сельсоветов) копии заключенного соглашения о проведении совместных торгов, заказчики же обязаны были своевременно предоставить Администрации района заявки на размещение заказа путем проведения совместных торгов.

ДД.ММ.ГГГГ Администрациями сельсоветов района, как и Администрацией района, муниципальными учреждениями и организациями с <данные изъяты> были заключены муниципальные контракты на поставки угля на отопительный период 2011-2012 годов в соответствии с утвержденными сторонами графиками поставок, где Администрация района, Администрации сельсоветов, муниципальные организации выступили в качестве покупателей угля для нужд каждого из них.

Считает, что Администрация района является ненадлежащим ответчиком, поскольку она была уполномочена сельскими поселениями лишь на участие в торгах, а обязанность по обеспечению сельских поселений твердым топливом возложена на Администрации сельсоветов.

Кроме того, на день рассмотрения дела судом остаток угля в Шипуновском районе составляет 2341 тонн угля, что выше нормативного запаса топлива на 45 суток, об обеспечении поддержания которого просит прокурор.

Заслушав помощника прокурора Кремера С.В., представителя ответчика Медведеву И.П., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены основные термины и понятия для целей настоящего Федерального закона.

Так, сельское поселение представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Под поселением понимается городское или сельское поселение.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений.

Аналогичное положение содержится в п. 4 ст. 5 Устава муниципального образования Шипуновский район Алтайского края.

Таким образом, решение вопросов теплоснабжения отнесено к ведению органов местного самоуправления поселений.

Из материалов дела следует, что соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ Администрации сельсоветов Шипуновского района, муниципальные учреждения и организации передали Администрации Шипуновского района полномочия по заключению от их имени и в их интересах соглашений о проведении совместных торгов с Главным Управлением экономики и инвестиций Алтайского края (организатор совместных торгов).

Согласно муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация МО Шипуновский район (заказчик) на основании протокола оценки и сопоставления заявок по итогам совместных торгов на поставки угля для государственных и муниципальных нужд Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ заключил с <данные изъяты> (поставщик) контракт на поставки угля в целях обеспечения в отопительном сезоне 2011-2012 годов нужд МО Шипуновский район.

В соответствии с условиями контракта поставщик принял на себя обязательство поставить уголь покупателям, указанным в разнарядке на поставки угля, являющейся неотъемлемой частью контракта, а заказчик гарантировал оплату поставленного угля согласно пункту 3 контракта (п. 1.2 Контракта).

Пунктом 3.4 Контракта предусмотрено, что расчет за поставленный уголь осуществляется покупателями, указанными в разнарядке на поставки угля.

Покупатель производит оплату по мере поставки угля в его адрес на основании счет-фактуры в течение 30 дней с момента получения угля (партии угля) и всех необходимых сопроводительных документов путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика (п. 3.5 Контракта).

Согласно приложению № к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, покупателями угля являются Администрации сельсоветов района, муниципальные учреждения, организации.

На основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Шипуновского района, Администрации сельсоветов Шипуновского района, муниципальные организации (покупатели) ДД.ММ.ГГГГ заключили с <данные изъяты> <данные изъяты> (поставщик) самостоятельные муниципальные контракты на поставки угля в соответствии с утвержденными сторонами контрактов графиками в объемах, необходимых для каждого из покупателей.

При этом Администрация Шипуновского района заключила самостоятельный муниципальный контракт на поставку угля исключительно для удовлетворения своих нужд – отопления здания Администрции и принадлежащих ей строений.

Из этого следует, что возложение на Администрацию района обязанности по формированию и поддержанию на территории всего Шипуновского района сорокапятидневного нормативного запаса топлива и обеспечение его поддержания на протяжении всего отопительного периода 2011-2012 годов не будет соответствовать как Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, так и муниципальным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ, так как приведет к возложению на ответчика, не предусмотренных законом полномочий и чужих обязательств по указанным муниципальным контрактам.

Ссылка прокурора на муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, как на основание исковых требований необоснованна, поскольку данным контрактом ответчик принял на себя обязательства по обеспечению заключений в установленный законодательством срок покупателями муниципальных контрактов и договоров на поставки угля в объеме, предусмотренном в разнарядке на поставки угля; предоставлению гарантий своевременной оплаты покупателями поставленного угля в соответствии с условиями контракта; в случае ликвидации и (или) банкротства покупателя, а также в случае просрочки оплаты покупателями, - оплатить полученный покупателями уголь в полном объеме.

Необоснованна ссылка прокурора и на Постановление Администрации Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об итогах прохождения отопительного периода 2010-2011 годов и мероприятиях по подготовке к осенне-зимнему периоду 2011-2012 годов», поскольку данным Постановлением органам местного самоуправления муниципальных образований было рекомендовано обеспечить к началу отопительного периода 2011-2012 годов нормативный запас топлива. Указанная мера была направлена на подготовку к отопительному периоду в целях исключения его срыва.

Кроме того, из информации заместителя начальника Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству видно, что на отопительный период 2011-2012 годов объем угля для нужд социальной сферы Шипуновского района составляет 9,4 тысяч тонн, нормативная продолжительность отопительного периода оставляет 219 суток.

Согласно приведенным прокурором расчетам, нормативный сорокапятидневный запас топлива для нужд Шипуновского района составляет 1932 тонны (9400 / 219 х 45).

По информации Главы Администрации Шипуновского района на момент рассмотрения дела судом остаток угля в Шипуновском районе составляет 2341 тонна, что выше объема, о поддержании которого просит прокурор.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав судом осуществляется путем их признания, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право; присуждения к исполнению обязанности в натуре, прекращения или изменения правоотношения; взыскания с лица, нарушившего право, причиненных убытков, а также иными способами, установленными законами.

Поскольку на территории Шипуновского района имеется запас топлива, превышающий нормативный, о поддержании которого прокурор просит, права граждан по теплоснабжению в настоящее время не нарушены, суд не находит оснований для их защиты.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Шипуновского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шипуновского района Алтайского края о возложении обязанности по обеспечению поддержания нормативного запаса топлива в течение отопительного периода 2011-2012 годов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Шипуновский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Миляев О.Н.