Дело № 2-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шимановск 31 января 2011 года
Шимановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Белогрудовой С.А.,
при секретаре Тимченко Е.В.,
с участием истца Стефанова В.Н., третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО2, ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стефанова Виктора Николаевича к администрации <адрес> о признании права собственности на жилое помещение за ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
В Шимановский районный суд с исковым заявлением о признании права собственности на <адрес>, в <адрес> расположенную по адресу: <адрес>, за ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ обратился Стефанов В.Н.
В судебном заседании истец Стефанов В.Н. на своих требованиях настаивал, и суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ его жена ФИО1 заключила с Муниципальным образованием <адрес> в лице Председателя ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, договор на передачу квартиры в собственность, зарегистрированный в органе местного управления ДД.ММ.ГГГГ за №. Согласно данному договору ФИО1 была передана в собственность квартира и последняя приобрела квартиру, состоящую из 2-х комнат, общей площадью 47.0 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>. Пунктом 3 указанного договора предусмотрено, что ФИО1 приобретает право собственности (владение, пользование, распоряжение) на квартиру с момента регистрации договора у государственного регистратора. После заключения договора ФИО1 не обратилась к государственному регистратору <адрес> для регистрации перехода права собственность на данную квартиру к ней. То есть, юридический факт перехода права собственности к ФИО1 не был зарегистрирован в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122 - ФЗ «О государственно регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
На основании п. 16 данного Федерального закона государственная регистрация права проводиться на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им на то лица при наличии нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с п.2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
ДД.ММ.ГГГГ его жена ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, умерла.
На день смерти она проживала в <адрес> по адресу <адрес>, а зарегистрирована была по адресу: <адрес>.
После смерти ФИО1 осталось наследство в виде двухкомнатной <адрес> общей площадью 47,0 кв. м. Наследниками по закону первой очереди (ст.1142 ГК РФ) являются: Стефанов В.Н. - муж, ФИО5 - сын, ФИО2 - дочь. Кроме него никто из наследников не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
Его жена, заключив ДД.ММ.ГГГГ договор на передачу <адрес>. 9 по <адрес> в собственность не успела обратиться за государственной регистрацией. Его жена ФИО1 собиралась обратиться к государственному регистратору позже. Но у неё возникли финансовые проблемы, а потом жена болела. Его жена неоднократно откладывала визит к государственному регистратору. Но все это время его жена и он считали, что квартира находиться в собственности жены. Это теперь они понимают, что необходима была регистрация перехода права собственности на эту квартиру, так как гражданин с момента регистрации имеет право не только владеть, пользоваться недвижимым имуществом, но и распоряжаться им. С момента передачи ей квартиры по договору от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 пользовалась квартирой, владела ей. Но распоряжаться квартирой она не могла, так как до государственной регистрации собственником квартиры являлось Муниципальное образование <адрес>, которое и передало ей эту квартиру в собственность безвозмездно. На протяжении всего времени ФИО1 несла бремя расходов на содержание данной квартиры. В индивидуальном жилом доме жить тяжело, особенно зимой. Поэтому они периодически жили к спорной квартире, в ней до сих пор находится их совместно нажитое имущество. При жизни ФИО1 желала обратиться за регистрацией перехода права собственности к государственному регистратору, но не успела, умерла. С заявлением об отзыве своего заявления о передаче квартиры ей в собственность его жена ни куда не обращалась. Он принимает наследство, оставшееся после смерти своей жены ФИО1, но для этого ему необходимо, чтобы суд признал за его женой право собственности на данную квартиру. Учитывая изложенное, просит суд признать за ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ право собственности на <адрес>, расположенную в <адрес>.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО5 суду пояснил, что не имеет возражений на иск Стефанова В.Н. ФИО1 была его мамой для оформления наследства необходимо оформить право собственности на квартиру. Он намерен вступить в права наследования.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2 суду пояснила, что возражений на иск Стефанова В.Н. она не имеет, она полностью поддерживает истца. ФИО1 была её мамой для оформления наследства необходимо оформить право собственности квартиру, которую передали её маме по договору в 2002 году, и которую она не успела оформить при жизни. Она намерена вступить в права наследования.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - нотариус <данные изъяты> ФИО4 в судебное заседание не прибыла. В материалах дела имеется заявление нотариуса ФИО4 с просьбой рассмотреть гражданское дело по иску Стефанова В.Н. без её участия. Возражений не имеет. В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в её отсутствие.
Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не прибыл, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили и не просили рассмотреть дело в своё отсутствие. При таких обстоятельствах с учётом требований ст. 167 ч. 4 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Из отзыва на исковое заявление, представленного ответчиком в суд ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация <адрес> поддерживает заявленные истцом требования о признании права собственности на <адрес> расположенной по адресу: <адрес>, за ФИО1 Потому как ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Комитетом по управлению муниципальной собственностью <адрес> был заключён договор № о передаче двухкомнатной квартиры, общей площадью 47,0 кв. м по адресу <адрес> в собственность граждан. Указанный договор является основанием для регистрации права собственности граждан на недвижимое имущество в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент её совершения.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, изучив нормы материального права, суд находит требования Стефанова В.Н. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями от 23 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 28 марта 1998 г., 01 мая 1999 г., 15 мая 2001 г., 20 мая, 26 ноября 2002 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 30 июня 2006 г., 11 июня 2008 г.) каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.С учётом требований ст. 7 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 18 ЖК РФ право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, настоящим Кодексом.
В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Комитетом по управлению муниципальной собственностью <адрес> заключен договор № о передаче двухкомнатной <адрес>, общей площадью 47,0 кв. м., расположенной по адресу <адрес> в собственность ФИО1, тем самым ФИО1 при жизни выразила свою волю на приватизацию квартиры по адресу <адрес>.
В соответствии со справкой ОАО «Управляющая компания служба заказчика» от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 на день смерти ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирована по адресу: <адрес>.
ФИО1 выразила при жизни волю на приватизацию занимаемого ею на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения по адресу: <адрес>, и в последующем, вплоть до своей смерти, своё заявление она не отзывала.
Из свидетельства о смерти серии № № следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, составленная отделом ЗАГС по <адрес> и <адрес> управления ЗАГС <адрес>).
Таким образом, материалами дела установлен факт приобретения ФИО1 квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Указанный договор вступил в силу после его подписания, однако право собственности ФИО1 на недвижимое имущество не было зарегистрировано в установленном законом порядке, в связи с наступлением смерти ФИО1 Поэтому вины наследодателя ФИО1 в несвоевременной регистрации перехода к ней права собственности на жилое помещение судом не установлено.
Учитывая, что законность договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривается, и факт его заключения не отрицается, суд считает необходимым признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на квартиры, расположенную по адресу: <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Стефанова Виктора Николаевича удовлетворить в полном объёме.
Признать за ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на <адрес>, расположенную по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Шимановский районный суд в течение 10 (десяти) дней со дня вынесения.
Председательствующий: