решение от 21.05.2010г. о признании незаконным бездействие органов местного самоуправления



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Шимановск 21 мая 2010 года.

....

Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Михайлова С. А., при секретаре Тимченко Е.В., с участием представителя истца - помощника прокурора Шимановского района Амурской области Иванцова А.В., представителя ответчика администрации Шимановского района - Булгакова Р.А., действующего по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года, представителя заинтересованного лица отдела вневедомственной охраны при ОВД по г. Шимановску и Шимановскому району - Кореловой О.Н., действующей по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шимановского района о признании бездействия по не обеспечению охраны здания администрации Шимановского района силами государственной охраны незаконным, о возложении обязанности в месячный срок заключить договор на осуществление государственной охраны в здании администрации Шимановского района Амурской области,

УСТАНОВИЛ:

В Шимановский районный суд Амурской области с заявлением к администрации Шимановского района о признании бездействия по не обеспечению охраны здания администрации Шимановского района силами государственной охраны незаконным, о возложении обязанности в месячный срок заключить договор на осуществление государственной охраны в здании администрации Шимановского района Амурской области обратился прокурор Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К.

В судебном заседании помощник прокурора Шимановского района Иванцов А.В. требования поддержал и суду пояснил, что прокуратурой Шимановского района Дата обезличена года на основании поступившей информации ОВО при ОВД по г. Шимановску и Шимановскому району от Дата обезличена года проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в здании администрации Шимановского района Амурской области, расположенном по адресу: г. Шимановск, ул. Красноармейская, д. 27. Проверкой установлено, что данное здание не обеспечено охранной сигнализацией, охрана данного здания осуществляется 4 сторожами, которые работают в МУ «Управление образования и работе с молодежью администрации Шимановского района»: - ФИО10 (принята на работу с Дата обезличена года); - ФИО9 (принят на работу с Дата обезличена года); - ФИО8 (принят на работу с Дата обезличена года); - ФИО7 (принят на работу с Дата обезличена года). Дата обезличена года начальником МУ Управление по образованию и работе с молодежью администрации Шимановского района утверждена должностная инструкция на сторожей. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О противодействии терроризму» (далее Федеральный закон от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ) основными принципами противодействия терроризму являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет мер предупреждения терроризма и др. Согласно Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Согласно п. 6.1 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Согласно п. 1 Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 года № 587 (в редакции постановления Правительства РФ от 02.11.2009 года № 886) к объектам, подлежащим государственной охране относятся здание (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории органов местного самоуправления. Дата обезличена года за Номер обезличен начальником ОВО при ОВД по г. Шимановску и Шимановскому району главе администрации Шимановского района направлена информация, о необходимости решения об организации охраны здания на договорных условиях с Отделом вневедомственной охраны при Отделе внутренних дел по г. Шимановску и Шимановскому району Амурской области, вместе с тем, как установлено проверкой охрана здания администрации Шимановского района осуществляется сторожами. Прокурором Шимановского района на основании проведенной проверки Дата обезличена года главе администрации Шимановского района было внесено представление, которое рассмотрено Дата обезличена года. По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования в прокуратуру Шимановского района поступил ответ главы района от Дата обезличена года, согласно которому «заключение договора с отделом вневедомственной охраны при ОВД по г. Шимановску и Шимановскому району в настоящее время не представляется возможным, так как расходы на охрану здания относятся к расходам на содержание органов местного самоуправления, которые ограничены нормативом (постановление губернатора Амурской области от Дата обезличена года Номер обезличен)…». Фактически в удовлетворении требований прокурора отказано. Здание администрации Шимановского района является объектом с постоянным массовым пребыванием людей, включая муниципальных служащих; зданием, в котором находится большинство служебных кабинетов должностных лиц администрации Шимановского района, в том числе кабинет главы администрации Шимановского района. С учетом приведенных выше законоположений охраны здания администрации силами сторожей является формой ненадлежащей охраны. Кроме того, указанные работники являются лицами гражданскими, не имеют надлежащей квалификации на осуществление охранной деятельности, а, в случае возникновения террористического акта, они не смогут обеспечить безопасность как пребывающих в данном здании лиц, так и самого здания. Таким образом, администрацией Шимановского района не соблюдается законодательство Российской Федерации о противодействии терроризму, а бездействие по организации договорной государственной охраны способствует проявлению террористической деятельности. Поскольку государственная охрана может осуществляться различными государственными органами, на основании договоров гражданско-правового характера, постольку прокурор и настаивает на том, чтобы администрация Шимановского района заключила договор на охрану (объем охранных мероприятий определила сама администрация) с одним из государственных органов, указанных в федеральном законе. В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст.ст. 45, 254 ГПК РФ, просит признать бездействие администрации Шимановского района Амурской области по не обеспечению охраны здания администрации Шимановского района силами государственной охраны незаконным. Обязать администрацию Шимановского района Амурской области в месячный срок заключить договор на осуществление государственной охраны в здании администрации Шимановского района Амурской области.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Шимановского района - Булгаков Р.А. требования прокурора признал частично и суду пояснил, что администрация Шимановского района не признает требования в части о признании бездействия по не обеспечению охраны здания администрации Шимановского района силами государственной охраны незаконным, так как это не является фактом, поскольку такую работу администрация Шимановского района ведет. Они обратились в федеральную структуру с отношением о рассмотрении вопроса заключения договора на обеспечение охраны здания, в деле имеется локальная смета. Подготавливается специально оборудованное место обустройства и создания контрольно-пропускного режима помещения администрации Шимановского района. По поводу второго требования о возложении обязанности в месячный срок заключить договор на осуществление государственной охраны в здании администрации Шимановского района Амурской области, считает, что необоснованно, так как необходимо заключить договор на монтаж кнопки охраны, закупить и установить соответствующее оборудование, которое на территории Шимановска отсутствует. Словосочетание «подлежит государственной охране» подразумевает, что не обязывает. Постановление не указывает конкретный срок для исполнения. По поводу второго требования, считает, что для заключения договора на осуществление государственной охраны в здании администрации Шимановского района Амурской области недостаточно месячный срок. Администрация полностью содержится и финансируется за счет средств районного бюджета, для того, чтобы произвести определенные действия, в том числе и по приобретению оборудования, необходимо внести изменения в бюджет, увеличить смету расходов, выделить из бюджета денежные средства, ближайшая сессия состоится Дата обезличена года. Если глава района самостоятельно выделит необходимые денежные средства, это будет нецелевое использование, в настоящее время свободных денежных средств на содержание аппарата и хозяйственных услуг не имеется у администрации Шимановского района. Ранее, чем Дата обезличена года они принять меры по охране здания силами государственной охраны осуществить не смогут, по причинам указанным им ранее, просит это учесть при вынесении решения. Просит в удовлетворении требований прокурора Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. отказать.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица отдела вневедомственной охраны при ОВД по г. Шимановску и Шимановскому району - Корелова О.Н. требования прокурора Шимановского района поддержала и суду пояснила, что экономичнее содержать техническую охрану, чем физическую. Содержать четырех сторожей и оплачивать минимальную заработную плату, которая примерно 5000 рублей, это уже 20000 рублей, не считая больничные, отпускные. Кнопка тревожной сигнализации круглосуточно в месяц составляет 9800 рублей, а пультовая - 7000 рублей с небольшим, то суммарно это меньше 20000 рублей, получается экономия. Чтобы установить кнопку тревожной сигнализации администрации Шимановского района необходимо направить в организацию, которая предоставляет охранные услуги, отношение с приложением пакета правоустанавливающих документов: устав администрации Шимановского района, в котором прописаны полномочия руководителя, почтовые реквизиты, документы на право собственности помещения. Затем, при поступлении указанных документов в этот же день руководитель охранной организации дает распоряжение на исполнение, сотрудники технической службы связываются с представителем ФГУП «Охрана», далее работают совместно. ФГУП охрана составляет смету, которая имеется в наличии, администрация района оплачивает эту смету, а ФГУП «Охрана» организуют ее в считанные дни, за это время, соответственно, будет готов договор. Просит удовлетворить требования прокурора Шимановского района.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от Дата обезличена г. N35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с изменениями от Дата обезличена г., 8 ноября, 22, Дата обезличена г.) Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно ст. 1 Федерального закона от Дата обезличена г. N 57-ФЗ
"О государственной охране" (с изменениями от Дата обезличена г., Дата обезличена г., Дата обезличена г., Дата обезличена г., 22 августа, Дата обезличена г., 26 июня, Дата обезличена г., Дата обезличена г.) (далее по тексту ФЗ РФ «О государственной охране») государственная охрана - функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер; охранные мероприятия - совокупность действий для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов, осуществляемых федеральными органами государственной охраны, в том числе с привлечением других государственных органов обеспечения безопасности; охранные меры - это совокупность организационных и технических мероприятий, направленных на ограничения доступа и защиты от доступа к охраняемым территориям, зданиям, сооружениям, а также определенной информации. Охранные меры, это создание условий препятствующих несанкционированному доступу на указанные объекты (с использованием живой силы и технических средств, в том числе заградительных средств и сигнализирующих устройств), а также использованию и распространению охраняемой информации.

Согласно ст. 3 ФЗ РФ «О государственной охране» государственная охрана осуществляется на основе следующих принципов: законности; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; централизованного руководства; взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности; непрерывности; сочетания гласных и негласных методов деятельности; подконтрольности и поднадзорности.

Согласно ст. 5 ФЗ РФ «О государственной охране» государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

Согласно п. 3 ст. 11 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I
"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
(с изменениями от 21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 6 июня 2005 г., 18 июля 2006 г., 24 июля 2007 г., 22 декабря 2008 г., 25 ноября, 27 декабря 2009 г.) охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункта 1 Приложения № 1 «Перечень объектов, подлежащих государственной охране» (в редакции постановления Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. N886), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности" (с изменениями от 22 сентября, 11 декабря 1993 г., 19 июня, 12 августа, 30 декабря 1994 г., 1 ноября 1995 г., 13 января, 14 мая 1996 г., 14 марта, 15 мая 1997 г., 12 ноября 1998 г., 3 августа, 4 сентября, 9 декабря 1999 г., 2 февраля, 10 марта, 20 июня, 5, 25, 26 июля 2000 г., 6 февраля, 17 ноября 2004 г., 4 апреля, 1 декабря 2005 г., 5 июня 2006 г., 30 апреля 2008 г., 30 июля, 2 ноября 2009 г.) к перечню объектов, подлежащих государственной охране относятся здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

По смыслу вышеприведенных правовых норм объекты, в данном случае здание органа местного самоуправления обязано охраняться государственной охраной, так как в Толковом словаре русского языка, под ред. Ожегова С. И. слово «подлежать» толкуется как - подвергаться чему-нибудь обязательному, принудительному.

В судебном заседании установлено, что органом местного самоуправления Шимановского района Амурской области является администрация Шимановского района Амурской области. Администрация Шимановского района Амурской области располагается в здании по адресу ... .... Здание администрации Шимановского района Амурской области охрана осуществляется сторожами, принятыми на работу в МУ «Управление по образованию и работе с молодежью администрации ...», расположенное в том же здании по ....

Постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2009 года здание органов местного самоуправления включены в перечень объектов, подлежащих государственной охране. Указанное постановление Правительства РФ было опубликовано в «Российской газете» от 11 ноября 2009 года № 211. Следовательно, оно было доведено до всех органов местного самоуправления, включая администрацию Шимановского района. Кроме того, 11.12.2009 года в адрес главы администрации Шимановского района начальником отдела вневедомственной охраны при ОВД по г. Шимановску и Шимановскому району ФИО16 было направлено письмо с разъяснением, что здание администрации ... ..., включено в перечень объектов, подлежащих государственной охране на основании постановления Правительства РФ от 02.11.2009 года № 886. В целях реализации данного нормативно-правого акта предложено решить вопрос об организации охраны здания на договорных условиях с Отделом вневедомственной охраны при отделе внутренних дел по г. Шимановску и Шимановскому району Амурской области.

Таким образом, установлено, что с Дата обезличена года администрация Шимановского района Амурской области должна была предпринять меры к обеспечению охраны здания администрации Шимановского района, расположенного по адресу ул. Красноармейская 27 силами государственной охраны.

Согласно акту от Дата обезличена года обследования на обеспеченность безопасности и защищенности ст. инспектором охраны деж. ПЦО ОВО капитаном милиции ФИО15 совместно с заместителем прокурора ФИО3 в присутствии материально-ответственно лица управляющего делами ФИО14 обследовано здание администрации Шимановского района расположенного по ..., .... Во время обследования установлено: ведомственная круглосуточная охрана, отсутствует наличие сигнализации.

Бездействие администрации Шимановского района Амурской области, выраженное в не обеспечении охраны здания силами государственной охраны, являющегося объектом с постоянным массовым пребыванием людей, включая муниципальных служащих, нарушает права неопределённого круга лиц, поскольку сторожа, осуществляющие охрану здания администрации, не имеют надлежащей квалификации на осуществление охранной деятельности, а в случае возникновения террористического акта они не смогут обеспечить безопасность как пребывающих в данном здании лиц, так и самого здания.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора Шимановского района о признании незаконным бездействие администрации Шимановского района Амурской области по не обеспечению охраны здания администрации Шимановского района силами государственной охраны.

Прокурором заявлено требование о возложении обязанности в месячный срок заключить договор на осуществление государственной охраны в здании администрации Шимановского района Амурской области.

В судебном заседании представитель ответчика считает, что для заключения договора на государственную охрану здания администрации Шимановского района недостаточно месячного срока, по его мнению, был бы достаточен срок до Дата обезличена года, поскольку Администрация полностью содержится и финансируется за счет средств районного бюджета, для того, чтобы произвести определенные действия, в том числе и по приобретению оборудования, необходимо внести изменения в бюджет, увеличить смету расходов, выделить из бюджета денежные средства, ближайшая сессия состоится Дата обезличена года.

Суд считает, доводы представителя ответчика в этой части заслуживающими внимания, так как изыскание источника финансирования для осуществления охраны здания администрации Шимановского района, в соответствии с действующим Бюджетным Кодексом займет более месячного срока, поэтому суд предоставляет администрации Шимановского района Амурской области срок для заключения договора на осуществление государственной охраны в здании администрации Шимановского района Амурской области до Дата обезличена года.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Шимановского района Амурской области по не обеспечению охраны здания администрации Шимановского района силами государственной охраны.

Обязать администрацию Шимановского района Амурской области в срок до
Дата обезличена года заключить договор на осуществление государственной охраны в здании администрации Шимановского района Амурской области.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через данный суд в течение 10 (десяти) дней со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий