решение о возложении обязанности предоставить жилое помещение



Дело № 2-23/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 января 2012 года                             с. Шипуново

Шипуновский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего             Ю.С.Давыдовой,

при секретаре             Т.А.Правдиной,

с участием помощника прокурора Е.В.Богомаз,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <адрес> в интересах ПЮВ к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Алтайского края, администрации Шипуновского сельсовета Шипуновского района Алтайского края о предоставлении жилого помещения,

Установил:

Прокурор Шипуновского района Алтайского края обратился в суд в интересах ПЮВ с иском к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Алтайского края, администрации Шипуновского сельсовета Шипуновского района Алтайского края, просит обязать ответчиков предоставить ПЮВ жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м.

В обоснование требований указал, что ПЮВ относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением администрации Шипуновского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ над ней установлена опека. Право пользования жилым помещением за ПЮВ не закреплялось, собственного жилья не имеет, в связи с чем с 2007 года она состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. До настоящего времени жилье ПЮВ не предоставлено, тем самым нарушаются ее права, предусмотренные ст. 57 ЖК РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем прокурор обратился с указанным иском в суд.

    В судебном заседании прокурор требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

ПЮВ в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика – администрации Шипуновского сельсовета Шипуновского района Алтайского края против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила, что с момента постановки ПЮВ на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, она в администрацию сельсовета не обращалась, длительное время не предоставляла копию паспорта в материалы учетного дела.

Представитель ответчика – Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил письменные возражения, согласно которым предоставить жилое помещение по договору социального найма истице в настоящее время не представляется возможным, т.к. краевой жилищный фонд социального использования не создан, за управлением жилые помещения не закреплены; для приобретения квартир в муниципальном образовании необходимо выделение денежных средств со стороны комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.

Представитель третьего лица – администрации Шипуновского района – Пилюгина Э.В. против удовлетворения исковых требований не возражала, пояснила, что истец состоит также на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на предоставление субсидий.

     Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено, что в отношении ПЮВ с 1996 года установлена опека в связи с тем, что мать находится в розыске, данные об отце отсутствуют (л.д.13), что подтверждается постановлением администрации Шипуновского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

С учетом изложенного, истец имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ ПЮВ состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, на нее оформлено учетное дело (л.д.7). Как следует из письменных возражений Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Алтайского края, ПЮВ включена в Сводный реестр граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма государственного жилищного фонда Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ, реестровая запись (л.д.47).

Согласно справке Управления Федеральной регистрационной службы по АК Шипуновский отдел от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17), справке филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по АК Шипуновский участок от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), ПЮВ на момент постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не имела на праве собственности каких-либо жилых помещения. В настоящее время сведения о праве собственности ПЮВ также отсутствуют, что подтверждается информацией Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона Алтайского края от 12.12.2006г. №136-ЗС (ред. от 03.06.2008г.) «О предоставлении жилых помещений Государственного жилищного фонда Алтайского края» (принят Постановлением АКСНД от 08.12.2006г. №706) норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Из этого следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта «ж» пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Таким образом, государственное полномочие в виде предоставления жилого помещения указанной категории граждан субъектом РФ – Алтайским краем – не передано муниципальным органам.

В настоящее время истец зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.40), проживает в квартире бывшего опекуна - ПНН (л.д.52), иного жилья не имеет.

Статьей 4 Закона Алтайского края от 12.12.2006г. №136-ЗС прямо предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются таковым органами исполнительной власти. Органы местного самоуправления принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими.

Органы местного самоуправления ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – уполномоченный орган Алтайского края).

Согласно же ст. 6 Закона, Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год.

Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края, которым является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству.

Довод ответчика – Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о том, что при отсутствии фактического финансирования Управление не может нести обязанность по предоставлению истцу жилья, не может быть принят во внимание, поскольку действующее законодательство возлагает на уполномоченный орган обязанность по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения, во внеочередном порядке, независимо от наличия или отсутствия на это денежных средств.

В силу п.2.3 Постановления Администрации Алтайского края от 15.12.2011 N 738

"Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств краевого бюджета", по договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам по месту их жительства в черте населенного пункта, в котором они признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

С учетом изложенного истцу должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., находящееся в черте села Шипуново Алтайского края по договору социального найма, вне очереди.

     На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора <адрес> в интересах ПЮВ к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Алтайского края о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Алтайского края предоставить ПЮВ по договору социального найма жилое помещение в черте села Шипуново Алтайского края, общей площадью не менее 33 кв.м, вне очереди.

В удовлетворении исковых требований к администрации Шипуновского сельсовета Шипуновского района Алтайского края отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шипуновский районный суд Алтайского края.

Судья                                 Ю.С.Давыдова

Мотивированное решение изготовлено 03 февраля 2012 года