решение о понуждению к принятию мер по очистке земель. участка



Дело № 2-475

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Шимановск

(полный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ)

Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Рощенко С.В.,

с участием заместителя прокурора Шимановского района Горшова А.А.,

главы администрации Саскалинского сельсовета Шимановского района Рачук Е.А.,

представителя Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области ФИО2, действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амурского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Саскалинского сельсовета Шимановского района о понуждении к принятию мер по очистке земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Амурский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском к администрации Саскалинского сельсовета Шимановского района о понуждении к принятию мер по очистке земельного участка.

В судебном заседании заместитель прокурора Шимановского района Горшов А.А. настаивал на удовлетворении исковых требований и суду показал, что проведенной Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства, допущенные администрацией Саскалинского сельсовета Шимановского района на территории государственного природного зоологического заказника «Симоновский». Постановлением главы Саскалинской сельской администрации ДД.ММ.ГГГГ № отведен земельный участок под свалку бытовых отходов на расстоянии 3 км по трассе с. Саскаль- с. Симоново размером 100х100 м. Комиссией в составе: охотоведа заказника Усть-Тыгдинский ФИО2, специалиста Управления по охране и использованию животного мира ООПТ ФИО4, егеря Усть-Тыгдинского заказника ФИО5, егеря Симоновского заказника ФИО6, депутата сельского совета народных депутатов с. Саскаль Шимановского района ФИО7 осуществлено обследование территории свалки. Согласно акту обследования площадки по утилизации хозяйственных отходов с. Саскаль от ДД.ММ.ГГГГ площадка расположена на территории «Симоновского заказника» южнее с. Саскаль в 1,5 км по автодороге с. Саскаль - с. Симоново. Имеется разметка границ свалки 60x30 м. Свалка находится в неудовлетворительном состоянии и труднодоступна из-за захламленности мусором и бытовыми отходами, которые не утилизируются. Также установлено, что в целях удобства сброса мусора жители села Саскаль самовольно с противоположной стороны у дороги организовали свалку по утилизации хозяйственных отходов размером 30x40 метров, которая на момент проверки активно используется жителями села и организациями, обеспечивающими население продуктами питания. Частью 1 ст. 58 ФЗ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. В соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В соответствии со ст. 59 ФЗ «Об охране окружающей среды» правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством о природном и культурном наследии, а также иным законодательством. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной. В соответствии с ч. 7 ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 24 указанного ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность. В соответствии со ст. 14 Закона Амурской области «Об особо охраняемых территориях Амурской области» от 02.05.2007 № 329-ОЗ пользование особо охраняемыми природными территориями осуществляется исходя из приоритета полного сохранения природных комплексов и отдельных природных объектов в границах особо охраняемых территорий. Виды пользования в границах особо охраняемых природных территорий допускаются только в соответствии с утвержденными губернатором области положениями об этих территориях. В соответствии с п. 1.1 Положения о государственном природном зоологическом заказнике областного значения «Симоновский», утвержденным Постановлением губернатора Амурской области от 13.02.09 № 46 «О внесении изменений в Постановление губернатора области от ДД.ММ.ГГГГ.06 №» (далее Положение) государственный охотничий заказник областного значения «Симоновский» образован решением Амурского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ N 304 на территории <адрес>. Постановлением главы администрации Амурской области от 26 февраля 1999 г. № профиль его заменен на «государственный природный зоологический заказник областного значения». Согласно п. 3.1 Положения целью создания заказника «Симоновский» является сохранение и восстановление редких и исчезающих видов животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях. В соответствии с п. 5.1 Положения на территории заказника «Симоновский» запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственного природного заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе загрязнение почв, замусоривание территории, захоронение мусора, устройство свалок. Таким образом, Саскалинской сельской администрации в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды, земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях организована свалка бытовых отходов на территории ГПЗ «Симоновский». Кроме того, жителями с. Саскаль и организациями организована несанкционированная свалка на территории ГПЗ «Симоновский», администрацией с. Сакаль меры по недопущению загрязнения территории ГПЗ «Симоновский» не предпринимаются. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, так как наличие свалок ТБО на территории заказника противоречит целям его создания, способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения, в связи с чем прокурором подается иск в соответствии со статьей 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц. Руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», просит обязать администрацию Саскалинского сельсовета Шимановского района запретить эксплуатацию двух свалок бытовых отходов, расположенных южнее с. Саскаль в 1,5 км по обеим сторонам автодороги с. Саскаль с. -Симоново на территории государственного природного зоологического заказника «Симоновский»; обязать администрацию Саскалинского сельсовета Шимановского района в срок до пожароопасного периода, который начитается с конца апреля начала мая, т.к.в срок указанный истцом принять меры по ликвидации двух свалок бытовых отходов, расположенных южнее с. Саскаль в 1,5 км по обеим сторонам автодороги с. Саскаль - с. Симоново на территории государственногоприродного зоологического заказника «Симоновский» невозможно.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области ФИО2 суду пояснил, что вопрос по данной свалки ставился уже давно. Свалка эта возникла на протяжении десятков лет. На сегодняшний день свалка существует без хозяина. Когда свалка полная, то мусор выбрасывают на противоположной стороне. Основной метод, как считает представитель ответчика это сжигание мусора, но это невозможно. Желательно свалку перенести в место, где не может возникнуть пожара. Он поддерживает требования прокурора и по самовольной свалке, так как она находится на территории администрации. Они периодически проезжают и осматривают свалку, мусор в основном с магазина. Они охраняют животный мир, но для этого нужно создать условия, то есть охранять природную среду.

Представитель ответчика глава администрации Саскалинского сельского Совета Рачук Е.А. с исковыми требованиями Амурского межрайонного природоохранного прокурора согласна частично, суду показала, что жители села вывозят мусор самовольно, в основном предприниматель Парфенов туда вывозит свои коробки. Она ему на это неоднократно указывала, даже привозили с самовольной свалки ценники с ИП Парфенов. Фактически администрацией была создана свалка в 1999 году по многочисленным ходатайствам граждан, т.е. жителей села. Свалка была открыта в соответствии с тогда действующими требованиями и с согласованием разрешения инстанций. В ходе подготовки к судебному заседанию она смогла найти постановление главы Саскалинской сельской администрации ФИО8 о отводе земельного участка под свалку бытовых отходов, а также делала запросы в другие инстанции. Согласно ответа СЭС следует, что было согласование с данной структурой, однако из министерства природных ресурсов Амурской области поступил ответ, что заключение на материалы предварительного согласования места размещения свалки ТБО в с. Саскали комитетом в 1999 году не выдавалось и в судебном заседании доказать обратное она не может.. Администрацией организуется вывоз мусора и фактически мусор они вывозят два раза в год, т.к. в деревне много мусора ТБО нет, а в основном жители села мусор сжигают. Также, они проводят субботники, собирают мусор по селу и централизованно вывозят его. Они собирают административный совет и назначают субботники по вывозке мусора. Все остальное время мусор вывозится самостоятельно. К ней приходили сотрудники Симоновского заказника и говорили о свалке и о самовольной свалке. Она по самовольной свалке информацию письменно никуда не направляли, она звонила, думала, что заказник находится под контролем как положено. Территория Сельского совета включает территорию заказника. Просит суд отказать прокурору по возложению обязанности принятия мер по ликвидации самовольной свалки и запрещения эксплуатации самовольной свалки, т.к. администрация к данной самовольной свалке отношения не имеет. С исковыми требованиями по запрещению эксплуатации открытой свалки администрацией с. Саскаль она согласна и также просит суд при разрешении этого вопроса по срокам ликвидации свалки определить на усмотрение суда и определить этот момент с момента вступления решения в законную силу, т.к. прежде чем закрыть эту свалку нужно определить место новой свалки, но это не так быстро делается, необходимо время примерно около 6 месяцев а денежных средств в бюджете в текущем году администрации села на ликвидацию свалки нет и поступление не предвидится.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Саскалинского сельсовета о понуждении к принятию мер по очистке земельного участка подлежащими частичному удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 58 ФЗ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии с ч. 1 и ч. 3 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В соответствии со ст. 59 ФЗ «Об охране окружающей среды» правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством о природном и культурном наследии, а также иным законодательством. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В соответствии с ч. 7 ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 24 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ указанного ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

В соответствии со ст. 14 Закона Амурской области «Об особо охраняемых территориях Амурской области» от 02.05.2007 № 329-ОЗ пользование особо охраняемыми природными территориями осуществляется исходя из приоритета полного сохранения природных комплексов и отдельных природных объектов в границах особо охраняемых территорий. Виды пользования в границах особо охраняемых природных территорий допускаются только в соответствии с утвержденными губернатором области положениями об этих территориях.

Согласно постановления губернатора Амурской области от 24 апреля 2006 года утверждено положение о государственном природном зоологическом заказнике областного значения «Симоновский» из которого следует, что на территории заказника запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственного природного зоологического заказника … «устройство свалок».

Согласно постановлению главы Саскалинской сельской администрации от 12.02.1999 г. № 7 «Об отводе земельного участка под свалку», отведен земельный участок под свалку бытовых отходов на расстоянии 3 км по трассе с. Саскаль - с. Симоново размером 100х100 м.

Из реестра санкционированных мест размещения бытовых и промышленных отходов, расположенных на территории муниципального образования Шимановского района (приложение № 1) следует, что в собственности администрации Саскалинского сельсовета Амурской области находятся объекты размещения отходов, место размещения: юго-запад с. Саскаль 2 км; участок отведен на основании постановления главы администрации Саскалинского сельсовета от 14.03.1999 года.

Согласно акта обследования площадки по утилизации хозяйственных отходов с. Саскаль от 19 августа 2010 года, установлено, что площадка по утилизации хозяйственных отходов расположена на территории «Симоновского заказника» южнее села Саскаль, в 1,5 км по автодороге сообщением Саскаль-Симоново. Свалка организована по просьбе жителей села, однако без соблюдения санитарных норм. Стоки вод с территории свалки текут в р. Берея, которая впадает в реку Амур. Разметка границ свалки 60х30 метров имеется. Однако сама свалка находится в неудовлетворительном состоянии и труднодоступна из-за захламленности мусором и бытовыми отходами, которые не утилизируются путем сжигания или естественного гниения. В целях удобства сброса мусора жители села Саскаль самовольно организовали свалку по утилизации хозяйственных отходов размером 30х40 метров с противоположной стороны рядом с дорогой, которая на день проверки активно используется как местными жителями, так и торговыми организациями обеспечивающими население продуктами питания.

Согласно схеме расположения площадки по утилизации хозяйственных отходов с. Саскаль следует, что автодорогу с. Саскаль- с. Симоново, пересекает р. Батиха, на расстоянии 1 км. от р. Батиха расположена самовольная свалка, напротив данной свалки, через автодорогу расположена свалка разрешенная.

На план - схеме размещения свалки бытовых отходов с. Саскаль указано место изображения свалок, которые расположены по обе стороны вдоль автодороги.

В ст. 14 Устава Саскалинского сельсовета Шимановского района Амурской области «Вопросы местного значения муниципального образования» в п. 19 указано: «организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора».

В судебном заседании также были исследованы фотографии, на которых изображены в лесном массиве вдоль автодороги свалки, мусор также находится на проезжей части.

В соответствии с п. 1.1 Положения о государственном природном зоологическом заказнике областного значения «Симоновский», утвержденным Постановлением губернатора Амурской области от 13.02.09 № «О внесении изменений в Постановление губернатора области от ДД.ММ.ГГГГ №» (далее Положение) государственный охотничий заказник областного значения «Симоновский» образован решением Амурского облисполкома от ДД.ММ.ГГГГ N 304 на территории Шимановского района Амурской области. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № профиль его заменен на «государственный природный зоологический заказник областного значения».

Согласно п. 3.1 Положения целью создания заказника «Симоновский» является сохранение и восстановление редких и исчезающих видов животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях.

В соответствии с п. 5.1 Положения на территории заказника «Симоновский» запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственного природного заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе загрязнение почв, замусоривание территории, захоронение мусора, устройство свалок.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что проведенной Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства, допущенные администрацией Саскалинского сельсовета Шимановского района на территории государственного природного зоологического заказника «Симоновский». На основании постановления главы Саскалинской сельской администрации ДД.ММ.ГГГГ № отведен земельный участок под свалку бытовых отходов на расстоянии 3 км по трассе с. Саскаль- с. Симоново размером 100х100 м. Комиссией в составе: охотоведа заказника Усть-Тыгдинский ФИО2, специалиста Управления по охране и использованию животного мира ООПТ ФИО4, егеря Усть-Тыгдинского заказника ФИО5, егеря Симоновского заказника ФИО6, депутата сельского совета народных депутатов с. Саскаль Шимановского района ФИО7 осуществлено обследование территории свалки. Согласно акту обследования площадки по утилизации хозяйственных отходов с. Саскаль от ДД.ММ.ГГГГ площадка расположена на территории «Симоновского заказника» южнее с. Саскаль в 1,5 км по автодороге с. Саскаль - с. Симоново. Имеется разметка границ свалки 60x30 м.. Также в судебном заседании установлено, что данный земельный участок, на котором находится свалка, расположен в отведенном месте на основании постановления главы Саскалинской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Также установлено, что в целях удобства сброса мусора жители села Саскаль самовольно с противоположной стороны у дороги организовали свалку по утилизации хозяйственных отходов размером 30x40 метров, которая в настоящее время активно используется жителями села и организациями, обеспечивающими население продуктами питания. Разрешения на организацию данной свалки получено не было, данная свала организована самовольно.

В связи с чем, суд считает необходимым требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично, т.е. удовлетворению подлежит требование Амурского природоохранного прокурора о возложении обязанности на администрацию Саскалинского сельсовета Шимановского района по запрещению эксплуатации свалки открытой администрацией и возложении обязанности принятия мер по ликвидации данной свалки. Суд считает довод представителя истца и ответчика о сроках ликвидации данной свалки до начала пожароопасного периода 2011 года обоснованным, т.к. для ликвидации свалки необходим срок в который администрация с. Саскаль примет меры по изысканию денежных средств не запланированных в бюджете на 2010 года, и иные меры по ликвидации действующей свалки ТБО. В отношении самовольной свалки в судебном заседании не установлена вина администрации с. Саскаль по открытию данной самовольной свалки в связи с чем суд не может возложить обязанность на администрацию с. Саскаль Шимановского района по запрещению эксплуатации данной свалки и возложения обязанности по её ликвидации.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Амурского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить частично:

Обязать администрацию Саскалинского сельсовета Шимановского района запретить эксплуатацию открытой свалки бытовых отходов, расположенную южнее с. Саскаль в 1,5 км автодороги с. Саскаль - с. Симоново на территории государственного природного зоологического заказника «Симоновский».

Обязать администрацию Саскалинского сельсовета Шимановского района в срок до 01.05.2011 года (т.е. до начала пожароопасного периода) принять меры по ликвидации свалки бытовых отходов, расположенных южнее с. Саскаль в 1,5 км автодороги с. Саскаль - с. Симоново на территории государственного природного зоологического заказника «Симоновский».

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 дней со дня со дня вынесения решения в окончательной форме..

Председательствующий: