Решение Обжалование действий судебного пристава-исполнителя



Дело № 2-558

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Шимановск

Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А.,

с участием заместителя прокурора Шимановского района Трубникова А.В.,

представителя заявителя - администрации г. Шимановск Амурской области - Бобылевой Л.Д.,

представителя Отдела судебных приставов по Шимановскому району Управления Федеральной Службы судебных приставов по Амурской области - судебного пристава-исполнителя Баринова А.Н.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации г. Шимановск Амурской области об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Шимановскому району Управления Федеральной Службы судебных приставов по Амурской области (далее по тексту - ОСП по Шимановскому району),

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель - администрация г. Шимановск обратился в Шимановский районный суд Амурской области с заявлением об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Шимановскому району по взысканию исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель заявителя - администрации г. Шимановск Бобылева Л.Д. заявление поддержала и суду пояснила, что в производстве ОСП по Шимановскому району находится на исполнении исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ №. Судебным приставом-исполнителем ОСП по Шимановскому району Бариновым А.Н. 16.09.2010 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного <адрес> районным судом Амурской области. Указанным постановлением предписывалось «предоставить по договору социального найма вне очереди ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу ст. <адрес>, жилое помещение в городе Шимановске Амурской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям». Постановлением установлен пятидневный срок для добровольного исполнения, то есть 26.09.2010 года. 02.11.2010 года судебный пристав-исполнитель Баринов А.Н. вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5.000 рублей за неисполнение исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин. Администрация г. Шимановска не исполнила требования исполнительного документа в силу уважительных причин, о которых судебный пристав-исполнитель Баринов А.Н. был проинформирован, а именно: 27.09.2010 в адрес судебных приставов было направлено письмо о том, что на тот момент свободных и пригодных для проживания жилых помещений в городе не имелось, с приложением распоряжения администрации от 24.09.2010 №1197 о подборе жилых помещений в случае их освобождения и копия письма в Министерство финансов Амурской области о выделении денежных средств для приобретения жилых помещений для данной категории лиц, а также ответ Министерства социальной защиты населения Амурской области. На данный момент имеется освободившееся жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, освободившееся в вследствие смерти нанимателя, в котором проведён восстановительный ремонт. Данное жилое помещение предоставлено ФИО1 на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая изложенные обстоятельства полагает, что у судебного пристава-исполнителя Баринова А.Н. отсутствовали основания для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, поскольку причины не исполнения решения суда в установлены й срок у администрации г.Шимановска были положителными. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 13, 14, 112, 115 ФЗ «Об исполнительном производстве», просит суд отменить постановление судебного пристава-исполнителя Баринова А.Б., утвержденное начальником отдела по Шимановскому району - старшим судебным приставом Гижа Г.И. 02.11.2010 «о взыскании исполнительского сбора».

Судебный пристав-исполнитель ОСП по Шимановскому району Баринов А.Н. требования администрации г. Шимановск не признал и суду пояснил, что исполнительное производство № в отношении должника администрации г.Шимановска в пользу взыскателя ФИО1 было возбуждено 16.09.2010 года. Предметом исполнения являлось: обязать администрации г. Шимановска предоставить вне очереди ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение в г. Шимановске, общей площадью не менее 18 кв. метров по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была направлена должнику администрации г. Шимановска. Должнику, в соответствии с ч. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», установлен пятидневный срок, со дня получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, для добровольного исполнения требований исполнительного документа. 27.09.2010 года администрация г. Шимановска направила в адрес ОСП по Шимановскому району письмо о невозможности предоставления жилого помещения ФИО1 в связи с отсутствием в г. Шимановске пригодных для проживания жилых помещений. Так же администрация г.Шимановск предоставила копию письма, адресованного Министерству финансов Амурской области с просьбой о выделении денежных средств для приобретения жилого помещения для Лунина Ю.В. Администрацией г. Шимановск в ОСП по Шимановскому району был направлен ответ министерства социальной защиты населения Амурской области в котором указывается, что ФИО1 не имеет права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильём за счёт средств федерального бюджета. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем, на основании ч. 1-3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации г. Шимановска в размере 5.000 рублей, в связи с тем, что должником требования исполнительного документа не исполнены в течение добровольного срока, предоставленного для исполнения, а также не предоставлены доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. 02.11.2010 года судебным приставом-исполнителем было направлено требование должнику об исполнении решения суда в течение десяти рабочих дней, со дня его получения. 19.11.2010 года должник направил в адрес ОСП по Шимановскому району постановление Администрации г. Шимановска от 17.11.2010 года «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма ФИО1, по адресу г. <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем, в рамках сводного исполнительного производства, сделан запрос в МУ «КУМС Администрации <адрес>» о заключении договоров социального найма жилых помещений с ФИО1. На данный запрос были предоставлены следующие копии договоров о социальном найме жилых помещений: с ФИО1 договор социального найма жилого помещения был заключен ДД.ММ.ГГГГ. ОСП по Шимановскому району считает, что доводы должника о том, что у администрации г. Шимановска отсутствовала возможность предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма были безосновательны. На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 12 ст. 30, чч. 1-3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», просит суд отказать администрации г. Шимановск в удовлетворении заявления об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора.

Третье лицо - ФИО1 в судебное заседание не прибыл, был надлежащим образом уведомлён о времени и месте его проведения, о причинах своей неявки суду не сообщил и не просил суд рассмотреть дело в его отсутствии. При таких условиях, суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ФИО1.

Заместитель прокурора Шимановского района Трубников А.В. считает не обоснованным заявление администрации г. Шимановск об отмене постановления от 02.11.2010 года о взыскании исполнительского сбора, поскольку причины, на которые ссылается представитель администрации г.Шимановска не могут являться основанием для отмены решения судебного пристава-исполнителя. Кроме того, у администрации г.Шимановска имелось право на отсрочку исполнения решения суда, которым оно не воспользовалось. Считает действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Шимановскому району по взысканию исполнительского сбора с администрации г.Шимановска законными и обоснованными.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №, суд приходит к выводу, что заявление администрации г. Шимановск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В силу статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 441 ч. 1 ГПК РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействия) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

В судебном заседании установлено, что на основании решения Шимановского районного суда от 17.06.2010 года администрация г. ФИО9 обязана предоставить по договору социального найма вне очереди ФИО1, жилое помещение в г. Шимановске, общей площадью не менее 18 кв. м., отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Из материалов исполнительного производства № следует, что оно возбуждено на основании исполнительного листа серии ВС №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес> районным судом, и предъявленного зам. прокурора Шимановского района Горшовым А.А. в ОСП по Шимановскому району для исполнения.

Постановлением от 16.09.2010 года судебного пристава-исполнителя ОСП по Шимановскому району, в отношении должника - администрации г. Шимановск, возбуждено исполнительное производство по исполнительному листу серии ВС №. Предметом исполнения является предоставление по договору социального найма вне очереди ФИО1 жилого помещения в г. Шимановске, общей площадью не менее 18 кв. метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Пунктом 2 указанного постановления должнику в срок 5 дней предложено добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. Пунктом 3 указанного постановления должник предупреждён о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительный сбор в размере 5.000 рублей.

Согласно ч. 11-12 ст. 30 Федерального закон от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями от 13 мая, 30 декабря 2008 г., 3 июня, 19 июля, 27 сентября, 17 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г.) (далее по тексту - ФЗ «Об исполнительном производстве»), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.3 ст.9 ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения исполнительного документа не может превышать 5 дней с момента возбуждения исполнительного производства.

Из постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что должник в письменной форме был информирован о возможности применения санкций за неисполнение исполнительного документа без уважительных причини в срок, предоставленный для добровольного исполнения.

В тоже время, как следует из материалов исполнительного производства №, несмотря на то, что исполнительное производство возбуждено 16.09.2010 года, копия постановления направлена должнику 16.09.2010 года, постановление о взыскании с администрации г. Шимановска исполнительского сбора в размере 5.000 рублей за неисполнение исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин вынесено 02.11.2010 года, т.е. предоставленный должнику для добровольного исполнения исполнительного документа фактически превысил установленный ранее срок для добровольного исполнения.

Согласно ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор взыскивается с должника-гражданина в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, с должников-организаций - 50 минимальных размеров оплаты труда. Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится при первом поступлении исполнительного документа судебному приставу-исполнителю. Постановление о взыскании исполнительского сбора выносится одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства или о взыскании исполнительского сбора может быть указано в постановлении о возбуждении исполнительного производства.

Из пояснений представителя администрации г. Шимановск Бобылевой Л.Д. стало известно, что постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Шимановскому району Баринова А.Н. от 16.09.2010 года о возбуждении исполнительного производства, должником - администрацией г. Шимановска не обжаловалось, с заявлением об отсрочке исполнения решения суда администрация г.Шимановска ни в ОСП г.Шимановска ни в Шимановский районный суд не обращалась.

В материалах дела имеется сообщение администрации г. Шимановска №1773 от 27.09.2010 года, направленное в адрес ОСП по Шимановскому району о том, что пригодных для проживания свободных жилых помещений в г. Шимановске не имеется.

Из отношения №1548 от 20.08.2010 года стало известно о том, что администрация г.Шимановск обращалась в министерство финансов Амурской области с просьбой рассмотреть вопрос о возможности выделения средств для приобретения жилых помещений на вторичном рынке для гр-на ФИО1

Распоряжением мэра г. Шимановск ФИО10 №1197 от 24.09.2010 года постановлено: МУ «Отдел жилищно-коммунального дорожного хозяйства и градостроительства администрации г. Шимановска» подобрать отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение, общей площадью не менее 18 кв. метров в срок до 30.09.2010 года; МУ «КУМС» заключить договор социального найма жилого помещения с ФИО1».

Постановлением администрации г. Шимановск № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма жилое помещение - однокомнатную квартиру общей площадью 28,8 кв. м., по адресу: <адрес>

При изучении сообщения администрации г. Шимановска №2176 от 18.11.2010 года стало известно, что на основании постановления администрации г. Шимановск от 17.10.2010 года №1152 принято решение о предоставлении жилого помещения ФИО1 по договору социального найма - однокомнатной квартиры по адресу: <адрес>.

Как следует из договора социального найма жилого помещения в муниципальном жилом фонде №сн от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между МУ «КУМС» - наймодателем, и ФИО1 - нанимателем, МУ «КУМС» передал ФИО1 в бессрочное пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1-ой комнаты в квартире общей площадью 28,8 кв. метров по адресу: г. <адрес>, для проживания в нём.

Таким образом, из представленных документов усматривается, что должник - администрация г. Шимановска исполнил обязанность, возложенную на него на основании решения суда постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Баринова А.Н., по предоставлению жилого помещения Лунину Ю.В. с нарушением срока, установленного в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 16.09.2010 года.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве», в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом

Согласно ч. 1-2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно ч. 3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

В соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Баринова А.Н. от 02.11.2010 года должник - администрация г. Шимановск обязан уплатить исполнительский сбор в размере 5.000 рублей.

Суд приходит к выводу, что в данном случае для установления судебным приставом-исполнителем указанного денежного взыскания на должника имеется законное основание - истечение срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа.

Действительно, в соответствии с ч. 1 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель не вправе устанавливать исполнительский сбор, если должник представил судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Однако материалы исполнительного производства № свидетельствуют о том, что доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, должник - администрация г. Шимановска не представил.

Не согласившись с постановлением о взыскании исполнительского сбора от 02.11.2010 года, администрация г. Шимановска указала на отсутствие в момент вынесения постановления от 16.09.2010 года свободных пригодных для проживания жилых помещений на территории г. Шимановске и отсутствие дополнительного финансирования для приобретения жилых помещений для граждан, страдающих тяжёлыми формами хронических заболеваний.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, взыскание с должника исполнительского сбора на основании пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. Однако в названном Федеральном законе не указывается, какие именно причины являются уважительными или, наоборот, неуважительными. Оспариваемое положение пункта 1 статьи 81 не содержит четких, точных и ясных критериев, формально определенных оснований ответственности и условий, при которых взыскание как мера ответственности за нарушение сроков исполнения исполнительного документа может быть наложено.

Согласно абзацу 4 пункта 7 названного Постановления, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 Закона об исполнительном производстве.

В соответствии с пунктом 2 резолютивной части постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор является санкцией (мерой административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами, а установленный этим положением размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь его допустимый….

Согласно ст.401 ГК РФ, предусматривающей основания ответственности за нарушение обязательств, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Суд обращает своё внимание на то, что к указанным выше обстоятельствам законом не относятся, в частности, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Суд не может принять во внимание доводы представителя администрации г. Шимановска, поскольку Гражданским кодексом РФ понятием «непреодолимая сила» охватываются как стихийные бедствия (землетрясения, наводнения и т.п.), так и общественные явления (гражданские войны, забастовки и т.п.), которые нарушают нормальную работу транспорта, связи, судов и иных органов и тем самым препятствуют своевременному исполнения обязательства.

Обстоятельства и причины ненадлежащего исполнения возникшего обязательства, на которые делает ссылку администрация г. Шимановска, не возможно отнести к непреодолимой силе. Закон прямо указывает, что событие можно квалифицировать как непреодолимую силу, в случае когда оно: 1) характеризуется прежде всего чрезвычайностью, то есть должно быть необычным, выпадающим из нормального хода развития и, как правило, непредвидимым заранее явлением; 2) объективно непредотвратимо с помощью наличествующих при данных условиях технических и иных средств.

Оценив представленные материалы, суд не находит оснований для признания уважительными обстоятельств, приведённых должником, как причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно ч. 1 ст. 37 ФЗ «Об исполнительном производстве», взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Суд обращает своё внимание, что в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о предоставлении должнику - администрации г. Шимановск отсрочки исполнения решения Шимановского районного суда от 17.06.2010 года, иные доказательства использования администрацией г.Шимановска своего права на предоставление отсрочки исполнения данного суда.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемые администрацией г.Шимановска исполнительские действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Шимановскому району по взысканию исполнительского сбора совершены судебным приставом-исполнителем на основании Федерального Закона «Об исполнительном производстве», предприняты в соответствии с задачами исполнительного производства по правильному и своевременному исполнению судебных актов, с соблюдением установленных законом принципов исполнительного производства, поэтому являются законными и обоснованными, в силу чего заявление администрации г.Шимановска не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Администрации города Шимановск Амурской области в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд, через данный суд в течение 10 (десяти) дней со дня его провозглашения.

Председательствующий:

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Шимановского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а кассационная жалоба администрации г. Шимановск - без удовлетворения.