Дело № 2-236 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Шимановск Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А., с участием представителя истца - заместителя прокурора Шимановского района Горшова А.А., представителя ответчика - администрации Нововоскресеновского сельсовета Шимановского района Гавага О.И., действующей по должности, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУ МЧС России по Амурской области в лице Отделения государственного пожарного надзора по г. Шимановску и Шимановскому району, Степанюк Е.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимановского района Артюшкевич В.К. к администрации Нововоскресеновского сельского совета Шимановского района о признании незаконным бездействия по принятию мер по организации пожарной безопасности на территории муниципального образования, У С Т А Н О В И Л: Истец - прокурор Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. обратился в Шимановский районный суд с иском к администрации Нововоскресеновского сельского совета о признании незаконным бездействия по принятию мер по организации пожарной безопасности на территории муниципального образования. В судебном заседании заместитель прокурора Шимановского района Горшов А.А. настаивал на удовлетворении исковых требований и суду показал, что на основании поручения прокуратуры Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в населённых пунктах, расположенных в непосредственной близости к лесам, перечень которых утверждён 22.03.2011 года председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности при Правительстве Амурской области Капканщиковым В.О. В результате проверки установлено, что на территории Новоскресеновского сельсовета не произведена очистка территории населённого пункта от сухой растительности; не оборудован пирс с твёрдым покрытием для заправки пожарного автомобиля. Указанные нарушения установлены в результате проверки, проведенной ОГПН (в настоящее время ОНД) по г.Шимановску и Шимановскому району ГУ МЧС России по Амурской области в 2010 году. По результатам проверки, ОГПН по г. Шимановску и Шимановскому району в адрес главы Нововоскресеновского сельсовета 08.10.2010 года внесено предписание об устранении выявленных нарушений №245/1/122. В соответствии с указанным предписанием, срок устранения нарушений - 01.04.2011 года. Проверкой исполнения ранее выданного предписания и реального устранения нарушений норм и правил пожарной безопасности, проведённой ОНД по г. Шимановску и Шимановскому району в Нововоскресеновском сельсовете 13.04.2011, установлено, что нарушения, указанные в предписании, не устранены. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах поселения. На основании ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются помимо прочих, органы местного самоуправления. Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности. В силу ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных средств пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относится: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. На основании ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии с п. 94 ППБ 01-03, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоёмов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населённых пунктах - на органы местного самоуправления). В нарушение вышеназванных требований администрацией Нововоскресеновского сельсовета мероприятия по пожарной безопасности на территории муниципального образования не осуществляется. Надлежащее обеспечение мер пожарной безопасности в границах муниципального образования, непринятие органом местного самоуправления муниципального образования мер по надлежащему исполнению возложенных полномочий является недопустимым, может привести к причинению вреда жизни здоровью граждан, а также порче имущества сельсовета и его жителей. В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. На основании изложенного просит суд признать бездействие администрации Нововоскресеновского сельсовета по неисполнению мер пожарной безопасности: п.п. 21, 94, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, приложения №1 п. 5 СНиП 2.07.01.89, незаконным. Обязать администрацию Нововоскресеновского сельсовета оборудовать пирс с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в срок до 01 октября 2011 года. От искового требования произвести очистку территории населённого пункта от сухой растительности, обеспечивая расстояние от границ застройки поселения до лесных массивов не менее 15 метров, сторона истца отказывается, поскольку оно на данный момент в добровольном порядке исполнено стороной ответчика. Представитель ответчика - администрации Нововоскресеновского сельсовета Гавага О.И. иск прокурора Шимановского района признала в полном объёме и суду пояснила, что администрацией села принимаются меры по оборудованию пирса для установки пожарных автомобилей и забора воды. С этой целью проводятся работы по укреплению берега, оборудованию подъездов. Администрация обязуется в срок до 01 октября 2011 года оборудовать пирс, отвечающий требованиям законодательства о пожарной безопасности. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ГУ МЧС России по Амурской области в лице Отделения государственного пожарного надзора по г. Шимановску и Шимановскому району, Степанюк Е.А. суду пояснил, что проведённой на территории с.Нововоскресеновка проверкой были выявлены нарушения соблюдения законодательства о пожарной безопасности в населённых пунктах, расположенных в непосредственной близости к лесам, а именно: на территории Новоскресеновского сельсовета не произведена очистка территории населённого пункта от сухой растительности; не оборудован пирс с твёрдым покрытием для заправки пожарного автомобиля. По результатам проверки, ОГПН по г. Шимановску и Шимановскому району в адрес главы Нововоскресеновского сельсовета 08.10.2010 года внесено предписание об устранении выявленных нарушений №245/1/122. В соответствии с указанным предписанием, срок устранения нарушений - 01.04.2011 года. Однако в настоящее время пирс для заправки пожарных автомобилей не оборудован. Считает, что иск прокурора Шимановского района Артюшкевич В.К. к администрации Нововоскресеновского сельсовета подлежит удовлетворению в полном объёме. Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Шимановского района обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. Согласно ст. 3 ФЗ «О пожарной безопасности», основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности. Согласно ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьёй 63 настоящего Федерального закона. Согласно п. 6 Приказа МЧС РФ от 9 августа 2010 года №381 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны» (далее по тексту - Приказ МЧС №381), должностные лица ГНГО проводят проверки за соблюдением требований в области гражданской обороны на объектах надзора и принимают меры по их результатам, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в отношении: должностных лиц органов местного самоуправления. Согласно п.п. 3.1.3. п. 3 Приказа МЧС №381, органами, осуществляющими государственный надзор в области гражданской обороны (далее - органы ГНГО), являются в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, - начальники структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны, их заместители, должностные лица этих структурных подразделений, а также начальники территориальных отделов (отделений, инспекций, групп) и их заместители. Согласно п. 10 Приказа МЧС №381, должностные лица, указанные в подпункте 3.1.3 пункта 3 настоящего Административного регламента, в пределах своей компетенции имеют право: осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений и других объектов органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; выдавать руководителям или должностным лицам органов местного самоуправления и организаций, а также гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны. Как следует из предписания №245/1/122 от 08.10.2010 года по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесенного государственным инспектором г. Шимановска и Шимановского района по пожарному надзору Степанюк Е.А. для исполнения главе Нововоскресеновского сельсовета Гавага О.И., в период с 10.30 часов 06.10.2010 года по 17.00 часов 08.10.2010 года проведена проверка территории, зданий, сооружений Нововоскресеновского сельсовета по адресу: Амурская область, Шимановский район, с.Нововоскресеновка. Согласно п. 2 ст. 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя: разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности. Согласно п. 21 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. Согласно п. 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Согласно ч. 15 ст. 69 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарные расстояния … от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов - не менее 15 метров. Согласно п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В ходе мероприятия по проверке выявлены нарушения, которые необходимо устранить, в том числе: произвести очистку территории населённого пункта от сухой растительности; оборудовать пирс с твёрдым покрытием на естественных водоёмах, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года для целей пожаротушения размером 12х12 м.; расстояние от границ застройки сельских поселений Нововоскресеновского сельсовета до лесных массивов выполнить не менее 15 метров. Срок устранения указанных нарушений требований пожарной безопасности установлен до 01.04.2011 года. На данном документе имеется отметка о получении 08.10.2010 года главой Нововоскресеновского сельского совета Гавага О.И. копии предписания. Согласно п. 53 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны (утверждённого Приказ МЧС РФ от 9 августа 2010 года №81, основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями ранее выданного предписания об устранении Из акта №62 внеплановой выездной проверки от 12.04.2011 года стало известно, что в результате проведения проверки в отношении администрации Нововоскресеновского сельсовета на предмет выполнения предписания №245/1/122 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, в частности указанные в п.п. 1,2 предписания. В данном случае бездействие со стороны администрации Нововоскресеновского сельского совета, выразившееся в невыполнении установленных соответствующим образом требованиям пожарной безопасности при соблюдении которых пожар должен быть предотвращён, привело к снижению состояния защищённости от пожаров как жизни и здоровья людей, так и имущества. Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора Шимановского района, признать бездействие ответчика администрации Нововоскресеновского сельского совета Шимановского района по неисполнению мер пожарной безопасности: п.п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, приложения №1 п. 5 СНиП 2.07.01-89, незаконным. Обязать администрацию Нововоскресеновского сельского совета Шимановского района оборудовать пирс с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда. При этом суд, на основании ст. 39 ГПК РФ, принимает отказ прокурора Шимановского района от исковых требований в части произведения очистки территории населённого пункта от сухой растительности, обеспечивая расстояние от границ застройки поселения до лесных массивов не менее 15 метров, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку истец - прокурор Шимановского района Амурской области был освобождён от уплаты государственной пошлины при подаче иска, суд считает необходимым взыскать с администрации Нововоскресеновского сельского совета государственную пошлину в сумме 200 рублей в доход бюджета г.Шимановска. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Шимановского района Амурской области Артюшкевич В.К. удовлетворить в полном объёме. Признать бездействие администрации Нововоскресеновского сельского совета Шимановского района Амурской области по неисполнению мер пожарной безопасности: пунктов 21, 94, 112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, приложения №1 пункта 5 СНиП 2.07.01-89, незаконным. Обязать администрацию Нововоскресеновского сельского совета Шимановского района Амурской области: - оборудовать пирс с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в срок до 01 октября 2011 года. В остальной части заявленных прокурором Шимановского района требований дело производством прекратить в связи с отказом истца от части исковых требований, разъяснив истцу, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, не допускается. Взыскать с администрации Нововоскресеновского сельского совета Шимановского района Амурской области в доход бюджета города Шимановска Амурской области государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через данный суд в течение 10 дней со дня его провозглашения. Председательствующий: