Решение Признание незаконным распоряжения главы администрации района



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июня 2010 года г. Шимановск

мотивированное решение составлено 09 июня 2010 года

Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А.,

с участием заявителя ФИО2,

представителя ответчика - администрации ... ФИО0, действующего на основании доверенности от Дата обезличена года,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 к администрации ... о признании незаконным распоряжения главы ...,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель - ФИО2 обратилась в Шимановский районный суд Амурской области с заявлением к администрации ... о признании незаконным распоряжения главы ....

В судебном заседании заявитель ФИО2 требования поддержала и суду пояснила, что Дата обезличена года распоряжением главы администрации ... Номер обезличен «Об установлении дополнительных выплат на 2010 год» ей было установлено ежемесячное денежное поощрение в размере 150%. Считает, что данное распоряжение незаконно в этой части, так как грубо нарушает её трудовые права, поскольку распоряжением главы ... от Дата обезличена года Номер обезличен ей установлено денежное поощрение в размере 200%, и указанное распоряжение никто не отменял. Во-первых, распоряжение издано на основании решения районного Совета народных депутатов от Дата обезличена года Номер обезличен «Об утверждении Положения «О денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования ...».Указанное решение утратило силу в соответствии с решением районного Совета народных депутатов от Дата обезличена года Номер обезличен. Во-вторых, в данным распоряжении не указаны причины снижения ей денежного поощрения до 190%, несмотря на то, что Положением о дополнительных выплатах муниципальным служащим администрации ... установлен определённый порядок снижения размера ежемесячного денежного поощрения. Это, в первую очередь, служебные упущения или нарушение трудовой дисциплины. Ни того, ни другого за всё время работы в администрации у неё не было. Т.е. причины снижения отсутствуют. Она не оспаривает право главы ... на издание таких распоряжений, но она считает, что для этого необходимы определённые локальными нормативными актами основания, который в данном случае не было.

Кроме того, Дата обезличена года она также была ознакомлена с распоряжением главы ... от Дата обезличена года Номер обезличен «О внесении изменений в распоряжение главы ... от Дата обезличена года Номер обезличен «Об установлении дополнительных выплат на 2010 год», которым вносится изменение со 150% на 190%. Данное распоряжение также считает незаконным, так как оно является производным от распоряжения Номер обезличен. Хочет также обратить внимание суда на то, что одним из доказательств неправомерности вышеуказанных распоряжений является решение ... суда от Дата обезличена года, которым в её пользу с администрации ... взыскана недополученная часть денежного содержания за ноябрь, декабрь 2009 года и январь 2010 года. На основании изложенного, в соответствии о ст. 245 ГПК РФ, просит суд признать незаконным распоряжение главы администрации ... Номер обезличен «Об установлении дополнительных выплат на 2010 год» в части, касающейся установлении ей денежного поощрения в размере 150%, и признать незаконным распоряжение главы администрации ... от Дата обезличена года Номер обезличен «О внесении изменений в распоряжение главы ... от Дата обезличена года Номер обезличен «Об установлении дополнительных выплат на 2010 год» полностью и обязать устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании представитель ответчика администрации ... ФИО0 требования ФИО2 не признал и суду пояснил, что в соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных выплат и порядок их осуществления устанавливается муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Надбавка за ежемесячное денежное вознаграждение устанавливается согласно решения ... Совета народных депутатов от Дата обезличена года Номер обезличен «Об утверждении Положения о дополнительных выплатах муниципальным служащим администрации ... и её структурным подразделениям», пункт 2.6.1. «выплачивается дифференцированно каждому муниципальному служащему ежегодно в размере до двух должностных окладов муниципального служащего» и согласно п. 2.6.4. «выплачивается по итогам работы муниципального служащего за месяц», фактический размер 190%. Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 2 Закона Амурской области от 30.06.2008 года №74-ОЗ «Об оплате муниципальных служащих в Амурской области» ежемесячное денежное поощрение дифференцировано (максимальных размер ограничивается двумя должностными окладами. На основании вышеизложенного, администрация ... не усматривает нарушений закона в части издания распоряжений главы ... Номер обезличен и Номер обезличен «Об установлении дополнительных выплат на 2010 год» и просит суд отказать ФИО2 в удовлетворении требований.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы на то ни было дискриминации.

Согласно ст. 74 ТК РФ, изменения определенных сторонами условий трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями.

Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации» (с изменениями от 23 июля, 27 октября, 25 ноября, 22, 25 декабря 2008 г., 17 июля 2009 г.), органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Амурской области от 30 июня 2008 года №74-ОЗ
«Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области» (с изменениями от 31 декабря 2009 г., 30 марта 2010 г.), принятого Законодательным Собранием Амурской области 19 июня 2008 года, (далее по тексту - ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области»), муниципальному служащему устанавливаются следующие дополнительные выплаты: ежемесячное денежное поощрение - дифференцированно (максимальный размер ограничивается двумя должностными окладами).

Согласно ч. 4 ст. 2 ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих в Амурской области», порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, надбавки за ученую степень, материальной помощи и других выплат устанавливается положениями об этих выплатах, утверждаемыми представительным органом муниципального образования области.

В судебном заседании установлено, что распоряжением главы администрации ... Номер обезличен от Дата обезличена года, ФИО2 - ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации района, назначена в порядке перевода на старшую муниципальную должность категории «специалисты» главным специалистом - ответственным секретарём комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав администрации района Дата обезличена года, с должностным окладом 2.156 рублей и процентными надбавками к должностному окладу: 90% за особые условия муниципальной службы, 200% денежное поощрение; 30% за непрерывный стаж работы на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных в южных районах Дальнего Востока.

Как следует из изученного в судебном заседании текста распоряжения главы ... Номер обезличен от Дата обезличена года, указанным распоряжением установлены дополнительные выплаты муниципальным служащим аппарата администрации ... и начальникам её структурных подразделений на 2010 год в размерах согласно приложению. Согласно позиции 24 колонки 7 Приложения, ФИО2- главному специалисту- ответственному секретарю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав установлен размер ежемесячного денежного поощрения- 150%.

При этом в мотивировочной части распоряжения имеется указание только на то, что оно принято в соответствии с решением районного Совета народных депутатов от Дата обезличена года Номер обезличен «Об утверждении Положения «О денежном содержании муниципальных служащих образования ...».

Как следует из распоряжения главы администрации ... Номер обезличен от Дата обезличена года «О внесении изменений в распоряжение главы ... от Дата обезличена года Номер обезличенк «Об установлении дополнительных выплат на 2010 год», ФИО2 установлено ежемесячное денежное поощрение в размере 190%.

Заявитель ФИО2, обращаясь в суд, не оспаривает право главы ... на издание указанного распоряжения, она оспаривает законность и обоснованность его издания. Считает, что поскольку распоряжение принято на основании нормативного акта, утратившего силу, его уже по этим основаниям необходимо признать незаконным, кроме того мотивы принятия указанного решения не приведены.

Представитель администрации района утверждает, что в данном случае имеет место техническая ошибка, поскольку очевидно, что распоряжение было издано в соответствии с решением районного Совета народных депутатов от Дата обезличена года Номер обезличен «Об утверждении Положения «О дополнительных выплатах муниципальным служащим администрации ... и её структурных подразделений». Кроме того настаивает на том, что глава ... фактически обладает правом произвольного дифференцированного подхода к распределению размеров дополнительных выплат муниципальным служащим. Поскольку конкретные размеры надбавок, выплачиваемые муниципальному служащему, определяются представителем нанимателя, то есть решение подобных вопросов отнесено к ведению органов местного самоуправления, в данном случае главы администрации ..., именно в его ведении находится регулирование данного вопроса.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по существу суду надлежит выяснять: -соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; -соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно ст. 46 Устава муниципального образования ... ... (далее по тексту - Устав), размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными правовыми актами районного Совета в соответствии с законами Амурской области.

Согласно ст. 47 Устава, в систему правовых актов района входят: правовые акты главы района.

Согласно п. 1.2 Положения «О дополнительных выплатах муниципальным служащим администрации ... и её структурных подразделений» принятого решением районного Совета народных депутатов от Дата обезличена года Номер обезличен, указанное Положение устанавливает порядок начисления и выплаты дополнительных выплат, в том числе и ежемесячного денежного поощрения.

Согласно п. 2.6.6. Положения, размер ежемесячного денежного поощрения может быть снижен отдельным муниципальным служащим, допустившим служебные упущения или нарушившим трудовую дисциплину.

Согласно п. 2.6.8 Положения, снижение размера ежемесячного денежного поощрения может также производиться за другие упущения в работе, не указанные в п. 2.6.6., с учётом специфики работы структурного подразделения района.

Согласно п. 2.6.9 Положения, снижение размера ежемесячного денежного поощрения устанавливается распоряжение главы района, приказа руководителя структурного подразделения администрации района на основании предложений непосредственного и вышестоящего руководства муниципального служащего с указанием оснований для снижения размера ежемесячного поощрения.

В судебном заседании установлено, что распоряжение главы администрации ... Номер обезличен «Об установлении дополнительных выплат на 2010 год» в части, касающейся установлении ФИО2 денежного поощрения в размере 150%, вынесено с нарушением установленного локальным нормативным актом порядка начисления и выплаты дополнительных выплат. В распоряжении не приведены основания для снижения размера ежемесячного поощрения.

Суд принимает к сведению пояснения представителя администрации ... о том, что претензий к работе ФИО2 со стороны администрации не имеется, равно как и не имеется со стороны ФИО2 служебных упущений или нарушений трудовой дисциплины.

При этом суд считает несостоятельными доводы стороны ответчика о том, что оспариваемое решение принято главой ... с учётом экономического кризиса в стране, повышения расходной статьи администрации и снижения при этом размера финансирования. Поскольку указанные обстоятельства не отнесены нормативными актами к основаниям, дающим право на снижение размера ежемесячного поощрения.

Суд также считает несостоятельными доводы представителя администрации о том, что Глава района вправе самостоятельно устанавливать размер ежемесячного поощрения муниципальному служащему, исходя средств фонда оплаты труда. Поскольку глава района вправе лишь перераспределять средства фонда оплаты труда муниципальных служащих между выплатами, предусмотренными Положением «Об оплате труда муниципальных служащих муниципального образовании ...», утверждённого решение ... Совета народных депутатов от Дата обезличена года Номер обезличен, но не в произвольном порядке и не мотивированно снижать их размер.

По этим же основаниям суд считает противоречащими нормативно-правовым актам, устанавливающими порядок принятия данных решений, доводы стороны ответчика о наделённости главы ... безусловным правом устанавливать размер ежемесячного поощрения муниципальному служащему, поскольку это право ограничено специальными нормами, которые им, несмотря на ссылку на них, фактически применены не были.

Таким образом суд приходит к мнению о наличии в действиях главы ... при издании распоряжения Номер обезличен от Дата обезличена года «Об установлении дополнительных выплат на 2010 год» в части, касающейся установлении ФИО2 денежного поощрения в размере 150%, существенных нарушений, выраженных в несоблюдении установленного порядка принятия данного решения, несоответствия совершенного действия требованиям закона и локальных нормативно правовых актов, регулирующих принятие данные решения, что является основаниями, свидетельствующими о незаконности принятого распоряжения.

При этом суд считает несостоятельными доводы заявителя ФИО2 о том, что ссылка главы ... при принятии распоряжения Номер обезличен на утративший силу нормативно правовой акт является безусловным обстоятельством для признания незаконным указанного распоряжения, поскольку считает, что в данном случает речь действительно идёт о технической ошибке, что не может являться безусловным основанием незаконности принятого Распоряжения.

В связи с тем, что суд признаёт незаконным распоряжение главы ... Номер обезличен от Дата обезличена года «Об установлении дополнительных выплат на 2010 год» в части, касающейся установлении ФИО2 денежного поощрения в размере 150%, распоряжение главы администрации ... от Дата обезличена года Номер обезличен «О внесении изменений в распоряжение главы ... от Дата обезличена года Номер обезличен «Об установлении дополнительных выплат на 2010 год» также незаконно по тем же основаниям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Суд обращает внимание, что стороной ответчика не представлено объективных доказательств в подтверждение доводов о том, что занимаемой ФИО2 муниципальной должности соответствует денежное поощрение в размере именно 150% и 190%.

Учитывая изложенное, суд удовлетворяет заявленные ФИО2 требования в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Требования ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение главы администрации ... Номер обезличен от Дата обезличена года «Об установлении дополнительных выплат на 2010 год» в части, касающейся установления ФИО2 денежного поощрения в размере 150%.

Признать незаконным распоряжение главы администрации ... от Дата обезличена года Номер обезличен «О внесении изменений в распоряжение главы ... от Дата обезличена года Номер обезличен «Об установлении дополнительных выплат на 2010 год».

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через данный суд в течение 10 (десяти) дней со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий: