Дело № 2-108
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 марта 2011 года г. Шимановск
Шимановский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Едаковой М.А.,
с участием помощника прокурора Шимановского района Амурской области Ли К.Ю.,
представителя истца Агалакова Г.Н. - ФИО1 <данные изъяты>
представителя администрации г. Шимановска ФИО1 <данные изъяты>
при секретаре Кондрашонок Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Агалакова ФИО12 к администрации <адрес> о признании его, нуждающемся в жилом помещении и возложении обязанности на администрацию <адрес> поставить его на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Агалаков Г.Н. обратился в Шимановский районный суд с иском к администрации <адрес> о признании его нуждающимся в жилом помещении и возложении обязанности на администрацию <адрес> поставить его на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.
В судебное заседание Агалаков Г.Н. не явился. Из его заявления в суд следует, что он в ДД.ММ.ГГГГ году вступил в жилищно-строительный кооператив, в связи, с чем в ДД.ММ.ГГГГ году он приобрёл однокомнатную квартиру общей площадью 30,5 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>. Право собственности на квартиру было зарегистрировано за ним ДД.ММ.ГГГГ. Данную квартиру он приобретал для сына ФИО1, который и проживал в ней с ДД.ММ.ГГГГ года. В силу своего возраста и состояния здоровья он не может проживать в частном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с чем, в однокомнатной <адрес> по адресу: <адрес>, в настоящее время проживает он вместе со своей женой ФИО13 Сын в частном доме также проживать не может, поскольку <данные изъяты> Частный дом и однокомнатную квартиру он приобретал сам, от государства никакой поддержки никогда не получал. Решением жилищной комиссии при администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, протокол № он был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в <адрес>, на основании п. 5 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 6 мая 2010 года № 79-ФЗ «О внесении изменении в Федеральный закон «О ветеранах». На основании решения рабочей группы, утвержденной распоряжением администрации г. Шимановска от 29.10.2010 года № 1353, рассмотрен вопрос об обоснованности поставки на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении. Жилищная комиссия при администрации <адрес>, руководствуясь решением рабочей группы, в соответствии с п. 2, ч. 1, ст. 56, п. 2 ч 1 ст. 54 и ч 1 ст. 51 ЖК РФ, приняла решение о снятии его с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в <адрес>. Просит его признать нуждающимся в жилом помещении предоставляемым по договору социального найма и обязать администрацию <адрес> поставить его на учёт, в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма в <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Агалакова Г.Н. - ФИО14. поддержала исковые требования Агалакова Г.Н. и суду пояснила, что Агалаков Г.Н. в ДД.ММ.ГГГГ году вступил в жилищно-строительный кооператив, в связи с чем в ДД.ММ.ГГГГ году приобрёл однокомнатную квартиру общей площадью 30,5 кв. м, расположенную по адресу: <адрес>. Право собственности на квартиру было зарегистрировано за Агалаковым Г.Н. ДД.ММ.ГГГГ. Данную квартиру он приобретал для сына ФИО1, который и проживал в квартире с ДД.ММ.ГГГГ года. В силу своего возраста и состояния здоровья Агалаков Г.Н. не может проживать в частном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в связи с чем, в настоящее время она и её супруг Агалаков Г.Н. проживают в однокомнатной <адрес> по адресу: <адрес>. Сын в частном доме также проживать не может, поскольку является инвалидом. Частный дом и однокомнатную квартиру Агалаков Г.Н. приобретал сам, от государства никакой поддержки никогда не получал. Решением жилищной комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, протокол № Агалаков Г.Н. был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в <адрес>, на основании п. 5 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 6 мая 2010 года № 79-ФЗ «О внесении изменении в Федеральный закон «О ветеранах». На основании решения рабочей группы, утвержденной распоряжением администрации г. Шимановска от 29.10.2010 года № 1353 рассмотрен вопрос об обоснованности поставки на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении. Жилищная комиссия при администрации <адрес>, руководствуясь решением рабочей группы, в соответствии с п. 2, ч. 1, ст. 56, п. 2 ч 1 ст. 54 и ч 1 ст. 51 ЖК РФ, приняла решение о снятии Агалакова Г.Н. с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в <адрес>. Просит признать Агалакова Г.Н. нуждающимся в жилом помещении предоставляемым по договору социального найма и обязать администрацию <адрес> поставить его на учёт, в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма в <адрес>.
В судебном заседании представитель администрации <адрес> Антонова В.Г. с исковыми требованиями Агалакова Г.Н. не согласилась и суду пояснила, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем, обеспечение осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ч. 2 Постановления Правительства Амурской области от 15.06.2010 года № 310 «Об утверждении Порядка предоставления и использования единовременной денежной выплаты, социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» право на получение единовременной денежной выплаты имеют граждане, указанные в п. 1 ст. 1 Закона Амурской области от 18.01.2007 года № 284-ОЗ «О социальной поддержке по обеспечению жильемветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих на территории Амурской области», проживающие на территории Амурской области, вставшие на учет в органах местного самоуправления по месту жительства и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно ч. 1 ст. 1 указанного закона социальная поддержка по обеспечению жильем оказывается гражданам признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. К данной категории граждан относятся следующие лица: а) инвалиды Великой Отечественной войны; б) участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; в) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других
государств; г) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; д) члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Согласно ч. 4 Постановления Правительства Амурской области от 15.06.2010 года № 310 «Об утверждении Порядка предоставления и использования единовременной денежной выплаты, социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов» органы местного самоуправления признают граждан из числа лиц, указанных в ст. 1 Закона, нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании представленных гражданами документов, указанных в ч. 2 ст.10 Закона от 1 сентября 2005 года № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области».
Согласно ст. 6 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 года № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области», гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающими в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в том числе инвалиды, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Агалаковым Г.Н. представлены документы, на основании которых гражданин не может быть признан нуждающимся в жилом помещении. Согласно Свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ Агалаков Г.Н. является собственником однокомнатной квартиры, общей площадью 30,5 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно ст. 7 Закона Амурской области от 01.09.2005 года № 38-ОЗ «О жилищной политике в Амурской области» устанавливается учетная норма в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. На основании вышеизложенного у администрации <адрес> нет оснований признать нуждающимся в жилом помещении Агалакова Г.Н., просит суд в иске Агалакову Г.Н. отказать.
Представитель Государственного бюджетного учреждения Управления социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что согласно действующего жилищного законодательства Агалаков Г.Н. не может быть признан нуждающимся в жилом помещении, оснований для удовлетворения исковых требований Агалакова Г.Н. не имеется, в связи с чем считает необходимым отказать Агалакову Г.Н. в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что Агалаков Г.Н., являясь участником Великой Отечественной Войны, в порядке реализации федеральной программы «Жилье ветеранам» обратился с заявлением в администрацию <адрес> о постановке его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в <адрес>.
Удостоверением серии № № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Агалаков Г.Н. является участником Великой Отечественной Войны.
В соответствии со справкой военного комиссариата <данные изъяты> Агалаков Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является участником Великой Отечественной войны, принимал участие в войне с Японией в период с 1945 года по сентябрь 1945 года.
Также из справки выданной военным комиссариатом <данные изъяты> следует, что Агалаков Г.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является участником Великой Отечественной войны, проходил военную Службу в период с октября 1944 года по октябрь 1951 года.
Таким образом, на истца Агалакова Г.Н, как на участника Великой Отечественной войны распространяются положения ст. 21 ФЗ «О ветеранах».
С учетом требований ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ от 12.01.1995 г. за № 5-ФЗ «О ветеранах», обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечением жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветераном Великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. за № 5-ФЗ «О ветеранах».
Таким образом, правом на обеспечение жильём в соответствии в вышеперечисленными положениями законодательства имеют только лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением Жилищной комиссии при администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Агалаков Г.Н. был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в <адрес>.
Согласно ч. 4 ст. 49 ЖК РФ, категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
По правилам п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Аналогичная норма содержится в ст. 6 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 г. N 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области" (с изменениями и дополнениями) (Принят областным Советом народных депутатов 19 августа 2005 года).
С учетом требований п. п. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ, учётной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением мэра <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № утверждена норма предоставления жилого помещения гражданам по договорам социального найма согласно приложению №.
В соответствии с приложением № к постановлению мэра <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № норма предоставления жилого помещения гражданам по договорам социального найма на территории муниципального образования <адрес> в виде отдельной квартиры общей площадью составляет не менее: одиноко проживающему гражданину - 18 кв. м общей площади; семье, состоящей из двух и более человек - 15 кв. м общей площади на каждого человека.
В ответе администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что решением рабочей группы от ДД.ММ.ГГГГ Агалаков Г.Н. был признан необоснованно поставленным на учет и подлежащим снятию с учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий в <адрес>.
Из протокола № заседания рабочей группы по проведению проверки обоснованности постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, вдов, инвалидов и участников Великой Отечественной войны от ДД.ММ.ГГГГ были проверены документы, представленные Агалаковым Г.Н., подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении: документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи: копия свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, копия договора купли-продажи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельства на квартиру по <адрес>, в указанных документах собственником указан Агалаков Геннадий Никифорович.
В соответствии с выпиской из протокола № ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии при администрации <адрес>, Агалаков Г.Н., снят с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в <адрес>, в связи с тем, что предоставленные документы не подтверждают право состоять на учёте нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.
Свидетельство о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, выданное на основании справки жилищно-строительного кооператива № от ДД.ММ.ГГГГ, закрепило право собственности Агалакова Г.Н. на жилое помещение - однокомнатную квартиру, общей площадью 30,5 кв. м по адресу: <адрес>.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ОАО «Управляющая компания Служба Заказчика», стало известно, что в <адрес> <адрес>, проживает супруга Агалакова Г.Н. - ФИО15
В силу п. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
При подсчёте общей площади жилого помещения по адресу: <адрес>, на долю Агалакова Г.Н. и его супруги ФИО16., фактически приходится по 15,25 кв. м общей площади жилого помещения, что соответственно превышает норму предоставления жилого помещения гражданам по договорам социального найма, утверждённую Постановлением главы <данные изъяты>
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания для признания истца Агалакова Г.Н. нуждающемся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
При этом суд также учёл, что из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией <адрес>, следует, что Агалаков Г.Н. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Совместно с ним по данному адресу зарегистрирован: сын - ФИО1, внук - ФИО1
Суд изучил свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>, где значится, что на основании договора купли-продажи жилого дома с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 приобрёл на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, общая площадь которого составляет 31,1 кв. м.
Приняв во внимание наличие регистрации по адресу: <адрес>, суд пришёл к выводу, что истец Агалаков Г.Н., являясь отцом собственника данного жилого помещения, по сути приобрёл право пользования индивидуальным домом по указанному адресу.
В связи с чем, расчёт нормы предоставления жилого помещения гражданам по договорам социального найма в <адрес> может также происходить путём определения доли, исходя из суммарной общей площади жилых помещений, а именно <адрес> по адресу: <адрес>, и жилого <адрес> в <адрес>.
При суммарном подсчёте на долю каждого из четырёх проживающих в указанных жилых помещениях, то есть в индивидуальном жилом доме и однокомнатной квартире (31,1+30,5=61,6:4), фактически приходится по 15,4 кв. м общей площади жилого помещения, что соответственно превышает норму предоставления жилого помещения гражданам по договорам социального найма, утверждённую Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Учитывая, что стороной истца суду не представлено иных доказательств в обоснование заявленных требований, суд считает необходимым отказать истцу Агалакову Г.Н. в удовлетворении иска о признании его нуждающимся в жилом помещении и возложении обязанности на администрацию <адрес> поставить его на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Агалакова ФИО17 к Администрации <адрес> о признании его, нуждающемся в жилом помещении и возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма в городе Шимановске оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через данный суд в течение 10 (десяти) суток со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий: ______________