Решение Обжалование действий судбного пристава-исполнителя



Дело № 2-29

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Шимановск

мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А.,

с участием представителя Отдела судебных приставов по Шимановскому району Управления Федеральной Службы судебных приставов по Амурской области - судебного пристава-исполнителя Баринова А.Н., действующего на основании доверенности от 29.12.2010 года,

при секретаре Хабировой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации г. Шимановск Амурской области об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Шимановскому району Управления Федеральной Службы судебных приставов по Амурской области (далее по тексту - ОСП по Шимановскому району),

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель - администрация г. Шимановск обратился в Шимановский районный суд Амурской области с заявлением об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Шимановскому району по взысканию исполнительского сбора.

Представитель заявителя - администрации г. Шимановск Бобылева Л.Д. в судебное заседание не прибыла, в деле имеется заявление с просьбой провести судебное заседание в отсутствии представителя заявителя.

Из заявления администрации г.Шимановска следует, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Шимановскому району Бариновым А.Н. 08.12.2010 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства на основании постановления судебного пристава-исполнителя б/н от 05.07.2010 года. Согласно ч. 12-13 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями от 13 мая, 30 декабря 2008 г., 3 июня, 19 июля, 27 сентября, 17 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г.) (далее по тексту - ФЗ «Об исполнительном производстве»), устанавливающими сроки добровольного исполнения, - срок до пяти дней, устанавливаемый судебным приставом-исполнителем должнику в постановлении о возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения исполнительного документа и исчисляемый со дня получения должником копии этого постановления. В указанные сроки должник, чтобы избежать взыскания исполнительского сбора, должен представить судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы. По истечении этих сроков, если должник не представил доказательства невозможности исполнения по причине непреодолимой силы (или представленные доказательства не свидетельствуют о ее наличии), судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора (ч. 2 ст. 112). Законом обозначено начало течения срока вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Считает, что по аналогии закона, что этот срок не может превышать трех дней, предоставляемых Законом на решение вопроса о возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30). В данном случае такой срок необходим для установления тождества причин добровольного неисполнения исполнительного документа, доказательства которых представил должник, и обстоятельств непреодолимой силы. Трёхдневный срок для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора исчисляется со дня поступления к судебному приставу-исполнителю доказательств о причинах неисполнения исполнительного документа или со дня окончания срока для добровольного исполнения, при отсутствии у должника доказательств о причинах неисполнения исполнительного документа. Установлено, что до окончания исполнительного производства, в ходе которого было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, оно исполняется без возбуждения по нему отдельного исполнительного производства (ч. 15 ст. 30). После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по неисполненному или исполненному частично постановлению о взыскании исполнительского сбора (ч. 16 ст. 30, ч. 5 ст. 47). Вместе с тем в ч. 7 ст. 47 Закона утверждается, что исполнительное производство по неисполненному постановлению о взыскании исполнительского сбора выносится «одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства». Очевидно, что окончание основного исполнительного производства можно рассматривать в данном случае как начало отсчета 3-дневного срока, предусмотренного ч. 8 ст. 30 Закона для возбуждения исполнительного производства. Трёхдневный срок для возбуждения исполнительного производства по постановлению о взыскании исполнительского сбора исчисляется со дня окончания основного исполнительного производства (поскольку постановление о взыскании исполнительского сбора выносится самим судебным приставом-исполнителем и ниоткуда к нему не поступает). Постановление о возбуждении исполнительного производства от 08.12.2010 года было вынесено спустя 38 дней после вынесения постановления об окончании исполнительного производства, что является прямым нарушением сроков для возбуждения исполнительного производства по постановлению о взыскании исполнительского сбора. Полагает, что судебный пристав исполнитель Баринов А.Н. пропустил срок для возбуждения исполнительного производства. Для исполнения постановления о возбуждении исполнительного производства от 25.06.2010 года администрация г. Шимановска предприняла все действия. Но в связи со сложностью исполнения данного постановления в 5-дневный срок оно не было исполнено в установленный срок. Так как предметом исполнения является предоставление жилого помещения отвечающего санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 18-ти квадратных метров, то для предоставления жилого помещения необходимо не только подобрать подходящее по площади помещение, но произвести ремонт данного помещения, а для этого не возможно «уложиться» в пять дней. Так же важным аспектом является надлежащее оформление документов, дающих право пользования и владения данным имуществом, а именно заключение договора социального найма. Для того чтобы заключить договор социального найма необходимо сначала провести заседание жилищной комиссии, далее на основании решения жилищной комиссии подготовить постановление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. На основании данного постановления подготавливается договор социального найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде после подписания, которого передается жилое помещение. Для соблюдения процедуры предоставления жилого помещения и заключения договора социального найма устанавливаемый срок в размере 5 дней катастрофически мал. Для надлежащего исполнения своих обязательств администрация г. Шимановска обратилась в ОСП по Шимановскому району от 05.07.2010 года, от 12.07.2010 года, с просьбой продлить срок предоставления жилого помещения до 30.07.2010 года. На данное обращение ОСП по Шимановскому району не отреагировал. Так же муниципальным учреждением «Отдел жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и градостроительства администрации г.Шимановска» были приняты меры по подготовке пакета документов для предоставления ФИО4О. жилого помещения, о чем свидетельствует исх. №397 от 16.07.2010 года. На основании изложенного и руководствуясь статьями 14, 30, 112, 115 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 441 ГПК РФ, администрация г.Шимановска просит суд отменить постановление судебного пристава-исполнителя Баринова А.Н. от 08.12.2010 года.

В судебном заседании судебный пристав-исполнитель ОСП по Шимановскому району Баринов А.Н. требования администрации г. Шимановск не признал и суду пояснил, что в ОСП по Шимановскому району находилось на исполнении исполнительное производство №10/21/12471/2/2010 от 25.06.2010 года в отношении должника - администрации г. Шимановска, в пользу взыскателя ФИО4О., предмет исполнения о предоставлении жилого помещения. В рамках данного исполнительного производства в отношении администрации г. Шимановска 05.07.2010 года судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 5.000 рублей. Должником данное постановление не обжаловалось. Администрация г. Шимановска также не обращалась в суд с заявлением о снижении исполнительского сбора или об освобождении от его уплаты. Должник - администрация г. Шимановск не обращался в суд с заявлением о рассрочки либо отсрочки исполнения решения суда. Данное исполнительное производство было окончено в связи с фактическим исполнением 31.10.2010 года. В связи с тем, что администрацией г. Шимановска исполнительский сбор в размере 5.000 рублей не был оплачен, 08.12.2010 года судебным приставом-исполнителем, на основании постановления от 05.07.2010 года о взыскании исполнительского сбора, было возбуждено исполнительное производство №10/21/16136/2/2010 о взыскании с администрации г. Шимановска исполнительского сбора в размере 5.000 рублей. Несвоевременная передача исполнительного документа на регистрацию и возбуждение исполнительного производства судебным приставом-исполнителем связано с большим поступлением исполнительных документов в ноябре 2010 года. Согласно статистическому отчету за ноябрь 2010 года, за указанный период судебным приставом-исполнителем возбуждено 480 исполнительных производств, а окончено по различным основаниям 253 исполнительных производства. В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, просит суд отказать администрации г. Шимановска в удовлетворении жалобы об отмене постановления от 08.12.2010 года о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора в размере 5.000 рублей.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №10/21/16136/2/2010, суд приходит к выводу, что заявление администрации г.Шимановск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В силу статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ст. 441 ч. 1 ГПК РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействия) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

В судебном заседании установлено, что постановлением от 08.12.2010 года судебного пристава-исполнителя ОСП по Шимановскому району Баринова А.Н. возбуждено исполнительное производство №10/21/16136/2/2010 о взыскании с должника - администрации г. Шимановск в пользу взыскателя - Федерального бюджета исполнительского сбора в размере 5.000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве», решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Как следует из постановления от 08.12.2010 года судебного пристава-исполнителя ОСП по Шимановскому району Баринова А.Н., на основании исполнительного документа - постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Шимановскому району б/н от 05.07.2010 года, возбуждено исполнительное производство №10./21/16136/2/2010, предметом которого является взыскание с должника - администрации г. Шимановск исполнительского сбора в размере 5.000 рублей в пользу взыскателя - Федерального бюджета.

Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2
«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», определено, что в соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 16 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Согласно ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные Законом об исполнительном производстве.

В силу п. 4 ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве», постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.

В соответствии с положениями п. 12 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве.

Из представленных материалов следует, что постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Шимановскому району от 05.07.2010 года о взыскании исполнительского сбора на момент окончания основного исполнительного производства №10/21/16136/2/2010 к исполнению не предъявлялось, исполнено не было, данное постановление администрацией г.Шимановска было получено 06.07.2010 года (вх. №2221) и в установленном порядке не оспаривалось. Следовательно, в соответствии с положениями ч.ч. 6, 7, 14 и 16 ст. 30 и ч. 7 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве», действия судебного пристава-исполнителя по возбуждению исполнительного производства о взыскании исполнительного сбора правомерны.

Вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора по истечении 38 дней после вынесения постановления об окончании исполнительного производства №10/21/16136/2/2010 не противоречит требованиям, предусмотренным ФЗ «Об исполнительном производстве».

Возбуждение отдельного исполнительного производства для исполнения постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора после окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесено это постановление, предусмотрено ч.ч. 15, 16 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Срок, по истечении которого судебный пристав-исполнитель не вправе возбуждать исполнительное производство на основании постановления о взыскании исполнительского сбора Федеральным законом «Об исполнительном производстве» не установлен.

Однако необходимо учитывать, что в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П изложена правовая позиция, согласно которой исполнительскому сбору присущи признаки административной штрафной санкции.

Поэтому для обеспечения правовой определенности во взаимоотношениях между должником и взыскателем исполнительского сбора необходимо признать, что применительно к ч. 7 ст. 21 ФЗ «Об исполнительном производстве», ч.ч. 1, 3 ст. 31.9 КоАП РФ, срок, в течение которого может быть возбуждено исполнительное производство с целью исполнения постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, не должен превышать одного года со дня, когда окончено основное исполнительное производство (указанная правовая позиция изложена также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.2009 №3057/09).

Следовательно, срок для вынесения постановления от 08.12.2010 года о возбуждении исполнительного производства №10/21/16136/2/2010 судебным приставом-исполнителем ОСП по Шимановскому району Бариновым А.Н. не пропущен.

При этом суд считает несостоятельными доводы администрации г.Шимановска о том, что вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства №10/21/16136/2/2010 спустя 38 дней после вынесения постановления об окончании исполнительного производства № 10/21/12471/2/2010 является прямым нарушением сроков для возбуждения исполнительного производства по постановлению о взыскании исполнительского сбора и влечёт его безусловную отмену, поскольку, как уже было сказано выше, законодателем непосредственно в ФЗ «Об исполнительном производстве» не установлено окончание этого срока. Трёхдневный срок возбуждения исполнительного производства, предусмотренный ч. 8 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», предоставляется судебному приставу-исполнителю для решения вопроса о возбуждении исполнительного производства., и необходим ему для анализа представленных должником доказательств о причинах невозможности исполнения в срок исполнительного документа. Указанный срок, согласно ч.8 ст. 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» не является пресекательным и может иметь лишь организационное значение, его окончание не влечет прекращения исполнительного производства. Совершение исполнительных действий за пределами указанного срока не может служить основанием для признания действий судебного пристава исполнителя незаконными.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым отказать заявителю - администрации г. Шимановск в удовлетворении заявления.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Администрации города Шимановск Амурской области в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд, через данный суд в течение 10 (десяти) дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: